Известный итальянский композитор, дирижер и педагог Дж. Сарти внес заметный вклад в развитие русской музыкальной культуры.
Он родился в семье ювелира — скрипача-любителя. Начальное музыкальное образование получил в церковно-певческой школе, а в дальнейшем брал уроки у профессиональных музыкантов (у Ф. Валлотти в Падуе и у знаменитого падре Мартини в Болонье). К 13 годам Сарти уже неплохо играл на клавишных инструментах, это позволило ему занять должность органиста в родном городе.
С 1752 г. Сарти начал работать и в оперном театре. Его первая опера — «Помпей в Армении» — была встречена с большим энтузиазмом, а вторая, написанная для Венеции, — «Король-пастух» — принесла ему настоящий триумф и славу. В том же 1753 г. Сарти был приглашен в Копенгаген капельмейстером итальянской оперной труппы и начал сочинять наряду с итальянскими операми зингшпили на датском языке. (Примечательно, что, прожив в Дании около 20 лет, композитор так и не научился датскому языку, используя при сочинении подстрочный перевод.) За годы пребывания в Копенгагене Сарти создал 24 оперы. Считается, что своим творчеством Сарти во многом положил начало датской опере.
Наряду с сочинением Сарти занимался педагогической деятельностью. Одно время он давал уроки пения даже датскому королю. В 1772 г. итальянская антреприза потерпела крах, у композитора оказался крупный долг и в 1775 г. по приговору суда он вынужден был покинуть Данию. В следующее десятилетие жизнь Сарти была связана в основном с двумя городами Италии: с Венецией (1775–79), где он являлся директором женской консерватории, и с Миланом (1779–84), где Сарти был капельмейстером собора.
Творчество композитора в этот период достигает европейской славы — его оперы ставятся на сценах Вены, Парижа, Лондона (среди них — «Деревенская ревность» — 1776, «Ахилл на Скиросе» — 1779, «Двое ссорятся — третий радуется» — 1782). В 1784 г. по приглашению Екатерины II Сарти прибыл в Россию. По дороге в Петербург, в Вене, он встретился с В. А. Моцартом, который внимательно познакомился с его сочинениями. Впоследствии Моцарт использовал одну из оперных тем Сарти в сцене бала «Дон-Жуана». Со своей стороны, не оценив гения композитора или, может быть, испытывая тайную зависть к таланту Моцарта, Сарти год спустя опубликовал критическую статью о его квартетах.
Занимая в России должность придворного капельмейстера, Сарти создал 8 опер, балет и около 30 произведений вокально-хорового жанра. Композиторские успехи Сарти в России сопровождались успехами и его придворной карьеры. Первые годы после своего приезда (1786–90) он провел на юге страны, находясь на службе у Г. Потемкина. У князя были замыслы об устройстве музыкальной академии в городе Екатеринославе, и Сарти тогда получил титул директора академии.
В московском архиве сохранилось любопытное прошение Сарти о высылке ему денег для устройства академии, а также о пожаловании обещанной деревни, так как его «личное хозяйство находится в крайне шатком состоянии». Из этого же письма можно судить и о дальнейших планах композитора: «Если бы у меня были военный чин и деньги, я бы стал просить правительство дать мне земельные участки, я бы вызвал итальянских крестьян и понастроил бы на этой земле дома».
Замыслам Потемкина не суждено было осуществиться, и в 1790 г. Сарти вернулся в Петербург к обязанностям придворного капельмейстера. По заказу Екатерины II вместе с К. Каноббио и В. Пашкевичем он принял участие в создании и постановке грандиозного спектакля на текст императрицы с вольно истолкованным сюжетом из русской истории — «Начальное управление Олега» (1790). После смерти Екатерины Сарти написал к коронации Павла I торжественный хор, сохранив таким образом и при новом дворе свое привилегированное положение.
Последние годы жизни композитор занимался теоретическими исследованиями по акустике и, среди прочего, установил частоту так наз. «петербургского камертона» (а1 = 436 гц). Петербургская Академия наук высоко оценила научные труды Сарти и избрала его своим почетным членом (1796). Акустические исследования Сарти сохраняли свое значение в течение почти 100 лет (лишь в 1885 г. в Вене был утвержден международный эталон а1 = 435 гц). В 1802 г. Сарти решил вернуться на родину, но по дороге заболел и скончался в Берлине.
Творчество Сарти в России как бы завершает собой целую эпоху творчества итальянских музыкантов, приглашаемых в течение всего XVIII в. в Петербург на должность придворного капельмейстера. Кантаты и оратории, приветственные хоры и гимны Сарти составили особую страницу развития русской хоровой культуры екатерининской эпохи. Своими масштабами, монументальностью и грандиозностью звучания, пышностью оркестрового колорита они как нельзя лучше отражали вкусы петербургского аристократического круга последней трети XVIII в.
