
Этого артиста нередко называют музыкантом-просветителем. И по праву. Просматривая программы его концертов, нетрудно выделить определенную закономерность: чуть ли не в каждой из них была новинка-либо премьера, либо возобновление незаслуженно забытого сочинения. Скажем, систематически обращаясь к С. Прокофьеву, пианист играет и те произведения, которые сравнительно редко появляются на концертной эстраде, например, пьесы «Мысли», Четвертый концерт (впервые в нашей стране), собственное переложение Скерцо из Пятой симфонии.
Если вспомнить о премьерах советской фортепианной литературы, то здесь можно назвать сонаты Г. Уствольской, Н. Сидельникова, «Семь концертных пьес» Г. Свиридова, «Венгерский альбом» Г. Фрида. «Анатолий Ведерников,- подчеркивает Л. Полякова,- вдумчивый исполнитель, любящий советскую музыку и умеющий вжиться в мир ее образов».
Именно Ведерников познакомил нашу аудиторию и со многими образцами зарубежной музыки XX века — различными произведениями П. Хиндемита, А. Шёнберга, Б. Бартока, К. Шимановского. Б. Мартину, П. Владигерова. В классической сфере преимущественное внимание артиста привлекают, пожалуй, произведения Баха, Моцарта, Шумана, Дебюсси.
К лучшим достижениям пианиста принадлежит истолкование баховской музыки. В рецензии журнала «Музыкальная жизнь» говорится: «Анатолий Ведерников смело расширяет темброво-динамическнй арсенал фортепиано, приближаясь то к ровно звенящему звучанию клавесина, то к многокрасочности органа, вмещающей и тончайшее пианиссимо, и могучее форте… его игре присущи строгий вкус, отсутствие расчета на какую-либо внешнюю эффектность… интерпретация Ведерникова подчеркивает мудрую просветленность музыки Баха и строгость ее стиля». В то же время он нарочито редко играет «обычные» опусы Шопена, Листа, Рахманинова. Таков склад его таланта.
«Одаренный музыкант Анатолий Ведерников обладает ярким и своеобразным исполнительским мастерством, превосходно владеет инструментом,- писал Н. Пейко.- Программы его концертов, выдержанные по стилю, свидетельствуют о строгом вкусе. Цель их — не показ технических достижений исполнителя, а ознакомление слушателей с произведениями, сравнительно редко исполняемыми на нашей концертной эстраде».
Конечно, не только познавательными моментами привлекают концерты Ведерникова. В его игре, по словам критика Ю. Оленева, «органично соединяются логичность, завершенность и даже некоторая рациональность художественных замыслов с редким звуковым мастерством, большой пианистической свободой, универсальной техникой и безупречным вкусом». К этому следует прибавить отличные ансамблевые качества пианиста. Многие помнят совместные выступления Ведерникова и Рихтера, когда они на двух роялях исполняли произведения Баха, Шопена, Рахманинова, Дебюсси и Бартока. (Ведерников, как и Рихтер, учился в Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза и окончил ее в 1943 году). Позднее в дуэте с певицей В. Ивановой Ведерников выступал с баховской программой. В репертуаре артиста более двух десятков фортепианных концертов.
Около 20 лет продолжалась педагогическая работа пианиста в Институте имени Гнесиных, затем в Московской консерватории.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.