Хоральная нотация

Категории словаря

Хоральная нотация — система графических знаков, выработанная для записи григорианского хорала. Первоначально григорианский хорал записывался невмами; древнейшие сохранившиеся записи григорианского пения относятся к 9 в. В дальнейшем невменное письмо эволюционировало: дифференцировались формы невм, уточнялись обозначения высоты звуков путём введения системы линий и ключей. Во 2-й пол. 12 в. во Франции (Парижская школа) и Италии появилась т. н. квадратная, или римская, нотация (nota quadrata, или nota romana), получившая своё название от квадратной формы её нот (

; см. также образец хоральной нотации в ст. Нотопечатание); в 13 в. она стала распространяться в др. странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т. н. диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. под термином «X. н.». Её графич. разновидность, бытовавшая в 14–15 вв. в Германии и Центр. Европе, — нем. готич. нотация, главный знак к-рой — virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. уплотнением нотной головки:

(нем. Hufnagelschrift — «подковные гвозди»). В хоральной нотации применяются 2 ключа — С и F; они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии. Кроме основных невм — простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. н. применялись также вспомогательные, определявшие специфич. характер исполнения, напр. плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации нек-рых часто встречающихся в церк. текстах слов (напр., angеlus, inferni, mundi, hosanna), в к-рых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. an(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. вспомогат. знаки — строфические — применялись для обозначения специфич. исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло; они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также «квилизма» (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и «тригон» (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр. e-f-e или h-c-h. Существует мнение, что нек-рые из вспомогат. знаков, напр. quilisma и pressus, могли иметь определ. ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. н. была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения. В эпоху средневековья X. н. применялась иногда для записи одногол. песен — cantigas, laude и др., в т. ч. и светских.

Литература: см. при ст. Невмы, Нотное письмо.

Т. Н. Дубравская
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Металлофоны Музыкальные инструменты
Пехотный рожок Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Литовская музыка Национальные культуры
Хроматизм Теория музыки
Индийская музыка Национальные культуры
Полиритмия Теория музыки
Подобен Церковная музыка
Мехико музыкальный Национальные культуры
Японская музыка Национальные культуры

Реклама