Белорусский балет

Белорусский балет

Истоки хореографического искусства Белоруссии — в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых профессиональных артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографического искусства содержались в представлениях школьного т-ра, нар. драмы. В 18 — 19 вв. крепостные балетные труппы имелись в нек-рых городах (Гродненский т-р Тизенгауза, Слонимский т-р Огинского, Шкловский т-р Зорича и др.) и имениях крупных помещиков (т-ры князей Радзивиллов и др.). В 40-е гг. 19 в. белорус. артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.

Нац. балетный т-р в Белоруссии возник после Великой Окт. социалистич. революции. В 1-м Белорус. гос. т-ре в Минске (осн. в 1920, ныне Т-р им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, к-рая под рук. балетм. К. А. Алексютовича осуществила пост, балетов «Коппелия»; «Очарованный лес» Дриго (оба — 1922) и др.

В 1930 в Минске была организована Гос. студия оперы и балета, ставшая основой открытого в 1933 Белорусского Большого театра оперы и балета. В 30-е гг. в репертуаре т-ра появилось неск. значит. балетных спектаклей: «Коппелия» (1935), «Лебединое озеро» (1938), «Бахчисарайский фонтан» (1939) и др. В Минске было открыто театр. уч-ще с хореографич. отделением (1939).

В 1939 комп. М. Е. Крошнер и балетм. А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый нац. балет «Соловей», посв. борьбе белорус. народа за свободу, ставший этапным в развитии Б.б. В нём впервые путём слияния классич. и нац. танца были созданы нац. хореографич. язык, живые и яркие образы людей из народа (исполнители гл. партий — А. В. Николаева и С. В. Дречин).

Поиски нац. своеобразия продолжены белорусскими балетмейстерами в спектаклях, посв. современности, — «Мечта» (1961) и «Альпийская баллада» (1967) Глебова, «Свет и тени» Г. Вагнера (1963), в к-рых с художеств. убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы.

Важным этапом в жизни Б.б. стала постановка балетов «Князь-озеро» Золотарёва (1949), «Подставная невеста» Г. Вагнера (1958), «Избранница» Глебова (1969). Репертуар постоянно обогащался лучшими рус. классич., сов. и зарубежными балетами.

Произв. белорус. хореографии нашли воплощение на сценах т-ров братских республик («Соловей» — в Одесском, «Избранница» — в Новосибирском, «Альпийская баллада» — в Челябинском т-рах, «Тиль Уленшпигель» в Т-ре им. Кирова и Т-ре им. Франко), а также за рубежом («Тиль Уленшпигель» в Финской гос. опере в Хельсинки).

Большой вклад в развитие балетного иск-ва Белоруссии внес ли балетм. засл. деятели иск-в БССР А. Л. Андреев, О. М. Дадишкилиани, К. А. Муллер. В республике ставили спектакли балетмейстеры — Р. В. Захаров и А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н. М. Стуколкина. С 1945 в Минске работает Белорусское хореографич. уч-ще (8-летний курс обучения).

Литература: Майстры беларускай сцэны. [Збортк арты-кулаку], Мiнск, 1960; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; его же. Белорусский государственный ордена Ленина Большой театр оперы и балета, Минск, 1963; Чурко Ю.М., Белорусский балет, Минск, 1966; Слова пра майстроу сцэны, Мiнск, 1967.

Ю. М. Чурко
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Белорусская музыка

реклама

вам может быть интересно

Восьмая нота Теория музыки
Ключевые знаки Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Виола Музыкальные инструменты
Appassionato, аппассионaто Теория музыки
Трубадур Национальные культуры
Мтиулури Национальные культуры
Библиотеки музыкальные Термины и понятия
Буфф, буффа Термины и понятия
Китайская музыка Национальные культуры

Реклама