Произведения создавались по заказу двора, были приурочены к крупным победам русского войска или к торжественным событиям императорской семьи и исполнялись обычно на открытом воздухе. Иногда общее число музыкантов достигало 300 человек. Так, например, при исполнении оратории «Слава в вышних богу» (1792) на окончание русско-турецкой войны было занято 2 хора, 2 состава симфонического оркестра, роговой оркестр, специальная группа ударных инструментов, были использованы колокольный звон и пушечная пальба(!). Подобной монументальностью отличались и другие произведения ораториального жанра — «Тебе бога хвалим» (по случаю взятия Очакова, 1789), Те Deum (на взятие крепости Килия, 1790) и т. п.
Педагогическая деятельность Сарти, начавшаяся еще в Италии (его ученик — Л. Керубини), развернулась в полную силу именно в России, где Сарти создал свою композиторскую школу. Среди его учеников — С. Дегтярев, С. Давыдов, Л. Гурилев, А. Ведель, Д. Кашин.
По своей художественной значимости произведения Сарти неравноценны — приближаясь в отдельных операх к реформаторским произведениям К. В. Глюка, композитор в большинстве своих сочинений все же оставался верен традиционному языку эпохи. Вместе с тем приветственные хоры и монументальные кантаты, написанные преимущественно для России, долгое время служили образцами для русских композиторов, не утрачивая своего значения в последующие десятилетия, и исполнялись на церемониях, празднествах вплоть до коронации Николая I (1826).
А. Лебедева
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Сарти, Джузеппе (итал. Giuseppe Sarti; 1 XII 1729, Фаэнца — 28 VII 1802, Берлин) — итальянский композитор.
Занимался в церковной певческой школе г. Фаэнца, затем у Ф. Валлотти в Падуе и Дж. Мартини в Болонье. В 1742–50 был органистом собора в Фаэнце, в 1752 работал там же в оперном театре, для которого написал свою первую оперу «Помпеи в Армении». С 1753 капельмейстер итальянской оперной труппы братьев А. и П. Минготти в Копенгагене, в 1755–65 и 1768–75 руководитель придворной капеллы там же. Писал наряду с итальянскими операми также зингшпили на датском языке. По возвращении в Италию в 1775–79 возглавлял консерваторию (оспедалетто) «Санти-Джованни э Паоло» в Венеции, в 1779–84 был капельмейстером собора св. Марка. В этот период созданы многие из его лучших опер: в жанре сериа — «Ахилл на Скиросе» (1779), «Юлий Сабин» (1781) и буффа — «Деревенская ревность» (1776), «Двое ссорятся — третий радуется» (1782). Оперы Сарти неравноценны, но в отдельных произведениях он достигал большой выразительной силы, сближаясь с реформаторскими тенденциями, родственными К. В. Глюку. Для этих опер характерны развёрнутые драматические сцены, основанные на recitativo accompagnato, увеличенный состав оркестра, разнообразные формы сольных вокальных номеров.
В 1784 Сарти был приглашён в Россию на должность придворного капельмейстера. По пути в Петербург, в Вене состоялись дружеские встречи Сарти с В. А. Моцартом (последний использовал одну из тем оперы Сарти «Двое ссорятся — третий радуется» в сцене бала из «Дон Жуана»; принадлежность Моцарту клавирных вариаций на ту же тему оспаривается). Но Сарти не сумел в полной мере оценить значение творчества Моцарта и впоследствии критически отзывался о нём. В 1784–1786 на сцене петербургского придворного и городских театров был поставлен ряд опер Сарти (созданных ранее и новых). В 1785 Сарти написал по заказу Г. А. Потёмкина ораторию на русский текст «Господи, воззвах к тебе» (в её исполнении участвовали 2 хора, симфонический и роговой оркестры).
С 1786 он находился ца службе у Потёмкина и возглавлял его домашнюю капеллу в Причерноморье. Располагая большими исполнительскими средствами, Сарти создавал произведения торжественного официально-репрезентативного характера, поражавшие слушателей мощью и грандиозностью звучания. В исполнении итальянской кантаты в честь приезда Екатерины II в. Херсон (1787) принимало участие, по сообщению газеты «С.-Петербургские ведомости», 185 певцов и инструменталистов, оратории «Тебе бога хвалим» по случаю взятия Очакова (1789, Яссы) — до 300 человек, причём её исполнение сопровождалось звоном колоколов и пушечными залпами. Такой же монументальностью звучания отличались итальянская кантата «Юпитер, слава и смерть», Те deum на взятие крепости Килия (оба 1790, Бендеры), а также «Слава в вышних богу», на окончание русско-турецкой войны (1792, Петербург).
Сарти проявил в этих произведениях мастерское владение большими звуковыми массами, умело распределяя контрасты и объединяя различные группы исполнителей в одно целое. Иногда он использовал сложные полифонические формы (например, в 8-голосной фуге на текст Kyrie eleison — «Fuga a otto voci reale», 1787). Но они рассчитаны преимущественно на внешний эффект и воздействуют главным образом количественной стороной звучания. Некоторые из этих сочинений неоднократно исполнялись на концертных эстрадах Петербурга и Москвы в конце 18 — начале 19 в.
