Александр Вячеславович Оссовский

Дата рождения
31.03.1871
Дата смерти
31.07.1957
Профессия
Страна
Россия, СССР
Александр Вячеславович Оссовский

Оссовский Александр Вячеславович (19 (31) III 1871, Кишинёв — 31 VII 1957, Ленинград) — русский советский музыковед. Член-корреспондент АН СССР (1943). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Член КПСС с 1945.

Окончил в 1893 юридический факультет Московского университета. Учился игре на скрипке у В. В. Безекирского; в университетском оркестре был концертмейстером и солистом. В 1894–1917 служил в Петербурге в Министерстве юстиции. В 1896- 1898 учился в Петербургской консерватории; в 1900–02 брал уроки композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 1894 дебютировал как музыкальный критик в «Русской музыкальной газете» и журнале «Артист»; с 1902 выступал в «Известиях Петербургского общества музыкальных собраний», в 1904–09 заведовал музыкальным отделом газеты «Слово», печатался также в журналах «Музыка», «Аполлон» и др. периодических изданиях (часто под псевдонимами: А. В. Ос-ский, А. В. О., А. О.). В 1910–1914 вёл музыкальный отдел в «Русской энциклопедии» и в «Кратком русском энциклопедическом словаре», был одним из организаторов, а в 1915–17 и членом редакции коллегии журнала «Музыкальный современник».

С 1895 руководитель публичных концертов Общества музыкальых собраний, в 1905–17 член дирекции «Концертов А. И. Зилоти» (к программам которых писал аннотации); выступал как лектор в Бесплатных народных концертах (в зале Петербургской городской думы и на Путиловском заводе). Был заместителем председателя Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, учреждённого М. П. Беляевым (1907–14), членом Совета Российского музыкального издательства (1910–18), членом правления Фонда помощи русским музыкантам (1914–17), председатель театрально-музыкального сектора общества «Свобода и культура» (1917–18), возглавлявшегося М. Горьким.

В 1915–18 и 1921–52 профессор истории музыки Ленинградской консерватории (в 1922–29 проректор, в 1935–45 зав. кафедрой всеобщей, с 1945 — русской истории музыки). В 1921–23 профессор Ленинградского университета. С 1937 зам. директора по научной части, в 1943–52 директор Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. В 1921–1923 помощник директора, в 1923–25 директор, в 1933–36 художественный руководитель Ленинградской филармонии. Проводил консультации в различных учреждениях, выступал с публичными лекциями, работал в Государственном Эрмитаже (1931–1933).

Оссовский — один из виднейших представителей старшего поколения советских музыковедов, деятельность которого сыграла роль посредствующего звена между русским дореволюционным и советским музыковедением. Будучи крупным методистом-педагогом, Оссовский воспитал ряд поколений советских музыковедов. Он принадлежал к наиболее передовой части русских музыкальных критиков. Во время Революции 1905–07 выступил в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории, и отстаивал право консерватории на автономию от РМО.

Многочисленные рецензии Оссовского в дореволюционной периодике запечатлели исполнительский облик Ф. И. Шаляпина, П. Касальса, А. Никиша, С. А. Кусевицкого и др. В них поставлены вопросы о месте муз. искусства в обществе, перспективах развития музыки в 20 в., распространении русской классики и др. Одним из первых в России Оссовский писал о творчестве И. С. Баха, А. Вивальди, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо, а также современных западно-европейских композиторов (А. Брукнера, Г. Малера, М. Регера, А. Шёнберга). Крупным учёным-исследователем проявил себя в области изучения русской музыкальной культуры 18 в., творчества М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова.

Работы Оссовского отличают исключительная эрудиция, основательность суждений, дар литературного изложения. Большой вклад Оссовский внёс в дело реорганизации Петроградской консерватории и в работу Ленинградской филармонии и Института театра, музыки и кинематографии. Непререкаемый авторитет Оссовского, его активная деятельность во многих областях музыкальной жизни способствовали поднятию уровня музыкальной культуры Ленинграда.

Автор музыкальных произведений, в т. ч. романсов.

Сочинения:

О старинной музыке, СПБ, 1906; И. С. Бах, СПБ, 1907; А. К. Глазунов, СПБ, 1907; М. П. Беляев и основанное им музыкальное дело, СПБ, 1910; Н. А. Римский-Корсаков и русская культура, в сб.: Советская музыка, кн. 3, М., 1945; Б. В. Асафьев, там же, кн. 4, М., 1945; Мировое значение русской классической музыки, Л., 1948; Драматургия оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, Л. — М., 1950; Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961 (лит.); Воспоминания. Исследования, Л., 1968; Музыкально-критические статьи, Л., 1971.

Литература: Бронфин Е., А. В. Оссовский, Л., 1960.

В. В. Смирнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама