Сюжет в балете

Категории словаря

Сюжет (от франц. sujet — тема, предмет) — ход событий, развитие действия в балетном спектакле. Иногда отождествляется с фабулой, но под последней правильнее понимать более внешнюю схему событий спектакля, их композиционную организацию, в отличие от сюжета, выражающего их глубинное, последовательное течение. Сюжет — важнейшая сторона содержания балетного спектакля, раскрывающая его тему и его идейный смысл. Идейно-тематическое содержание воплощается в движении событий сюжета, связанных с определённой жизненной ситуацией, с перипетиями действия и разрешением драматического конфликта. В сюжете реализуется столкновение сил сквозного действия и контр действия, раскрываются и развиваются характеры и образы балета. Сюжет — стержень музыкально-хореографического действия спектакля.

Сюжет балета задаётся его сценарием и воплощается в музыке. Балетная музыка отражает движение С. Вместе с тем на одну и ту же музыку могут быть поставлены балеты с разными С.: «Шехеразада» в пост. М. М. Фокина (1910) и В. П. Бурмейстера (1944); «Гаянэ» в пост. Н. А. Анисимовой (1942) и В. И. Вайнонена (1957). И, наоборот, на один и тот же С. может быть написана разная балетная музыка: «Тщетная предосторожность» с муз. Ф. Л. Герольда (1828) и с муз. П. Л. Гертеля (1864); «Сильфида» с муз. Ж. Шнейцхоффера (1832) и X. Лёвеншелля (1836). При постановке балета хореография создаётся на основе С. и музыки в их единстве, т. е. на основе муз. драматургии.

Первые балетные представления 16 — 17 вв., имевшие характер интермедий и дивертисментов в оперном и драматич. спектаклях, обычно не были связаны с С. последних или имели в них очень слабую мотивировку. Не имели они, как правило, и собственного С. По мере выделения балета в самостоят, вид иск-ва повышалась и роль в нём С. В балетах классицизма преобладали С. мифо-логич. и историч., часто воплощались С. драматич. трагедий. В эпоху просвещения в балет пришли бытовые и комедийные С. Значение большого сюжетного балета с развитой драматургией отстаивал в своих постановках и теориях Ж. Ж. Новер. В С. периода романтизма решающее значение приобретало противопоставление фантастики и реальности. В 19 — 20 вв. сюжетный балет утвердился в качестве ведущего жанра хореографич. иск-ва.

При всей значительности роли С., неправомерно сводить к нему содержание балетного спектакля, оно шире С. (см. Содержание и форма). Так, напр., С. балета «Жизель» — сентиментальная мелодрама, а по содержанию «Жизель» — романтич. драма о любви, возвышающей человека и очищающей его от себялюбия и бессердечия. В основе С. балета «Лебединое озеро»-наивная детская сказка, по содержанию же этот балет — возвышенная поэма о верности идеалу, о любви, преодолевающей смерть. Содержание балета раскрывается не только в С., но во всей полноте хореографич. действия. Развёрнутые танц. сцены в балетах Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и др. выдающихся балетмейстеров прошлого всегда связаны с С., получали в нём свою опору и мотивировку. Но они никогда не сводились к изображению внешнего хода действия, а несли лирико-драматич. образное содержание, воплощая психологич. состояния и чувства героев, раскрывая идейный смысл их поступков. С. многих балетов прошлого наивны и незначительны, богатство же содержания, воплощённое в хореографии, составляет их подлинную ценность.

На рубеже 19 — 20 вв. рус. балетм. А. А. Горский и М. М. Фокин начали борьбу за углубление и повышение роли С. в балете. Она была продолжена в сов. время балетмейстерами, стремившимися к воплощению в балетном т-ре С. большой классич. литературы («Бахчисарайский фонтан», 1934, по поэме А. С. Пушкина, балетм. Р. В. Захаров; «Ромео и Джульетта», 1940, по трагедии У. Шекспира, балетм. Л. М. Лавровский и др.). И хотя на этом пути было немало издержек, недооценок классич. наследия и утрат танц. богатств, драматургич. завоевания явились в целом достижениями сов. балетного иск-ва. Широко используются в сов. балете, наряду с С. сказочно-легендарными, из истории и из классич. литературы, также С., заимствованные из совр. жизни (см. Современность).

В зарубежной хореографии (с 1920-х гг.) широкое распространение получили бессюжетные балеты (один из наиболее значительных — «Хрустальный дворец», 1947, балетм. Дж. Баланчин), вошедшие начиная с 1960-х гг. и в практику сов. балетного т-ра («Классическая симфония» на муз. Прокофьева, 1961, балетм. К. Ф. Боярский и др.). Отсутствие С. не означает, что балет бессодержателен, хотя формалистич. спектакли, как правило, бессюжетны. Жанр бессюжетного балета успешно развивается в сов. хореографии, хотя возможности его более ограничены в сравнении с сюжетным. Нельзя сводить содержание балета к. С., но нельзя и недооценивать значение С. в балетном т-ре. Вместе с С. в балет приходит всё многообразие реальной действительности, событий жизни и поступков людей, являющееся стимулом для тех идей и чувств, к-рые воплощаются в развёрнутых танц. композициях, рождают развитую хореографию. Примером воплощения сложных драматич. С. в богатых танц. формах могут быть спектакли, поставленные Ю. Н. Григоровичем («Каменный цветок», 1957; «Легенда о любви», 1961, и др.). В них танц. действие строится не на «отанцрвы-вании» бытовых подробностей и внешней стороны С., а на сопоставлении его этапных, узловых, переломных, кульминационных моментов, выражающих внутреннее развитие действия. Сюжетный балет в развитии сов. балетного т-ра играет ведущую роль.

Литература: Захаров Р. В., Записки балетмейстера, М., 1976; Карп П., О балете, М., 1967; его же, Балет и драма, Л., 1980; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.

В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Чанги Музыкальные инструменты
Интервал Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Мутация Теория музыки
Монодия Теория музыки
Полиметрия Теория музыки
Тунисская музыка Национальные культуры
Дробь Теория музыки
Диез Теория музыки
Режиссура в балете Балет и танец
Эпитафия Музыкальные жанры и формы
Львов музыкальный Национальные культуры
Программная музыка Термины и понятия

Реклама