Николай Иванович Привалов

Дата рождения
03.06.1868
Дата смерти
28.09.1928
Профессия
Страна
Россия, СССР

Привалов Николай Иванович (22 V (3 VI) 1868, Нижний Тагил — 28 IX 1928, Ленинград) — русский советский музыкант-этнограф, инструментовед, дирижёр и композитор.

В 1895 окончил Горный институт в Петербурге, в 1903 — Археологический институт там же. Находясь в 1890-х гг. в Заонежье (Олонецкой губ.), собрал коллекцию народных музыкальных инструментов. Брал уроки теории музыки у Н. Ф. Соловьёва, а также у В. Е. Савинского (теория музыки и гармония) и И. В. Лабинского (инструментовка). В 1896–1913 был музыкантом-исполнителем в Великорусском оркестре, под руководством В. В. Андреева занимался разысканием старинных русских инструментов, их исследованием и реставрацией. Затем организовал свой оркестр русских народных инструментов, которым руководил 11 лет; принимал участие в Вечерах русской песни М. И. Долиной.

С 1899 преподавал музыкально-теоретические предметы в войсках гвардии в Петербурге. В 1902 организовал Бесплатные музыкальные классы игры на народных инструментах при петербургском Народном доме и был их руководителем. В это же время под руководством Привалова были созданы самодеятельные оркестры и ансамбли — великорусский, древнерусский из домр и гуслей, хор рожечников. В 1916–17 при участии Привалова в Народном доме были организованы классы чтения произведений народной словесности, где также инсценировались обряды, игрища и былины. В 1908–19 Привалов доцент Археологического института (музыкальный фольклор).

После Октябрьской революции 1917 Привалов вёл многогранную научную, преподавательскую и просветительскую работу. В 1920–22 профессор и проректор Одесской консерватории, научный сотрудник Одесского археологического института по кафедре этнографии. В 1922–23 работал в отделе народного образования в Боровичах (инструктор по художественному образованию и руководитель оркестра русских народных инструментов). С 1923 снова в Ленинграде, где преподавал в Институте музыкального просвещения (1923–24), Центральном музыкальном техникуме (1926–27), заведовал 3-м музыкальным техникумом (1923–1925), читал лекции в Музее филармонии, руководил музыкальной самодеятельностью завода «Красный треугольник».

Одновременно выступал в качестве исполнителя на народных инструментах.

Автор оперы «На Волге» (поставлена в 1902, зал Павловой, Петербург), музыки к драматическим сценам «Илья Муромец», «Скоморохова жена». Обрабатывал народные песни. Написал самоучители игры на гуслях звончатых (СПБ, 1903), балалайке (Л., 1927). В 1914–17 редактор журнала «Музыка и пение».

Сочинения:

Ударные музыкальные инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола), «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1903, октябрь—ноябрь; Гудок — древнерусский народный, смычковый инструмент в связи со смычковыми инструментами других стран. Историко-этнографическое исследование, СПБ, 1904; Тамбуровидные музыкальные инструменты русского народа. Очерк их происхождения, появления на Руси и существования (домра, балалайка, лютня, кобза, бандура, бандурка, торбан, мандолина, гитара). Историческое исследование, «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1905, апрель—июнь, 1906, февраль; Лира (лiра, риле и реле), СПБ, 1905; Музыкальные духовые инструменты русского народа, вып. 1–2, СПБ, 1906–08; Звончатые гусли на Руси, «Музыка и пение», 1908, No 7, 8, 10; По Москве — в поисках за музыкальными народными инструментами, там же, 1908, No14-21; Ложки. Русский народный музыкальный инструмент, в связи с соответствующими музыкальными орудиями других стран и эпох. Историческое исследование, там же, 1908, No 28–33; Опыт библиографического указателя по литературе русской народной песни, в кн.: Славянские концерты Горленко-Долиной 19, 28 января и 7 февраля 1909, (СПБ, 1909); Песнетворчество южных славян, «РМГ», 1913, No 6–9, 11–14; Историческая судьба русской народной песни, там же, 1913, No 49–52; Из области церковной археологии, «Музыка и пение», 1914, No 6–8, 12; Калики-перехожие, «РМГ», 1917, No 3; Народные музыкальные инструменты Белоруссии, в кн.: Институт белорусской культуры. Записки отдела гуманитарных наук, кн. 4. Труды кафедры этнографии, т. 1, вып. 1, Минск, 1928 (на белорус. яз.), и др.

Литература: Пасхалов В., Н. И. Привалов. (Некролог), «Музыкальное образование», 1928, No 6; Крюгер A., H. И. Привалов. (Некролог), «ЖИ», 1928, No 41.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Майра Хесс Пианисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама