Каждый сезон фортепианные вечера этого пианиста привлекают внимание любителей музыки содержательностью программ и нешаблонностью художественных решений. Жуков работает с завидной интенсивностью и целеустремленностью. Так, за последнее время он приобрел репутацию «специалиста» по Скрябину, исполнив в концертах множество произведений композитора и записав все его сонаты. Такой сонатный альбом Жукова выпустила в сотрудничестве с «Мелодией» американская фирма «Энджел». Можно отметить и то, что Жуков один из немногих пианистов, включивших в свой репертуар все три концерта для фортепиано с оркестром Чайковского.
В поисках резервов пианистической литературы он обращается и к полузабытым образцам русской классики (Фортепианный концерт Римского-Корсакова), и к советской музыке (помимо С. Прокофьева, Н. Мясковский, Я. Иванов, Я. Коха и другие), и к современным зарубежным авторам (Ф. Пуленк, С. Барбер). Удаются ему и пьесы мастеров далекого прошлого. В одной из рецензий журнала «Музыкальная жизнь» отмечалось, что он открывает в этой музыке живое человеческое чувство, красоту формы. «Теплый отклик аудитории вызвали изящная «Дудочка» Дандрие и грациозное «Паспье» Детуша, мечтательно-печальная «Кукушка» Дакена и стремительная «Жига».
Все это, конечно, не исключает и обычных концертных пьес — репертуар пианиста чрезвычайно широк и вбирает в себя бессмертные шедевры мировой музыки от Баха до Шостаковича. И здесь сказывается интеллектуальный склад дарования пианиста, на что обращают внимание многие рецензенты. Один из них пишет: «Сильные стороны творческой индивидуальности Жукова — мужественность и целомудренная лирика, образная яркость и убежденность в том, что он делает в каждый данный момент. Это пианист активного стиля — вдумчивый и принципиальный».
С этим соглашается Г. Цыпин: «Во всем, что делается им за клавиатурой инструмента, ощущаются солидная продуманность, обстоятельность, взвешенность, на всем лежит отпечаток серьезной и требовательной художественной мысли». Творческая инициативность пианиста сказалась и в ансамблевом музицировании Жукова совместно с братьями Г. и В. Фейгиными. Это инструментальное трио предложило вниманию слушателей цикл «Исторических концертов», в который вошла музыка XVII–XX веков.
Во всех начинаниях пианиста так или иначе сказываются некоторые принципы нейгаузовской школы — в Московской консерватории Жуков учился сперва у Э. Г. Гилельса, а затем у самого Г. Г. Нейгауза. Именно с тех пор, после успеха на Международном конкурсе имени М. Лонг — Ж. Тибо в 1957 году, где он завоевал вторую премию, и началась регулярная концертная деятельность артиста.
Теперь центр тяжести его артистической карьеры сместился в другую сферу: любители музыки чаще встречаются с Жуковым-дирижером, нежели с пианистом.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.
Жуков Игорь Михайлович (31 VIII 1936, Горький — 26 I 2018, Москва) — советский пианист. Заслуженный артист России.
В 1960 окончил Московскую консерваторию у Г. Г. Нейгауза, с того же года солист Москонцерта, с 1976 — Московской областной филармонии. В репертуаре Жукова все фортепианные сонаты Скрябина, все произведения для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского и др.
2-я премия на Международном конкурсе им. М. Лонг — Ж. Тибо (1957, Париж).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Дирижерская карьера Жукова тесно связана с камерным оркестром Ульяновска (1978–1983) и с новым Московским камерным оркестром, основанным им в 1983 г. МКО Игорь Михайлович возглавлял до 1994 года. Последние десятилетие творческой деятельности Жуков отдал камерному оркестру «Солисты Нижнего Новгорода», куда был приглашен главным дирижером в 2004 г.
В СССР на лейбле «Мелодия» вышло больше 40 пластинок Жукова, а в 90-е годы ХХ века его записывали такие известные фирмы как Telos, A&E, MCA, RCD, Olympia, Live Classic, BMG и Denon.