Сюжет (от франц. sujet — тема, предмет) — ход событий, развитие действия в балетном спектакле. Иногда отождествляется с фабулой, но под последней правильнее понимать более внешнюю схему событий спектакля, их композиционную организацию, в отличие от сюжета, выражающего их глубинное, последовательное течение. Сюжет — важнейшая сторона содержания балетного спектакля, раскрывающая его тему и его идейный смысл. Идейно-тематическое содержание воплощается в движении событий сюжета, связанных с определённой жизненной ситуацией, с перипетиями действия и разрешением драматического конфликта. В сюжете реализуется столкновение сил сквозного действия и контр действия, раскрываются и развиваются характеры и образы балета. Сюжет — стержень музыкально-хореографического действия спектакля.
Сюжет балета задаётся его сценарием и воплощается в музыке. Балетная музыка отражает движение С. Вместе с тем на одну и ту же музыку могут быть поставлены балеты с разными С.: «Шехеразада» в пост. М. М. Фокина (1910) и В. П. Бурмейстера (1944); «Гаянэ» в пост. Н. А. Анисимовой (1942) и В. И. Вайнонена (1957). И, наоборот, на один и тот же С. может быть написана разная балетная музыка: «Тщетная предосторожность» с муз. Ф. Л. Герольда (1828) и с муз. П. Л. Гертеля (1864); «Сильфида» с муз. Ж. Шнейцхоффера (1832) и X. Лёвеншелля (1836). При постановке балета хореография создаётся на основе С. и музыки в их единстве, т. е. на основе муз. драматургии.
Первые балетные представления 16 — 17 вв., имевшие характер интермедий и дивертисментов в оперном и драматич. спектаклях, обычно не были связаны с С. последних или имели в них очень слабую мотивировку. Не имели они, как правило, и собственного С. По мере выделения балета в самостоят, вид иск-ва повышалась и роль в нём С. В балетах классицизма преобладали С. мифо-логич. и историч., часто воплощались С. драматич. трагедий. В эпоху просвещения в балет пришли бытовые и комедийные С. Значение большого сюжетного балета с развитой драматургией отстаивал в своих постановках и теориях Ж. Ж. Новер. В С. периода романтизма решающее значение приобретало противопоставление фантастики и реальности. В 19 — 20 вв. сюжетный балет утвердился в качестве ведущего жанра хореографич. иск-ва.
При всей значительности роли С., неправомерно сводить к нему содержание балетного спектакля, оно шире С. (см. Содержание и форма). Так, напр., С. балета «Жизель» — сентиментальная мелодрама, а по содержанию «Жизель» — романтич. драма о любви, возвышающей человека и очищающей его от себялюбия и бессердечия. В основе С. балета «Лебединое озеро»-наивная детская сказка, по содержанию же этот балет — возвышенная поэма о верности идеалу, о любви, преодолевающей смерть. Содержание балета раскрывается не только в С., но во всей полноте хореографич. действия. Развёрнутые танц. сцены в балетах Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и др. выдающихся балетмейстеров прошлого всегда связаны с С., получали в нём свою опору и мотивировку. Но они никогда не сводились к изображению внешнего хода действия, а несли лирико-драматич. образное содержание, воплощая психологич. состояния и чувства героев, раскрывая идейный смысл их поступков. С. многих балетов прошлого наивны и незначительны, богатство же содержания, воплощённое в хореографии, составляет их подлинную ценность.
На рубеже 19 — 20 вв. рус. балетм. А. А. Горский и М. М. Фокин начали борьбу за углубление и повышение роли С. в балете. Она была продолжена в сов. время балетмейстерами, стремившимися к воплощению в балетном т-ре С. большой классич. литературы («Бахчисарайский фонтан», 1934, по поэме А. С. Пушкина, балетм. Р. В. Захаров; «Ромео и Джульетта», 1940, по трагедии У. Шекспира, балетм. Л. М. Лавровский и др.). И хотя на этом пути было немало издержек, недооценок классич. наследия и утрат танц. богатств, драматургич. завоевания явились в целом достижениями сов. балетного иск-ва. Широко используются в сов. балете, наряду с С. сказочно-легендарными, из истории и из классич. литературы, также С., заимствованные из совр. жизни (см. Современность).
В зарубежной хореографии (с 1920-х гг.) широкое распространение получили бессюжетные балеты (один из наиболее значительных — «Хрустальный дворец», 1947, балетм. Дж. Баланчин), вошедшие начиная с 1960-х гг. и в практику сов. балетного т-ра («Классическая симфония» на муз. Прокофьева, 1961, балетм. К. Ф. Боярский и др.). Отсутствие С. не означает, что балет бессодержателен, хотя формалистич. спектакли, как правило, бессюжетны. Жанр бессюжетного балета успешно развивается в сов. хореографии, хотя возможности его более ограничены в сравнении с сюжетным. Нельзя сводить содержание балета к. С., но нельзя и недооценивать значение С. в балетном т-ре. Вместе с С. в балет приходит всё многообразие реальной действительности, событий жизни и поступков людей, являющееся стимулом для тех идей и чувств, к-рые воплощаются в развёрнутых танц. композициях, рождают развитую хореографию. Примером воплощения сложных драматич. С. в богатых танц. формах могут быть спектакли, поставленные Ю. Н. Григоровичем («Каменный цветок», 1957; «Легенда о любви», 1961, и др.). В них танц. действие строится не на «отанцрвы-вании» бытовых подробностей и внешней стороны С., а на сопоставлении его этапных, узловых, переломных, кульминационных моментов, выражающих внутреннее развитие действия. Сюжетный балет в развитии сов. балетного т-ра играет ведущую роль.
Литература: Захаров Р. В., Записки балетмейстера, М., 1976; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и драма, Л., 1980; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.