Танцы в оперетте — танцевальные эпизоды, входящие в музыкально-драматический спектакль (оперетта — синтетический спектакль: её герои говорят, поют и танцуют).
В отличие от оперы и драмы, танцы в оперетте не только образуют целые хореографич. сцены, но и являются одним из средств раскрытия характеров гл. героев (так же, как пение и драматич. эпизоды). Танцы нередко сопровождают пение (т.н. подтанцовки), часто являются кульминацией и завершающей частью дуэтной сцены. Танцы в оперетте имеют специфич. хореографическую лексику, в к-рой большое значение имеют элементы народно-бытового (бального), эстрадного танцев в соединении с классическим.
В 19 в. наиболее распространёнными Т. в о. были вальс, полька, галоп, канкан. В 20 в. с появлением джаза возникли новые танц. формы. В совр. оперетте, а также в мьюзикле (форме, близкой оперетте) танц. сцены сохраняют связь с народно-бытовым и эстрадным танцем.
В «Свадьбе в Малиновке» Александрова, «Трембите» Милютина и др. содержатся развёрнутые народно-танц. сцены. В опереттах И. О. Дунаевского («Золотая долина», «Вольный ветер», «Белая акация»), Ю. С. Милютина («Цирк зажигает огни»), В. П. Соловьёва-Седого («Самое заветное») и др. танц. традиции классич. оперетты сочетаются с новыми драматургич. задачами, раскрытием образов современников.
Для утверждения танц. стиля советской оперетты большое значение имела деятельность Г. А. Шаховской в Моск. т-ре оперетты (1940 — 65). Т. в о. также ставили А. А. Варламов (Москва), Р. И. Гербек (Ленинград), Я. Д. Панкрат (Рига), К. В. Ставский, С. В. Дречин (Минск), Б. А. Таиров (Киев) и др.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.