Симфония № 12 ре минор, op. 112 (с подзаголовком «1917-й год») — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная в 1961 году и посвященная памяти Владимира Ильича Ленина.
Симфония написана для большого симфонического оркестра, длится приблизительно 40 минут и делится на четыре части:
1) Революционный Петроград. Moderato. Allegro
2) Разлив. Allegro. Adagio
3) «Аврора». Allegro
4) Заря Человечества. Allegro. Allegretto
Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, 3 кларнета, 3 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, струнные.
И снова
ветер,
свежий и крепкий,
валы революции
поднял в пене.
В. Маяковский
«Написать симфонию, посвященную памяти Владимира Ильича Ленина, — мое заветное, давнишнее желание. Мысль об этой симфонии возникла еще в 1924 году, в дни глубокого всенародного траура». Эти строки написаны Шостаковичем в 1940 г. Двумя годами раньше в печати появились первые сведения о работе композитора над Ленинской симфонией. Она была задумана как монументальное ораториально-симфоническое произведение на слова С. Стальского, Джамбула, Маяковского. Предполагалось использовать мелодии песен о Ленине, сложенных народными музыкантами братских республик. После подготовительной работы, изучения и отбора материала появились многочисленные эскизы будущего сочинения. Однако оно осталось незавершенным.
В 1957 г. возникла Одиннадцатая симфония «1905 год», повествующая о «генеральной репетиции» Великого Октября. Это сочинение проложило путь к осуществлению давнишней мечты композитора.
Не вождь революции, а сама революция — лучший памятник В. И. Ленину — оказалась в центре Двенадцатой симфонии. Незабываемые события Великого Октября определили ее содержание. Симфония воспринимается как монолитный музыкальный монумент — все 4 части исполняются без перерыва. Так было и в Одиннадцатой симфонии. Обе симфонии сближает еще одна деталь: каждая часть снабжена названием. Однако в Двенадцатой заголовки раскрываются более обобщенно, музыка не столь предметна и вызывает широкий круг жизненных представлений.
Показательно, что композитор не прибегает к используемому в Одиннадцатой симфонии приему цитирования подлинных революционных напевов. Но, отказавшись от прямых цитат, Шостакович насытил мелодический язык симфонии духом революционной песенности. Так высокое обобщение соединилось с исторической достоверностью, крупномасштабные образы наполнились живым дыханием Октября.
Свежий ветер революции бушует в музыке I части. Впервые в симфониях Шостаковича (если не считать юношеской Первой и миниатюрной Девятой) симфонический цикл открывается быстрой частью, исполненной бурной динамики. Три рельефно очерченные темы действуют в ней. Первую провозглашают во вступлении виолончели и контрабасы. Суровая, богатырская по размаху, она словно подчеркивает значительность происходящего, становясь своего рода музыкальным эпиграфом всей симфонии.
Из нее рождается и главная тема I части в характере быстрого марша. Она обладает даром мгновенных превращений и звучит то напористо и твердо, то встревоженно, то яростно и самозабвенно, рождая красноречивый образ революционной борьбы. Наконец побочная тема (ее тихо начинают струнные басы), покоряющая широким песенным движением, воплощает народную мечту о счастье.
Но вот картина взбудораженного революцией города медленно расплывается. В музыку входят спокойствие и сосредоточенность — начинается II часть. Суровая простота северной природы и величие прозорливой ленинской мысли слились в одно целое. Плавно и вольно движется музыка к эмоциональной вершине — возвышенному монологу тромбона, проникнутому пламенной убежденностью. Многозначительный образ возникает и ранее, в среднем разделе части, когда на фоне торжественно-тихих аккордов флейта с кларнетом произносят раздумчивую и светлую мелодию.
Эта мелодия превращается затем в главную тему III части. Изменения ритма и темпа сообщили ей черты мужественной решимости, волевой устремленности. Создается впечатление, что «мысль, выраженная во II части, в III начинает осуществляться в действии» (Г. Орлов). И впрямь, музыка III части необычайно действенна и, по сравнению с другими частями, наиболее живописна.
