Раунд (англ. round, букв. — круг) — английская национальная разновидность бесконечного канона.
Термин «раунд» появился в 16 веке; ранее в Англии и в других странах бытовали термины рота, ротула (от лат. rota — колесо). Раунд исполняется певцами без инструментального сопровождения. В отличие от бесконечного канона, в котором расстояния между вступлениями голосов могут быть различными, в раунде они всегда одинаковы. Особенность раунда состоит также в том, что все голоса в нём вступают в унисон или в октаву. Как и др. виды бесконечного канона, раунд создаёт впечатление движения по кругу, вращения (отсюда название).
Предполагают, что при исполнении раунда певцы располагались по окружности. В некоторых старинных записях раунда применено подобное же «круговое» расположение нотных строк (чаще раунд нотировался одноголосно). Один из наиболее ранних и широко известных образцов раунда — «Летний канон» («Sumer is icumen in»).
Первоначально наряду с термином «раунд» в качестве его синонима использовался также термин «кэч» (англ. catch — поимка, добыча); в 17–18 вв. этот последний термин стал обозначать особую разновидность английской многоголосной вокальной композиции, зачастую также канонического типа, но отличающуюся юмористическим характером текста и «разорванностью» мелодии, которая начинается в одном голосе и продолжается в другом.
В Англии раунд сохранился и в 20 веке. Русский термин «круговой канон» обычно применяется по отношению к особого рода бесконечному канону, идущему по квинтовому кругу (образец — в «Музыкальном приношении» И. С. Баха).
Литература: Bukofzer M. P., «Sumer is icumen in»; a revision, Berk. — Los Ang., 1944; Handschin J., The summer canon and its beackground, «Musica Disciplina», 1949, v. 3, 1951, v. 5; Harrison Fr. Ll., Rota and rondellus in English medieval musik, «Proceedings of the Royal Musical Association», 1959/60, v. 86.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.