Совершенная система

Категории словаря

греч. sustnma teleion, букв. — полный состав

В теории древне-греческой музыки составная система звукоряда, объединяющая в себе ряд октавных ладов.

Осн. разновидность С. с. - "неподвижная", а также её вариант - "подвижная" (или "переменная" - metabolon; см. Древнегреческие лады). "Системами" у греков называлось гаммообразное, упорядоченное определ. образом объединение звуков. Аристоксен характеризовал "систему" как нечто, составленное из большего чем один числа интервалов ("Элементы гармоники", 38). Птолемей ("Гармоника", II, 4) связывал систему с "созвучным" объединением "симфоний", т. е. консонансов кварты, квинты или октавы, называя её "симфонией симфоний". В этом случае С. с. - объединение всех (шести) "симфоний", система в диапазоне двух октав. О С. с. впервые говорится у Евклида (4-3 вв. до н. э.) в последних разделах трактата "Разделение канона" (см. "Musici scriptores graeci", p. 163-66; однако подлинность именно этих разделов иногда оспаривается). У Клеонида (Псевдо-Евклида) и Гаудентия описывается также "меньшая С. с." (sustnma teleion elatton; см. "Musici scriptores graeci", p. 199- 201, 335), или малая С. с: "Совершенных систем две, одна меньшая, другая большая. Меньшая образована "соединением" (synapnn); она идет от просламбаномена (А) до неты соединенного (d1). В ней три следующих соединенных тетрахорда - нижний, средний и соединенный - и (один разделительный) тон между просламбаноменом (А) и гипатой нижнего (Н). Ограничена она созвучием октавы ("чрез все") и кварты ("чрез четыре")". Т. о., "меньшая С. с." составлена из трёх дорийских тетрахордов (вниз: тон - тон - полутон), сочленённых слитным способом (с совпадением смежных тонов):

"Меньшая С. с." греков родственна "обиходному ладу", типичному для др.-рус. церк. музыки (см. Обиходный звукоряд).

Литература: Иванов Г. A., 'Anonumoy Eisagogn armonikn (греч. текст с рус. пер. и объяснит. примечаниями), "Филологическое обозрение", 1894, вып. 7, кн. 1-2; Paul О., Boetius und die griechische Harmonik, Lpz., 1872; Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1, hrsg. von R. Westphal, Lpz., 1883, Bd 2, hrsg. von F. Saran, Lpz., 1893; Musici scriptores graeci, hrsg. von С v. Jan, Lpz., 1895; During 1., Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios, "Gцteborgs Hцgskolas Дrsskrift", XXXVI, 1, Gцteborg, 1930, Nachdruck Hildesheim, 1962; Aristoxeni Elemente Harmonica, Roma, 1954; Sachs C., Die Musik der alten Welt in Ost und West, В., 1968; Najock D., Drei anonyme griechische Traktate ьber die Musik, "Gцttingener Musikwissenschaftliche Arbeiten", Bd 2, Gцttingen, 1972.

Ю. H. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Португальская музыка Национальные культуры
Виолончель Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Колокола Музыкальные инструменты
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Скоморохи Национальные культуры
Revoltade, револьтад Балет и танец
Гусли Музыкальные инструменты
Лейтмотив Термины и понятия
Резонанс Термины и понятия
Форлана Музыкальные жанры
Псальма Музыкальные жанры
Аккордеон Музыкальные инструменты

Реклама