Николай Петрович Раков

Дата рождения
01.03.1908
Дата смерти
03.11.1990
Профессия
Страна
СССР
Николай Петрович Раков

Раков Николай Петрович (1 (14) III 1908, Калуга — 3 XI 1990 , Москва) — советский композитор, педагог, дирижёр. Народный артист РСФСР (1975). Народный артист СССР (1989). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

В 1931 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. С 1949 выступает в качестве дирижёра, исполняя свои сочинения и произведения классического репертуара. С 1932 преподаватель, с 1943 профессор Московской консерватории по классу инструментовки; среди его учеников — В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Г. Н. Рождественский, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Я. Эшпай.

Основное место в творчестве Ракова занимает инструментальная музыка (симфоническая и камерная), в которой композитор широко использует русский народно-песенный мелос, а также фольклор других народов Советского Союза (Марийская сюита, 1-я симфония (на материале напевов киргизского акына Токтогула Сатылганова), Русская увертюра, 10 фортепианных пьес на народные темы и др.).

Для симфонических сочинений Ракова характерны красочность, изысканность оркестрового письма; среди произведений крупной формы выделяется 1-й концерт для скрипки с оркестром (1944; Сталинская премия, 1946).

Композитор много работает в области инструментальной миниатюры. В его музыке преобладают лирические, светлые, мечтательные настроения; в ряде сочинений воплощены образы юности (2-я и 3-я симфонии, симфониетта).

Раков является создателем обширного педагогического репертуара для музыкальных школ и училищ, включающего произведения для фортепиано, струнных, духовых и нар. инструментов, для различных по составу ансамблей, ученических оркестров.

Сочинения:

для оркестра — 3 симфонии (1940; Молодёжная, 1957; для струнного оркестра — Маленькая, 1962), симфониетта (для струнного оркестра, 1958), сюиты Марийская (1931), Танцевальная (1934), Концертная (1949), Балетная (1950), Лирические напевы (1951), Летним днём (для струнного оркестра, 1969), Русская увертюра (1947) вальсы Концертный (1946), Праздничный (1973), Задумчивый (1973), Героический марш (1942); концерты с оркестром — 2 для фортепиано и струнного оркестра (оба — 1969), 2 для скрипки (1944, 1963); концертино для скрипки и струнного оркестра (1960), концертная фантазия для кларнета с оркестром (1968); сочинения для духового, эстрадного оркестра и оркестра народных инструментов; для фортепиано, в т. ч. 2 сонаты (в классическом стиле, 1959; 1973); 15 сонатин (1950–76), 10 пьес на народные темы (1969), 20 концертных этюдов (1929–74), новелетты (1937), Акварели (1946), вариации (h-moll, 1949; F-dur, 1969), Триптих (1970); для скрипки и фортепиано, в т. ч. 2 сонаты (1951, 1974), 2 сонатины (1964, 1965), Триптих (1968); сочинения для виолончели и фортепиано, духовых инструментов и фортепиано, для баяна; домры и фортепиано; хоры, романсы, вокальные дуэты и др.

Литература: Соловцов A., Н. П. Раков, М., 1958.

А. М. Цукер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Николай Петрович Раков… Статья об этом композиторе не была включена в Большую Советскую энциклопедию (хотя он имел почетные звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств РСФСР), его упрекали в недостаточной оригинальности, но с такой характеристикой не были согласны прежде всего музыканты, которые любили его произведения. Например, известный скрипач и альтист Эдуард Давидович Грач утверждал, что музыка Ракова «в хорошем смысле традиционна, но никогда не бывает старомодной», а другой знаменитый скрипач – Виктор Александрович Пикайзен – сравнивал творения композитора с произведениями Константина Георгиевича Паустовского, усматривая в них ту же душевную теплоту и искренность чувств.

