Мария Лукьяновна Биешу

Дата рождения
03.08.1934
Дата смерти
16.05.2012
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
СССР
Мария Лукьяновна Биешу / Maria Bieşu

Биешу Мария Лукьяновна (3 VIII 1934, с. Волонтировка, ныне Суворовского района — 16 V 2012, Кишинёв) — советская певица (лирико-драматическое сопрано). Герой Социалистического Труда (1990). Народная артистка СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1982) и Государственной премии СССР (1974). Депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов.

Пела в самодеятельности. В 1961 окончила Кишинёвскую консерваторию (класс пения С. Л. Зарифьян). В 1965–1967 проходила стажировку в миланском театре «Ла Скала». В 1958–60 выступала с молдавским оркестром народных инструментов «Флуераш». С 1961 солистка Молдавского театра оперы и балета (дебютировала в партии Тоски). Партии: Татьяна, Аида, Лиза; Недда («Паяцы»); Чио-Чио-сан; Аурелия («Аурелия» Гершфельда, 2-я ред., первая исполнительница, 1963) и др.

1-я премия на Первом международном конкурсе на лучшее исполнение партии Чио-Чио-сан (1967, Япония).

Литература: Ткач Е., Музыканты из Молдавии, «СМ», 1964, No 1, с. 70–71; его же, Обладательница Золотого кубка, «Театральная жизнь», 1969, No 20, с. 27–29; Мануйлов М., Мария Биешу, «МЖ», 1966, No 23, с. 9–10.

Н. И. Шехтман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Мария Биешу… Это имя уже сегодня овеяно дыханием легенды. Яркая творческая судьба, где в чудной гармонии сливаются необычное и закономерное, простое и сложное, ясное и непостижимое…

Широкая известность, высшие артистические звания и награды, блистательные победы на международных конкурсах, успех на оперных и концертных сценах крупнейших городов мира – всё это пришло к певице, работающей в Молдавском государственном академическом театре оперы и балета.

Природа щедро наделила Марию Биешу всем, что необходимо современному оперному исполнителю. Восхитительной свежестью и полнотой тембра завораживает звучание ее голоса. В нем органично соединяются необыкновенно звонкий грудной средний регистр, полнозвучные открытые «низы» и сверкающие «верхи». Вокал Биешу пленяет непринужденным совершенством певческого мастерства и пластичным изяществом певческой линии.

Её удивительный голос узнаёшь сразу. Редкий по красоте его тембр содержит в себе огромную волнующую выразительность.

Исполнение Биешу дышит сердечным теплом и непосредственностью выражения. Врождённая музыкальность питает актёрский дар певицы. Музыкальное начало всегда первично в её работе. Оно диктует Биешу все элементы сценического поведения: темпо-ритм, пластику, мимику, жест – поэтому в её партиях органично сливаются вокальная и сценическая стороны. Певица одинаково убедительна в таких разноплановых ролях ,как скромная, поэтичная Татьяна и властная, жестокая Турандот, нежная гейша Баттерфляй и царственная фрейлина Леонора («Трубадур»), хрупкая, милая Иоланта и независимая, гордая Земфира из «Алеко», царевна-рабыня Аида и свободная простолюдинка Кума из «Чародейки», драматичная, пылкая Тоска и кроткая Мими.

В репертуаре Марии Биешу более двадцати ярких музыкально-сценических образов. К упомянутым добавим Сантуццу в «Сельской чести» Масканьи, Дездемону в «Отелло» и Леонору в «Силе судьбы» Верди, Наталью в опере Т. Хренникова «В бурю», а также ведущие партии в операх молдавских композиторов А. Стырчи, Г. Няги, Д. Гершфельда.

Особенно следует выделить Норму в опере Беллини. Именно в этой сложнейшей масштабной партии, требующей подлинного трагедийного темперамента, обязывающей к совершенному владению певческим мастерством, все грани художественной личности певицы получили наиболее полное и гармоничное выражение.