Воображению рисуется тревожный сумрак осенней балтийской ночи, из которого постепенно выплывает силуэт легендарного крейсера. Музыкальным символом «Авроры» становится песенная побочная тема I части. Лучистая тема эта все настойчивее пробивается сквозь грозные звуковые вихри, а после громоподобного соло ударных, имитирующих исторический выстрел «Авроры», победно звучит у всего оркестра.
Радостным ликованием начинается финал. Напряжение битвы снимается. В живом калейдоскопе эпизодов — то монументальных, то стремительных, то юношески безмятежных и мечтательных — возникает многогранный, полнокровный образ великой победы, долгожданного освобождения.
История создания
29 сентября 1960 года, выступая в радиожурнале «Музыкальная жизнь Российской Федерации», Шостакович рассказал о своей новой симфонии, которая посвящена образу Ленина. По словам композитора, ее идея возникла много лет назад. Еще в 30-е годы в газетах появились сообщения о том, что Шостакович работает над Ленинской симфонией. Предполагалось использовать стихи Маяковского. Но тогда вместо этой, программной, возникла Шестая.
Гениальный композитор был совершенно искренним. Он был человеком своего времени, потомственным интеллигентом, воспитанным на идеях свободы, равенства, братства всех людей. Лозунги, провозглашенные коммунистами, не могли не привлекать его. Симфония была закончена в 1961 году и впервые прозвучала 15 октября того же года в Москве под управлением К. Иванова.
Музыка
Четыре части симфонии имеют программные подзаголовки. Первая часть — «Революционный Петроград» — начинается торжественно и сурово. После небольшого вступления следует полное бушующей энергии сонатное аллегро. Главная партия написана в характере динамического, напористого марша, побочная распевна, светла. В разработке появляются мотивы революционных песен. Заключение части перекликается с началом — вновь возникают величественные аккорды вступления. Постепенно стихает звучность, наступает тишина, сосредоточенность.
Вторая часть — «Разлив» — музыкальный пейзаж. Спокойное неторопливое движение низких струнных приводит к появлению мелодии-монолога скрипок. Новые краски привносит солирующий кларнет. В среднем разделе части (в ее форме сочетаются признаки сложной трехчастности и вариаций) появляются светлые напевы флейты и кларнета, придающие оттенок пасторальности. Постепенно колорит сгущается. Кульминация части — соло тромбона.
Третья часть посвящена событиям памятной октябрьской ночи. Настороженно и тревожно звучат глухие удары литавр. Их сменяют остро ритмичные пиццикато струнных, звучность нарастает и снова спадает. Тематически эта часть связана с предшествующими: в ней сначала используется мотив из среднего раздела «Разлива», затем появляется в увеличении, в мощном звучании тромбонов и тубы, к которым далее присоединяются и другие инструменты, побочная тема «Революционного Петрограда». Генеральная кульминация всей симфонии — выстрел «Авроры» — громовое соло ударных. В репризе трехчастной формы обе эти темы звучат одновременно.
Финал симфонии — «Заря человечества». Его форма, свободная, не поддающаяся однозначной трактовке, некоторыми исследователями рассматривается как двойные вариации с кодой. Основная тема, торжественно-фанфарная, напоминает аналогичные мелодии из кинофильмов с музыкой Шостаковича, таких как «Падение Берлина», воспевающих победу, вождя. Вторая тема — вальсообразная, в прозрачном звучании струнных, заставляет вспомнить хрупкие образы юности. Но ее абрис близок одной из тем «Разлива», что создает образное единство. Заканчивается симфония победным апофеозом.
М. Сабинина рассматривает весь цикл как гигантски разросшуюся трехчастную форму, где средний, контрастный раздел — «Разлив», а третья часть служит связкой, подводящей к репризе и коде в «Заре человечества».