Мария Лукьяновна Биешу

Maria Bieşu

Дата рождения
03.08.1934
Дата смерти
16.05.2012
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
СССР

Мария Лукьяновна Биешу / Maria Bieşu

Мария Биешу… Это имя уже сегодня овеяно дыханием легенды. Яркая творческая судьба, где в чудной гармонии сливаются необычное и закономерное, простое и сложное, ясное и непостижимое…

Широкая известность, высшие артистические звания и награды, блистательные победы на международных конкурсах, успех на оперных и концертных сценах крупнейших городов мира – всё это пришло к певице, работающей в Молдавском государственном академическом театре оперы и балета.

Природа щедро наделила Марию Биешу всем, что необходимо современному оперному исполнителю. Восхитительной свежестью и полнотой тембра завораживает звучание ее голоса. В нем органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые «низы» и сверкающие «верхи». Вокал Биешу пленяет непринужденным совершенством певческого мастерства и пластичным изяществом певческой линии.

Её удивительный голос узнаёшь сразу. Редкий по красоте его тембр содержит в себе огромную волнующую выразительность.

Исполнение Биешу дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения. Врождённая музыкальность питает актёрский дар певицы. Музыкальное начало всегда первично в её работе. Оно диктует Биешу все элементы сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику, жест – поэтому в её партиях органично сливаются вокальная и сценическая стороны. Певица одинаково убедительна в таких разноплановых ролях ,как скромная, поэтичная Татьяна и властная, жестокая Турандот, нежная гейша Баттерфляй и царственная фрейлина Леонора («Трубадур»), хрупкая, милая Иоланта и независимая, гордая Земфира из «Алеко», царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума из «Чародейки», драматичная, пылкая Тоска и кроткая Мими.

В репертуаре Марии Биешу более двадцати ярких музыкально-сценических образов. К упомянутым добавим Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи, Дездемону в «Отелло» и Леонору в «Силе судьбы» Верди, Наталью в опере Т. Хренникова «В бурю», а также ведущие партии в операх молдавских композиторов А. Стырчи, Г. Няги, Д. Гершфельда.

Особенно следует выделить Норму в опере Беллини. Именно в этой сложнейшей масштабной партии, требующей подлинного трагедийного темперамента, обязывающей к совершенному владению певческим мастерством, все грани художественной личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение.

Несомненно, Мария Биешу – прежде всего оперная певица. И наивысшие её достижения – на оперной сцене. Но огромный успех снискало и её камерное исполнительство, которое отличается высоким чувством стиля, глубиной проникновения в художественный образ и вместе с тем необыкновенной искренностью, сердечностью, эмоциональной полнотой и свободой. Певице близки тонкий, лирический психологизм романсов Чайковского и драматический пафос вокальных монологов Рахманинова, величавая глубина старинных арий и фольклорный колорит музыки молдавских композиторов. Концерты Биешу всегда обещают встречу с новыми или редко звучащими произведениями. В её репертуаре – Каччини и Гретри, Шоссон и Дебюсси, Р. Штраус и Регер, Прокофьев и Слонимский, Палиашвили и Арутюнян, Загорский и Дога…

Родилась Мария Биешу на юге Молдавии в селе Волонтировка. Любовь к музыке она унаследовала от родителей. Ещё в школе, а затем в сельскохозяйственном техникуме Мария участвовала в самодеятельности. После одного из Республиканских смотров народных талантов жюри направило её на учёбу в Кишинёвскую государственную консерваторию.

Уже первокурсницей Мария исполняла молдавские народные песни в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. На третьем курсе её пригласили в ансамбль народной музыки «Флуераш». Вскоре молодая солистка завоевала признание публики. Казалось ,Мария нашла себя… Но её уже влекла оперная сцена. И в 1961 году, окончив консерваторию, она поступает в труппу Молдавского государственного театра оперы и балета.

Первое же выступление Биешу в роли Флории Тоски выявило незаурядный оперный талант молодой певицы. Её направили на стажировку в Италию, в театр «Ла Скала».

В 1966 году Биешу стала лауреатом Третьего Международного конкурса имени Чайковского в Москве, а в 1967 году в Токио ей были присуждены первая премия и приз «Золотой кубок» в Первом Международном конкурсе на лучшее исполнение партии мадам Баттерфляй.

Имя Марии Биешу приобретает широкую известность. В ролях Чио-Чио-сан, Аиды, Тоски, Лизы, Татьяны она выходит на сцены Варшавы, Белграда, Софии, Праги, Лейпцига, Хельсинки, исполняет партию Недды в Нью-Йорке в «Метрополитен-опере». Певица совершает длительные концертные турне по Японии, Австралии, Кубе, выступает в Рио-де-Жанейро, Западном Берлине, Париже.

…Разные страны, города, театры. Непрерывная череда спектаклей, концертов, съёмок, репетиций. Ежедневная многочасовая работа над репертуаром. Вокальный класс в Молдавской государственной консерватории. Работа в жюри международных и всесоюзных конкурсов. Многотрудные обязанности депутата Верховного Совета СССР… Такова жизнь Марии Биешу – народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии, лауреата Государственных премий СССР и Молдавской ССР, замечательного художника-коммуниста, выдающейся оперной певицы нашего времени.

Вот лишь некоторые отклики на искусство молдавской советской певицы.

Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Её голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе. («Музыкальная жизнь», Москва, 1969)

Её Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, завершённость образа, изящная певческая линия и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд мировых современных певиц. («Отечествен глас», Пловдив, 1970)

Певица внесла в трактовку образа маленькой мадам Баттерфляй исключительную лиричность и вместе с тем сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано. («Политика», Белград, 1977)

Певица из Молдавии принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она – певица экстракласса. («Ди Вельт», Западный Берлин, 1973)

Мария Биешу – обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У неё очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие её на сцене просто отличные. («Нью-Йорк таймс», Нью-Йорк, 1971)

Голос мисс Биешу – инструмент, льющий красоту. («Аустралиан манди», 1979)

Источник: Мария Биешу. Фотоальбом. Составление и текст Е. В. Вдовиной. – Кишинёв: «Тимпул», 1986.

На фото: Мария Биешу, 1976 год. Фото из архива РИА Новости

реклама

вам может быть интересно

Эйлин Джойс Пианисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Бикс Байдербек Инструменталисты
Джеймс Токко Пианисты
Майкл Балф Композиторы
Божидар Ноев Пианисты

Реклама