Несомненно, Мария Биешу – прежде всего оперная певица. И наивысшие её достижения – на оперной сцене. Но огромный успех снискало и её камерное исполнительство, которое отличается высоким чувством стиля, глубиной проникновения в художественный образ и вместе с тем необыкновенной искренностью, сердечностью, эмоциональной полнотой и свободой. Певице близки тонкий, лирический психологизм романсов Чайковского и драматический пафос вокальных монологов Рахманинова, величавая глубина старинных арий и фольклорный колорит музыки молдавских композиторов. Концерты Биешу всегда обещают встречу с новыми или редко звучащими произведениями. В её репертуаре – Каччини и Гретри, Шоссон и Дебюсси, Р. Штраус и Регер, Прокофьев и Слонимский, Палиашвили и Арутюнян, Загорский и Дога…

Родилась Мария Биешу на юге Молдавии в селе Волонтировка. Любовь к музыке она унаследовала от родителей. Ещё в школе, а затем в сельскохозяйственном техникуме Мария участвовала в самодеятельности. После одного из Республиканских смотров народных талантов жюри направило её на учёбу в Кишинёвскую государственную консерваторию.

Уже первокурсницей Мария исполняла молдавские народные песни в концертах Шестого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. На третьем курсе её пригласили в ансамбль народной музыки «Флуераш». Вскоре молодая солистка завоевала признание публики. Казалось ,Мария нашла себя… Но её уже влекла оперная сцена. И в 1961 году, окончив консерваторию, она поступает в труппу Молдавского государственного театра оперы и балета.

Первое же выступление Биешу в роли Флории Тоски выявило незаурядный оперный талант молодой певицы. Её направили на стажировку в Италию, в театр «Ла Скала».

В 1966 году Биешу стала лауреатом Третьего Международного конкурса имени Чайковского в Москве, а в 1967 году в Токио ей были присуждены первая премия и приз «Золотой кубок» в Первом Международном конкурсе на лучшее исполнение партии мадам Баттерфляй.

Имя Марии Биешу приобретает широкую известность. В ролях Чио-Чио-сан, Аиды, Тоски, Лизы, Татьяны она выходит на сцены Варшавы, Белграда, Софии, Праги, Лейпцига, Хельсинки, исполняет партию Недды в Нью-Йорке в «Метрополитен-опере». Певица совершает длительные концертные турне по Японии, Австралии, Кубе, выступает в Рио-де-Жанейро, Западном Берлине, Париже.

…Разные страны, города, театры. Непрерывная череда спектаклей, концертов, съёмок, репетиций. Ежедневная многочасовая работа над репертуаром. Вокальный класс в Молдавской государственной консерватории. Работа в жюри международных и всесоюзных конкурсов. Многотрудные обязанности депутата Верховного Совета СССР… Такова жизнь Марии Биешу – народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии, лауреата Государственных премий СССР и Молдавской ССР, замечательного художника-коммуниста, выдающейся оперной певицы нашего времени.

Вот лишь некоторые отклики на искусство молдавской советской певицы.

Встречу с Марией Биешу можно назвать встречей с настоящим бельканто. Её голос подобен драгоценному камню в прекрасной оправе. («Музыкальная жизнь», Москва, 1969)

Её Тоска великолепна. Голос, во всех регистрах ровный и красивый, завершённость образа, изящная певческая линия и высокая музыкальность ставят Биешу в ряд мировых современных певиц. («Отечествен глас», Пловдив, 1970)

Певица внесла в трактовку образа маленькой мадам Баттерфляй исключительную лиричность и вместе с тем сильнейший драматизм. Всё это наряду с высочайшим вокальным мастерством позволяет назвать Марию Биешу великим сопрано. («Политика», Белград, 1977)

Певица из Молдавии принадлежит к таким мастерам, которым смело можно доверить любую партию итальянского и русского репертуара. Она – певица экстракласса. («Ди Вельт», Западный Берлин, 1973)

Мария Биешу – обаятельная и милая актриса, о которой можно писать с удовольствием. У неё очень красивый, плавно идущий наверх голос. Поведение и действие её на сцене просто отличные. («Нью-Йорк таймс», Нью-Йорк, 1971)

Голос мисс Биешу – инструмент, льющий красоту. («Аустралиан манди», 1979)

Источник: «Мария Биешу. Фотоальбом». Составление и текст Е. В. Вдовиной, 1986 г.

На фото: Мария Биешу, 1976 год. Фото из архива РИА Новости

реклама

вам может быть интересно

Жером Жозеф Моминьи Музыковеды и театроведы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама