Тритоновый лад

Категории словаря

Тритоновый лад, дважды-лад (термин Б. Л. Яворского), — тип симметричного лада, центральное отношение которого образует тритон (отсюда название). В отличие от других симметрич. ладов, тритоновый лад обладает многообразием интервальных структур (т. е. различных по интервальному составу ладовых звукорядов). Применяется в мелодич. и аккордовой (групповой) формах (ср. Увеличенный лад, Уменьшённый лад). Образцы Т. л.:

А. К. Лядов. «Из Апокалипсиса», такты 1–5.

О. Meссиан. «Неосязаемые звуки грёз».

См. также тему Петрушки из одноим. балета И. Ф. Стравинского в ст. Полиаккорд: аккордовая структура — C-dur + Fis-dur, звукоряд —

Структурное родство нередко сближает уменьшённый и Т. л. (напр., в произв. А. Н. Скрябина позднего периода творчества в уменьшённом ладу функционально тождественными часто оказываются гл. аккорд и аккорд на ступени, отстоящей от него на тритон, что типично для Т. л.; см. пример из 8-й фп. сонаты Скрябина в ст. Уменьшённый лад). См. Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Цинь Музыкальные инструменты
Финская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Spiccato, спиккaто Теория музыки
En face, ан фас Балет и танец
Тенор Теория музыки
Парафраза Музыкальные жанры и формы
Дайна Национальные культуры
Чувашская музыка Национальные культуры
Политональность Теория музыки
Настройка Термины и понятия
Аранжировка Термины и понятия
Абхазская музыка Национальные культуры

Реклама