Азбука музыкальная

Категории словаря

Азбука музыкальная — древне-русские теоретические пособия (название "азбука" стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в. Входили в состав певческих книг, занимая 2-3 стр. in quarto.

Первые Азбуки музыкальные ограничивались перечнем певческих знаков — знамен (см. Знаменный распев). В 16 в. в некоторых пособиях к перечислению добавлялось "толкование знамени", состоявшее из объяснения "како поется" и распределения "по гласам" (см. Осмогласие). В Азбуке музыкальной приводились также фиты, т. е. мелодические формулы, записывавшиеся с помощью особого, "тайнозамкненного" сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки. По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. пособиях - т. н. фитниках; в них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с которыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить "розводы", т. е. записи тех же фит обычной крюковой нотацией.

С начала 17 в.в теоретич. пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, - "кокизники" (от кокизы - древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. наиболее известного песнопения, в к-ром она использована.

Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является "Извещение о согласнейших пометах", к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма.

В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий - двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил "Ключ" к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.

Певческие Азбуки музыкальные старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв.

Рукописи Азбуки музыкальной сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.

Литература: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

Н. Д. Успенский
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Регент Церковная музыка
Пипа Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Интермеццо Термины и понятия
Хоровая музыка Музыкальные жанры
Абхазская музыка Национальные культуры
Фонизм Термины и понятия
Швейцарская музыка Национальные культуры
Барокко Течения в искусстве
Идейность в искусстве Термины и понятия
Диатоника Термины и понятия
Монотематизм Термины и понятия
Аргентинский балет Балет и танец

Реклама