Вадим Салманов — выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма «Двенадцать» (по А. Блоку) и хоровой цикл «Лебедушка», симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.
Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки — М. Штейнберга.
Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока — любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.
С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина «Лес», вокально-симфоническая поэма «Зоя», 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита «Поэтические картинки» (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма «Двенадцать» (1957), хоровой цикл «…Но бьется сердце» (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др.
В творчестве этих лет уточняется концепция художника — высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме «Двенадцать».
Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961–1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония — наиболее сложное симфоническое произведение композитора.
С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется «русская тема», но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты «Лебедушка» (1967) и «Добрый молодец» (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы.
В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.
Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.
Т. Ершова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Салманов Вадим Николаевич (22 Х (4 XI) 1912, Петербург — 27 II 1978, там же) — советский композитор. Народный артист РСФСР (1972). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Глинки (1970).
В 1941 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. Ф. Гнесина. В 1941–45 в Советской Армии. В 1945–46 ассистент Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. В 1946–52 преподаватель Музыкального училища при Ленинградской консерватории (в 1947–51 заведующий композиторским отделением). С 1951 преподаватель Ленинградской консерватории (с 1965 профессор).
Салманову принадлежат значительные сочинения в различных жанрах. Особенно широкое признание получили хоровые произведения Салманова, в том числе хоровой концерт «Лебёдушка» на народные тексты. Композитору удалось возродить традиционный жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке Салманова органично претворены элементы русского фольклора. Секретарь правления Союза композиторов РСФСР (с 1968).
Сочинения:
балет — Человек (по Э. Межелайтису, 1964); для солистов, хора и оркестра — поэма-оратория Двенадцать (по А. А. Блоку, 1957), кантаты Ода Ленину (сл. П. Неруды, 1970), Скифы (по Блоку, 1973); для голоса и оркестра — поэма Зоя (сл. М. И. Алигер, 1951); для оркестра — симфонии (1952, 1959, 1963, 1976), Детская симфония (1962), картина Лес (1948), Русское каприччио (1950), Славянский хоровод (1952), Поэтические картинки (по Г. X. Андерсену, 1955); для скрипки с оркестром — концерты (1964, 1974); Ночи большого города (1969, для скрипки и камерного оркестра); Монолог (для виолончели и камерного оркестра, 1972); соната для струнного оркестра и фортепиано (1961); камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. фортепианное трио (1946, 1949), 6 струнных квартетов (1945, 1958, 1961, 1963, 1968, 1971); для скрипки и фортепиано — сонаты (1945, 1962); для хора — концерты Лебёдушка (1970), Добрый молодец (1972); циклы хоров на сл. Н. Хикмета, Р. Гамзатова, С. А. Есенина, Я. Купалы, Ф. И. Тютчева, и др.; для хора с органом — кантата К молодым (сл. А. Т. Твардовского, 1976), вокализы — De profundis, In memoriam (1973); для голоса с фортепиано — вокальные циклы на сл. А. А. Блока (1940–45), А. А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. А. Есенина (1955), Испания в сердце (сл. Ф. Гарсиа Лорки и Д. Неруды, 1959), Песни об одиночестве (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967), на сл. Ф. И. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971), В. Шелли (1975) и др.; музыка к спектаклям драм. театров и кинофильмам.
М. М. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.