
В череде вундеркиндов, появившихся на концертной эстраде 80-ых годов, заметное положение занял и мальчуган из Ташкента Алеша Султанов. Уже в восемь лет он играл Ре-мажорный концерт Моцарта, вскоре к последнему присоединились Третий Бетховена, Второй Шопена, Второй Рахманинова, Первый Чайковского… Выступая в городах Казахстана, потом в Киеве, Югославии, юный пианист поражал слушателей проникновенным исполнением «Аппассионаты» Бетховена, двух сонат Шопена и других далеко недетских произведений. Одна из югославских газет писала: «Четырнадцатилетний исполнитель А. Султанов — чудо-ребенок. Это пианист высокого дарования, которому предстоит большая артистическая карьера. Во Втором концерте для фортепиано с оркестром Рахманинова он продемонстрировал мастерство и исполнительскую зрелость. Трудно было поверить, что это играет ребенок».
Все эти программы он готовил под руководством Тамары Афанасьевны Попович, которая пестовала юный талант в Республиканской средней специальной музыкальной школе имени В. А. Успенского при Ташкентской консерватории. Солидную программу подготовил Султанов и к Международному конкурсу имени Чайковского 1986 года. К сожалению, случайная травма не позволила ему пройти всю до конца конкурсную дистанцию.
Вполне естественно, что игра молодого студента Московской консерватории не свободна от недостатков. И высокая оценка специалистов не исключает критических замечаний. Так, в 1986 году автор концертного обозрения в журнале «Советская музыка» указывал: «16-летний А. Султанов — пианист инициативный, с незаурядными виртуозными возможностями. Быть может, именно поэтому создалось впечатление, что пока техника юноши обогнала его художественное мышление, и намного. Отсюда в сыгранных им Первом концерте Чайковского, Пятой сонате Скрябина и Третьей Шопена — тяготение к быстрым и сверхбыстрым темпам, к громкой и сверхгромкой динамике. Казалось, пианиста особо не заботят „стратегические“ проблемы, чрезвычайно важные в столь масштабных композициях. В каждый данный момент он играл только то, что „здесь и теперь“. Конечно, юный пианист увлекает напористостью, феноменальным исполнительским аппаратом, в частности, мощными октавами и аккордами. И это увлекает аудиторию, ощущающую „искру божью“ в игре А. Султанова».
Творческий путь Алексея Султанова только начинается. Слушателям еще предстоят с ним многие и многие встречи на концертных эстрадах нашей страны.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.
В 1989 г. Алексей Султанов стал победителем Международного конкурса пианистов имени Вана Клиберна, после чего получил огромное количество гастрольных приглашений. В 1991 г. переехал в США.
В дальнейшем Султанов дважды участвовал в крупных международных конкурсах, и оба раза это участие сопровождалось скандалом. В 1995 г. жюри Конкурса пианистов имени Шопена решило присудить Султанову вторую премию, а первую не присуждать; Султанов отказался получать диплом второй степени. В 1998 г. жюри Международного конкурса имени Чайковского сочло исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева излишне вольным и темпераментным и не допустило его в третий тур, что вызвало резкую реакцию прессы.
В течение своей недолгой, но яркой карьеры, Султанов успел выступить с сольными концертами в Берлине, Нью-Йорке, Франкфурте, Милане, Цюрихе, Вашингтоне, Осаке, Сеуле, Афинах, Хельсинки, Гамбурге и многих других городах. Он сотрудничал с такими оркестрами, как Филадельфийский симфонический, Концертгебау, Королевский филармонический оркестр и многими другими.