Романтизм (франц. romantisme) — идейно-художественное направление, развивавшееся во всех странах Европы и Сев. Америки в кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.
Р. выразил неудовлетворённость общества бурж. переменами, противопоставив себя классицизму и просвещению. Ф. Энгельс отмечал, что «…установленные „победой разума“ общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей». Критика нового образа жизни, наметившаяся в русле просвещения у сентименталистов, ещё больше проявилась у романтиков. Мир представлялся им заведомо неразумным, полным таинственного, непостижимого и враждебным человеч. личности.
Для романтиков высокие стремления были несовместимы с окружающим миром, и разлад с действительностью оказался едва ли не гл. особенностью Р. Низменности и пошлости реального мира Р. противопоставлял религию, природу, историю, фантастич. и экзотич. сферы, нар. творчество, но более всего — внутреннюю жизнь человека. Представления о ней Р. чрезвычайно обогатил. Если идеалом классицизма была античность, то Р. ориентировался на иск-во средних веков и нового времени, считая своими предшественниками А. Данте, У. Шекспира, И. В. Гёте. Р. утверждал иск-во, не предусмотренное образцами, но творимое свободной волей художника, воплощающего свой внутренний мир. Не приемля окружающую действительность, Р. на деле познавал её глубже и полней, нежели классицизм. Высшим иск-вом для Р. стала музыка, как воплощение свободной жизненной стихии. Она достигла в ту пору огромных успехов.
Р. был также периодом необычайно бурного и значительного развития балета. Первые шаги романтич. балета были сделаны в Англии, Италии, России (Ш. Дидло, А. П. Глушковский и др.). Однако наиболее полно и последовательно Р. оформился во франц. балетном т-ре, влияние к-рого сказалось в др. странах. Одной из предпосылок к тому стало высокое в ту пору развитие во Франции техники классич. танца, в особенности женского. Наиболее ясно романтич. тенденции проявились в балетах Ф. Тальони («Сильфида», 1832, и др.), где действие обычно разворачивалось параллельно в мире реальном и фантастическом. Фантастика освободила танец от необходимости в частных бытовых оправданиях, открыла простор для использования накопившейся техники и её дальнейшего развития с целью выявления в танце существенных свойств изображаемых персонажей.
В женском танце, выдвигавшемся в балете Р. на первое, место, всё шире вводились прыжки, возник танец на пуантах и др., что как нельзя лучше соответствовало облику неземных существ — виллис, сильфид. В балете Р. главенствовал танец. Возникли новые композиционные формы классич. танца, резко поднялась роль унисонного кордебалетного женского танца. Развивались ансамблевый, дуэтный и сольный танцы. Возросла роль ведущей балерины, начиная с М. Тальони. Появился тюник как постоянный костюм танцовщицы. Повысилась роль музыки, до того зачастую сборной. Началась симфонизация танц. действия.
Вершина романтич. балета — «Жизель» (1841), поставленная Ж. Коралли и Ж. Перро. Творчество Перро обозначило новый этап балетного Р. Спектакль теперь в большой мере опирался на лит. первоисточник («Эсмеральда» по Гюго, «Корсар» по Байрону и др.), и соответственно, боль’ше драматизировался танец, увеличивалась роль действенных композиций (pas d’action), шире использовался танц. фольклор. Аналогии, стремления проявились в творчестве виднейшего дат. балетм. Авг. Бур-нонвиля. Выдвинулись танцовщицы Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, Л. Гран, Е. И. Андреянова, Е. А. Санковская.
Тип романтич. спектакля, сложившийся в балетах Тальони, Перро, Бурнонвиля, продолжал существовать до кон. 19 в. Однако внутренне строение этих спектаклей, прежде всего в творчестве балетм. М. И. Петипа, трансформировалось.
Стремление к возрождению романтич. балета в его первоначальном обличьи проявилось в творчестве нек-рых балетмейстеров 20 в. М. М. Фокин придал Р. в балете новые черты импрессионизма.
Литература: Левинсон А., Мастера балета, СПБ, 1914; Классики хореографии. [Сб.], Л. — М., 1937; Слонимский Ю., Мастера балета, М. — Л., 1937; Глушковский А., Воспоминания балетмейстера, Л. — М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л. — М., 1958; Ванслов В., Эстетика романтизма, М., 1966; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966.
П. М. Карп
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.
• Романтизм в музыке →
• Романтизм →