Равель. Интродукция и Аллегро для арфы

Introduction et allegro pour harpe, flûte, clarinette et quatuor

Композитор
Год создания
1905
Дата премьеры
22.02.1907
Жанр
Страна
Франция
Морис Равель / Maurice Ravel

Интродукция для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета Мориса Равеля – произведение с парадоксальной судьбой. Оно создавалось как сочинение для камерного ансамбля – септета, но в настоящее время нередко исполняется с оркестром. Рождением своим оно обязано инструменту, который на короткое время оказался в центре внимания, но довольно быстро «сошел со сцены», оставив память о себе в виде написанных для него произведений (это можно сопоставить с судьбой шубертовской сонаты «Арпеджионе» – ей тоже суждено было «пережить» инструмент, для которого она предназначалась).

В 1897 г. во Франции была создана хроматическая арфа, лишенная педалей, отсутствие которых компенсировалось дополнительными струнами, натянутыми перекрестно. Современники посчитали, что отсутствие педали упрощает игру на инструменте, и арфа новой конструкции получила распространение – появляются исполнители-виртуозы, в Парижской консерватории, а потом и в других музыкальных учебных заведениях за пределами Франции открываются классы игры на ней, а главное – ею интересуются композиторы. Например, Клод Дебюсси написал для хроматической арфы с оркестром «Танцы».

Проявил интерес к новому инструменту и Морис Равель. В 1906 г. композитор создал (возможно, для консерваторского конкурса) Интродукцию и Аллегро для хроматической арфы, сопровождаемой струнным квартетом и двумя деревянными духовыми (флейтой и кларнетом) – именно сопровождаемой, поскольку в этом септете арфа, несомненно, стала центральным «действующим лицом»; не случайно композитор избрал очень удобную для нее тональность соль-бемоль мажор. Что же касается струнного квартета и духовых, то композитор трактует их весьма своеобразно, создавая иллюзию оркестрового звучания. Это во многом определило судьбу произведения, которое впоследствии стали исполнять с оркестром.

Интродукцию и Аллегро нельзя отнести к самым популярным творениям Равеля, да и сам композитор не особенно ценил это произведение – настолько, что даже не посчитал нужным внести его в список своих сочинений. Однако эта пьеса обладает особым очарованием. Она исполнена нежности, пленительной мечтательности, обаяния юности и весны, слегка оттеняемого меланхолией. Форма пьесы близка к сонатной, хотя трактуется она весьма свободно. Задумчивая, слегка печальная тема вступления появляется вновь после светлой главной партии, принимая на себя роль побочной. Реприза, следующая за разработкой – не столько драматичной, сколько «переливающейся красками» – предваряется блестящей каденцией арфы. В этом произведении Равель – как и всегда – пристально «исследует» инструмент, привлекший его внимание, стремясь открыть в нем новые исполнительские возможности. Партия арфы насыщается мелодическим началом, и даже в традиционных пассажах и глиссандо появляется нечто новое (например, септаккорды – и нисходящие, и восходящие).

Век хроматической арфы оказался недолгим. Вопреки первоначальному впечатлению, играть на ней было намного сложнее, чем на обычной арфе с педалями, да и звук ее оказался более слабым, и вскоре хроматическая арфа вышла из употребления. Но с ее исчезновением не прервалась сценическая жизнь Интродукции и Аллегро – пьесу стали исполнять на обычной арфе. Это произведение – наряду с «Танцами» Клода Дебюсси – расширило исполнительские возможности арфы, ее звучание (в том числе и в оркестровых партитурах Равеля) приобрело особую выразительность.

В настоящее время Интродукция и Аллегро Мориса Равеля исполняется как с оркестром, так и в оригинальном – ансамблевом варианте.


В 1906 году Равель написал Интродукцию и Аллегро для арфы в сопровождении струнного квартета, флейты и кларнета. Есть сведения, что эта пьеса предназначалась для одного из консерваторских конкурсов. Как всегда, композитор стремился широко и по-своему использовать возможности инструментов, что особенно заметно в партии арфы, написанной с блеском и размахом. Равель стремится внести разнообразие в типичные формы пассажей, пользуется оригинальными приемами техники glissando (нисходящие и восходящие септаккорды), а главное — насыщает ее тем пластичным и ясным мелодизмом, который так привлекает в этом произведении.

При всей самостоятельности партии сольного инструмента она органично входит в общий ансамбль, в котором так же ясно выражено мелодическое начало. Это образец раннего лирического стиля Равеля, во многом родственный Квартету и Сонатине, хотя и отличающийся от нее более светлым колоритом.

Произведение написано в свободно трактованной сонатной форме: Интродукция, в которой изложен основной тематический материал, экспозиция (Allegro), разработка и реприза, начинающаяся блестящей каденцией арфы. Затем следует кода, всё уравновешено в звучании, соразмерно по пропорциям. Отчетливо ощутима вальсообразность. Единство общего характера музыки оживляется контрастами темпа, разнообразием колорита, виртуозностью сольной партии.

Интродукция и Аллегро не принадлежит к числу главных достижений композитора. Известно даже, что он не включил эту пьесу в список своих произведений. Но она, несомненно, обладает привлекательностью и по праву заняла свое место в ряду произведений концертно-ансамблевого жанра, сохранилась в концертном и педагогическом репертуаре.

И. Мартынов

реклама

вам может быть интересно

Родион Щедрин. «Поэтория» Вокально-симфонические

Словарные статьи

Арфа 12.01.2011 в 20:19

рекомендуем

смотрите также

Реклама