Стихира

Категории словаря

Стихира ( греч. στιχηρὰ, от др.-греч. στίχος — ряд, строка, стих) — жанр византийской, а также славянской поэзии и церковной музыки; в Византии — строфа с силлабическим стихосложением, представляющая литературно-художественную обработку текстов христианской письменности. Исполнялась С. чаще всего на подобен. В этом случае при тексте С. указывались модель для пения, напр. «Подобен. В мирех святе», а также гласовая принадлежность. Иногда С. бывают с надписью «Самоподобен» или «Самогласен». Пометка «Самоподобен» означает, что С. имеет свой оригинальный напев, к-рый, однако, может использоваться и для пения др. С., близких данной по стихосложению, пометка «Самогласен» — что оригинальный напев С. не может использоваться для исполнения др. С. Возникла из кратких припевов, к-рыми народ сопровождал постишное пение псалмов солистом; её более раннее название — тропарь. Назв. С. входит в употребление в 11 в. Оно связано с тем, что С. представляют собой строфы, следующие за стихами псалмов. В зависимости от выбора псалмов существуют циклы С. «на Господи воззвах» и «на хвалитех». С., стихи при к-рых не стабильны, называются стиховными. Т. н. литийные С. вообще не имеют стихов. С. на все праздники года, на 10 предпасхальных и 8 послепасхальных недель составили одну книгу Стихирарь. Существовали Стихирари богослужебные, содержавшие только тексты, и певческие, нотированные. В греч. церкви из Стихираря постепенно образовались 3 книги: Анфологион, содержащий службы праздников; Триодь постная — службы 10 предпасхальных недель; Триодь цветная — службы 8 послепасхальных недель (до недели всех святых). В рус. рукописных певч. книгах до появления печатных изданий это деление строго не соблюдалось. В 1772 Моск. синодальной типографией были отпечатаны Октоих и Праздники нотного пения, а в 1891 Петербургской типографией — Триодь постная и цветная (в одной книге) в цефаутном ключе, в квадратной ноте. Обе книги переиздавались.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1-3, М., 1867-69; Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961.

Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Узбекский балет Балет и танец
Аппликатура Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Double, дубль Балет и танец
Интерлюдия Музыкальные жанры и формы
Сопранисты Опера, вокал, пение
Новозеландская музыка Национальные культуры
Медиатор Музыкальные инструменты
Цюрих музыкальный Национальные культуры
Дрезден музыкальный Национальные культуры
Неаккордовые звуки Теория музыки
Демественный распев Церковная музыка
Соната Музыкальные жанры и формы

Реклама