Разумовский Дмитрий Васильевич (26 X (7 XI) 1818, Тульская губ. (по некоторым данным, Киев) — 2 (14) I 1889, Москва) — русский историк музыки, археограф, педагог.
Происходил из духовного звания. Учился в Тульской духовной семинарии. В 1843 окончил Киевскую духовную академию, где впоследствии преподавал математику, естественную историю. В конце 50-х гг. участвовал в работе Комиссии по рассмотрению и исправлению нотного текста церковных певческих книг. С этого времени началась систематическая работа Разумовского в области древне-русской музыки. В 1866–89 был законоучителем и преподавателем (кафедра истории и теории русского церковного пения; с 1871 профессор) Московской консерватории. Участвовал в работе четырёх Археологических съездов (1869–1877), сотрудничал в Обществе древне-русского искусства.
Разумовский собрал, изучил, расшифровал многие рукописные памятники. Он продолжил исследования В. Ф. Одоевского, создал первый в России курс истории русского церковного пения, положив начало систематическому изучению древних периодов русской музыки. Основное внимание Разумовский уделял проблемам знаменного распева. Учебный курс Разумовского был посвящен глубинным пластам отечественной культуры. Среди его учеников — С. И. Танеев, воспринявший ряд идей Разумовского.
Существенное место в русской музыкально-исторической науке имел капитальный труд Разумовского «Церковное пение в России» (1867–69). Разумовского высоко ценил П. И. Чайковский (советовался с ним при создании своих духовных сочинений). О трудах Разумовского положительно отзывались А. Н. Серов, В. В. Стасов, Г. А. Ларош, С. В. Смоленский и др.
Сочинения:
О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения, (М., 1863); Церковное пение в России. (Опыт историко-технического изложения). Из уроков, читанных в консерватории при Московском музыкальном обществе, вып. 1–3, М., 1867–69; Патриаршие певчие диаки и поддиаки, М., 1868, (СПБ), 1895; Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского, (М., 1869); Церковное русское пение. Народное мирское пение и собственно музыка. Историческая заметка о мирском пении русского народа, М., 1869; Государевы певчие дьяки XVII века, в кн.: Сборник Общества древнерусского искусства на 1873 год, М., 1873, с. 153–81, " в кн.: Патриаршие певчие диаки и поддиаки и государевы певчие диаки, (СПБ) 1895; Богослужебное пение православной греко-российской церкви, М., 1886.
Литература: Серов A., Учено-литературная деятельность Московской консерватории, «Музыка и театр», 1867, No 15; Ф(индейзен) Н., Протоиерей Д. В. Разумовский. (Очерк его деятельности), «РМГ», 1894, No 9; Письмо протоиерея Д. В. Разумовского к В. В. Стасову, там же, 1895, No 11; Новые материалы для биографии протоиерея Дм. Вас. Разумовского, там же, 1896, No 12; Преображенский A., Из переписки A. Ф. Львова с Д. В. Разумовским и П. М. Воротниковым в 1866 году, там же, 1900, No 38; (Письма Д. В. Разумовского к B. В. Стасову), публикация H. P. Финдейзена, там же, 1909, No 1, стлб. 1–6; Собрания Д. В. Разумовского и В. Ф. Одоевского. Архив Д. В. Разумовского. Описания, под ред. И. М. Кудрявцева, М., 1960; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории. Из истории русского музыкального образования, М., 1974, с. 35–40.
Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.