Тонадилья

Категории словаря

Тонадилья (испан. tonadilla, букв. — песенка, уменьшит. от tonada — песня) — испанская музыкальная комедия середины 18 — начала 19 вв. Как правило, исполнялась в виде интермедии, острохарактерной сценки с пением и плясками в антракте между актами комической оперы. Известно ок. 2000 тонадилий, предназначенных для различных исполнительских составов (для соло, дуэта, трио, обычно — не более чем для 12 участников, а также оркестра, иногда и хора). Для многих тонадилий характерно трёхчастное строение: интрада, coplas и финал с использованием жанров сегидильи и тираны. Тонадилью отличают динамизм и стремительность развития действия, связь с народными муз. жанрами, песенность мелодий, простота и доступность муз. языка.

Тонадилья восходит к первым опытам испан. лирич. театра, инстр. прологи к пьесам к-рого иногда назывались «тоно». Позднее появились вок. интермедии (entremes cantado), состоявшие из неск. куплетов, предназначенных первоначально для сольного исполнения, а затем для дуэта, трио и т. д. с включением разговорной речи. Этот жанр впоследствии получил название тонады или baile de bajo (аккомпанировали обычно гитара, виолончель и контрабас). Приблизительно к 1740 в Т. стали включать куплеты с припевом. Одним из первых создателей Т. был Л. Мисон, к-рый написал ок. 180 произв. этого жанра (сохранились только 4 из них). Большое количество Т. создали А. Герреро, П. Эстеве (ок. 340 Т.), Б. де Ласерна (ок. 800 Т.); Т. писали также М. Пла, М. Феррейра, П. де Мораль. Певец, гитарист и композитор М. дель Пополо Висенте Гарсия считается последним из «тонадильерос». Он написал ок. 70 Т.; песня (поло) из его Т. «Мнимый слуга» («El criado fingido», 1804) использована в антракте к 4-му д. оперы «Кармен» Бизе. Т. достигла расцвета в 70-90-х гг. 18 в. Впоследствии в Т. сказалось влияние итал. оперы и франц. опера комик. Художеств. опыт Т. был развит нек-рыми из испан. композиторов кон. 19 — нач. 20 вв. Особый интерес представляет «Собрание тонадилий, написанных в старинном стиле» («Colection de Tonadillas escritas en estilo antiguo») Гранадоса для голоса и фп.; несмотря на камерность замысла в них сохранились черты сценич. действия.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, М., 1953; Розеншильд К., Энрике Гранадос. Из истории испанской музыки, М., 1971; Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977; Pedrel1 F., Teatro lirico-espaсol anterior al siglo XIX, v. 1–5, La Coruсa, 1897–98; Subirб J., La tonadilla escenica, t. 1–3, Madrid, 1928–30; eго жe, Historia de la musica teatral en Espaсa, Barcelona, 1945; его же, La musique espagnole, P., 1959; Chase G., The music of Spain, N. Y., 1959.

И. Э. Манукян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Классический танец Балет и танец
Армянская музыка Национальные культуры

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Алфавит музыкальный Теория музыки
Лявониха Национальные культуры
Вокализация Опера, вокал, пение
Монохорд Музыкальные инструменты
Древнеримская музыка Национальные культуры
Длительность Теория музыки
Пекин музыкальный Национальные культуры
Ирмос Церковная музыка
Двухчастная форма Теория музыки
Шэн Музыкальные инструменты

Реклама