Жизненный путь Ракова не изобиловал драматическими событиями. Родина композитора – Калуга, он появился на свет в состоятельной купеческой семье. В начале ХХ столетия такое происхождение могло сыграть роковую роль в судьбе, но этого не произошло благодаря позиции отца: после Октябрьской революции богатый купец отдал всё свое состояние городу и устроился на работу в качестве продавца. Обучаться музыке Николай начал в семилетнем возрасте, но по прошествии двух лет его увлекла скрипка. Обучение было столь успешным, что в двенадцать лет он уже мог исполнять весьма сложные произведения и даже играл в городском оркестре наравне со взрослыми музыкантами.

В школьные годы он принимал участие в этнографических экспедициях Марии Евгеньевны Шереметевой, возглавлявшей в Калуге Общество истории и древностей. В деревнях Калужской губернии юный музыкант записывал народные песни, а также мелодии, исполняемые на рожках и жалейках. Влияние этого опыта на последующее творчество композитора трудно переоценить: «Я всегда стремился, чтобы темы моих сочинений были близки народным», – утверждал Николай Петрович, и эту идею он всегда успешно реализовывал даже в тех произведениях, в которых нет фольклорных цитат (хотя и народные мелодии он использовал – например, в его «Русской увертюре» звучит мотив величальной песни «Цвели, цвели цветики»). Связь с фольклорной традицией проявлялась и в выборе инструментального состава (миниатюры для квартета духовых, множество произведений для оркестра русских народных инструментов).

В 1922 г. Раков отправился в Москву, чтобы учиться в консерватории, но из-за проблем с жильем ему пришлось вернуться в родной город. Лишь по прошествии двух лет он снова отправился в столицу, где стал студентом Музыкального техникума, а четыре года спустя – консерватории, куда он был принят сразу на третий курс. Его наставником был Рейнгольд Морицевич Глиэр. Композиторская индивидуальность Ракова проявилась уже в ранних фортепианных сочинениях, некоторые из них – Два этюда, «Танец» – сразу же были изданы. Дипломной работой его стала «Марийская сюита», созданная в 1931 г.

Завершив обучение в консерватории, Раков остался в этом учебном заведении в качестве преподавателя. Педагогической деятельностью он занимался в течении последующих пятидесяти восьми лет.

Десятилетие, последовавшее за окончанием консерватории, было насыщенным. Композитор создал оркестровую «Танцевальную сюиту», фортепианные циклы («Марийские пьесы», «Новеллетты» и другие), первые скрипичные произведения – «Скерцино» и «Импровизацию». Важным итогом этого десятилетия явилось создание Первой симфонии, завершенной в 1940 г.

В годы Великой Отечественной войны композитор написал ряд произведений, отразивших суровый дух времени – «Марш летчиков», «Героический марш», но даже в этих сочинениях проявлялась лирическая направленность его творчества. Она в полной мере проявляла себя в камерно-инструментальных миниатюрах, которые он не переставал создавать в то суровое время: «Поэма», «Романс», «Серенада» – эти и другие сочинения для скрипки, для виолончели привлекали внимание красотой мелодий и непосредственностью чувств, они сразу становились репертуарными. Не меньшую известность приобрел его Скрипичный концерт, созданный в 1944 г. и два года спустя удостоенный Сталинской премии. Тогда же – в 1940-х гг. – Раков впервые обратился к камерно-вокальному жанру, создав ряд романсов на стихи русских поэтов.

В послевоенные годы композитор впервые обратился к новым для себя противоположным друг другу областям музыки: с одной стороны – к жанру сонаты, написав Сонату для скрипки, а затем – для гобоя, для кларнета; с другой – к эстрадной музыке. Важной частью творчества Ракова стала музыка для детей – он создал педагогический репертуар практически для всех инструментов, игре на которых обучают в музыкальных школах. Не менее важной стороной его творчества была дирижерская деятельность, начавшаяся в 1949 г. Критики отмечали строгость, простоту и ясность его интерпретаций, и в то же время – богатство нюансов. Выступал Раков и в качестве пианиста, будучи исполнителем своих сочинений.

Николай Петрович Раков ушел из жизни в 1990 г. Имя композитора носит Детская музыкальная школа № 1 в Калуге, а также одна из московских музыкальных школ.

реклама

вам может быть интересно

Константин Илиев Композиторы
Леонардо Винчи Композиторы

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама