Музыка украшает жизнь человека, доставляет ему удовольствие, радость и наслаждение. Вместе с тем труд музыканта тяжел, его путь к мастерству долог, а подлинный талант — редкость. Вот почему профессия музыканта так же общественно полезна, как и другие профессии людей искусства.
В соответствии с различными общественно-историческими формациями существовали и разные формы использования этого труда. Так, в рабовладельческом обществе труд музыканта-раба просто присваивался хозяином. О том, как это происходило, вы можете узнать, почитав хотя бы русскую литературу о крепостных артистах, например «Сороку-воровку» А. И. Герцена.
В эпоху феодализма практиковалась придворная служба специалистов разных профессий, в том числе и музыкантов. Такая деятельность формально давала музыканту некоторую независимость, однако фактически он всецело зависел от своих хозяев. Музыкант всегда обязан был быть при хозяине, сочинять и исполнять любую музыку. Таковы были судьбы И. С. Баха и Й. Гайдна, Ж. Б. Люлли и Д. С. Бортнянского и многих других музыкантов, творивших в XVIII веке.
В. А. Моцарт первый порвал с этой унизительной традицией и ценой материального благополучия, здоровья и в конце концов укороченной жизни обрел свободу. Это было незадолго до Великой французской революции 1789 года. А после нее, с развитием буржуазного общества, в Европе постепенно исчез и институт придворных музыкантов.
Правда, получив свободу, музыканты потеряли и устойчивые средства к существованию. Их количество резко сократилось, а жизнь усложнилась. То же случилось и с художниками. Однако их искусство вышло из дворцовых залов и стало достоянием широкой демократической публики.
М. Г. Рыцарева