С 1790 Сарти вновь состоял на придворной службе в Петербурге, но сохранял титул директора Екатеринославской музыкальной академии, которая была официально учреждена по инициативе Потёмкина, но никогда не существовала на деле. Сарти участвовал совместно с В. А. Пашкевичем и К. Каноббио в сочинении музыки к пьесе Екатерины II «Начальное управление Олега» (1790; Сарти принадлежали торжественные хоры 5-го акта и музыка отрывка из «Альцесты» Еврипида). Стремясь приблизиться к характеру древне-греческой театральной декламации и звучанию античных инструментов, Сарти создал типичный образец академического архаизирующего классицизма. Приложенное к партитуре «Объяснение» (русский перевод Н. А. Львова, который, возможно, участвовал и в самом составлении текста) обнаруживает солидную историческую эрудицию Сарти.
В последующие годы Сарти писал преимущественно сочинения «на случай», связанные с различными событиями придворной жизни, редко обращался к музыкально-театральным жанрам. Среди этих сочинений — «Реквием памяти Людовика XVI» (1793), казнённого французским революционным правительством, «Гимн Церере» (1793, Павловск), «Концертный гимн» и кантата «Гений России» на коронацию Павла I (оба 1797), «Приношение Павлу I» (вероятно, 1799, написано для исполнения дочерьми Павла, с которыми занимался Сарти), Miserere (1800). В 1801 Сарти решил вернуться на родину, но умер во время остановки в Берлине.
Сарти пользовался авторитетом как педагог. Среди его учеников — Л. Керубини (в Италии), А. Л. Ведель, Л. С. Гурилёв, С. И. Давыдов, С. А. Дегтярев, Д. Н. Кашин (в России). В 1796 он представил в Академию наук изобретённый им аппарат для измерения высоты звука (т.н. петербургский камертон), установив число колебаний в звуке а1, очень близкое к международному стандарту, введенному в 1888. Сарти принадлежит также теоретический труд о генерал-басе («Trattato del basso generale», не окончен).
Сочинения:
оперы (более 50) — Король-пастух (Il re pastore, 1753, Венеция), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1762, Копенгаген), Митридат (1765, Парма), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1771, Падуя), Деревенская ревность (Le gelosie villane, 1776, Венеция), Медонт (1777, Флоренция), Ахилл на Скиросе (Achille in Sciro, 1779, Флоренция), Юлий Сабин (1781, Венеция), Александр и Тимофей (1782, Парма), Двое ссорятся — третий радуется (Frа i due litiganti il terzo gode, 1782, Милан), Идалида (1783, там же), Утешенные любовники (Gli amanti consolati, 1784, Петербург), Мнимые наследники (I finti eredi, 1785, там же), Армида и Ринальдо (1786, там же), Кастор и Поллукс (1786, там же), Триумф Аталанты (Il trionfo d’Atalanta, 1791, пост. ок. 1800, там же), Андромеда (1798, там же), Индейская семья в Англии (La famille indienne en Angleterre, вероятно, 1799, там же), Эней в Лацио (1799, Петербург), балет — Любовь Флоры и Зефира (Les amours de Flore et de Zephire, 1800, Гатчина), для хора и оркестра — Юпитер, слава и смерть (Giove, la gloria e morte, 1790), Гимн Церера (Inno a Cerere, 1793), Концертный гимн (Inno concertate, 1797), кантата Гении России (Il genio della Russia, 1797), Приношение Павлу I (Omaggio per lo zar Paolo I, для женских голосов соло и камерного оркестра, вероятно, 1799), 4 мессы, 5 мотетов, 3 miserere, офферториум; для хора a cappella (на русские тексты) — Отче наш (из полной обедни), Ныне силы небесные, 6-голосные концерты Радуйтеся богу и Отрыгну сердце, 3 сонаты для клавесина (Three sonates for the harpsichord, L., 1769), симфонии, концерты.
Литература: Финдейзен Н., Дж Сарти, в сб.: Музыкальная старина, вып. 1, СПБ, 1903, его же, Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 2, вып. 5–6, М.-Л., 1928–29, с. 131–41, 253–60, Иванов-Борецкий М., Д. Сарти в России, в сб.: Музыкальное наследство, М., 1935; (о Дж. Сарти), «СМ», 1950, No 12, с. 69–70, Язовицкая Э., Кантата Дж. Сарти «Il genio della Russia», в кн.: Ученые записки Научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии, т. 2, Л., 1958; Pasolini-Zanelli G., G. Sarti, Faenza, 1883, Thrane C., Sarti in Kopenhagen, «SIMG», 1901–02, Jahrg. 3; Untersteiner A., G. Sarti, «Gazzetta musicale di Milano», 1902, 24 juh; Abert H., W. A. Mozart, Tl 1–2, Lpz., 1919- 1921, 1973–75, Delia Corte A., L’opera comica italiana nel’700, v. 2, Ban, 1923, Rivalta C., G. Sarti, musicista faentino del secolo XVIII, Faenza, 1928, Mоoser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, t. 2–3, (Gen.), 1951.
Ю. В. Келдыш
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.