Советский балет
Советское балетное искусство освоило богатейшее художественное наследие дореволюционного русского балета. После Октябрьской революции 1917 советский балет стал развиваться как часть новой культуры, многонациональной и единой по художественным принципам.
В первые послереволюц. годы балетному т-ру пришлось преодолевать серьёзные трудности. Возникли проблемы воспитания новых кадров (мн. артисты и балетмейстеры оказались за пределами Родины), сохранения и обновления репертуара. 1920-е гг. характеризовались борьбой направлений. Сторонники идей Пролеткульта утверждали, что классич. танец и балет в том виде, какими они были до революции, уже отжили. Мастера балета отстаивали ценность классич. наследия. Поиски нового содержания вызвали к жизни и новую хореографич. лексику.
В многочисл. студиях культивировались «свободный танец», ритмопластический танец, физкультурный, «танцы машин». Балетмейстеры академич. т-ров также стремились выразить в постановках грандиозные события эпохи. В экспериментаторских поисках родились значительные произв. балетного иск-ва.
Используя приёмы массового т-ра, революц. плаката, балетм. Ф. В. Лопухов поставил в Ленингр. театре оперы и балета «Красный вихрь» («Большевики») Дешевова (1924), где впервые на балетной сцене был воссоздан образ революции. Язык аллегории и символов послужил основой для его балета «Величие мироздания» на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена (1923), первой танцсимфонии, где наметились новые связи танца и музыки. Обращаясь к традициям нар. театр. жанров, всегда действенных и окрашенных сатирически, балетмейстер пост, балеты И. Ф. Стравинского «Пульчинелла» (1926) и «Байка про Лису…» (1927).
Принципы «большого балета» 19 в. развивались в спектакле Лопухова «Ледяная дева» (1927). В миниатюрах балетм. К. Я. Голейзовского, поставленных в студии Камерный балет (1922–25) на музыку К. Дебюсси («Фавн»), С. С. Прокофьева («Мимолётности»), А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера и др. передавалось эмоциональное ощущение совр. действительности, раскрывался внутренний мир человека. Наиболее значительной его постановкой был балет «Иосиф Прекрасный» (1925, Большой т-р), где на материале библейской легенды раскрывалась тема победы духовного начала над тупой деспотия, силой.
Новизна постановок Голейзовскогр проявилась в их танц. лексике. Усложнённая сценич. площадка в спектаклях «Фавн» и «Иосиф Прекрасный» позволяла интересно группировать танцовщиков, лексика танца обогащалась за счёт необычных ракурсов, поддержек, сочетаний движений, форм свободного, физкультурно-акробатич. танца.
В 1927 был поставлен первый сов. многоактный балет «Красный мак» («Красный цветок», балетм. Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров), поев, революц. событиям в Китае. На балетной сцене впервые появился совр. положительный герой. Авторы балета, сохранив форму спектакля 19 в. с танц. дивертисментом, пантомимными сценами и феерией (сцена сна), модернизировали отдельные её части, использовав находки смежных иск-в и эстрадного танца. Матросский танец «Яблочко» — первый опыт в создании массовых героич. плясок, к-рые стали одним из завоеваний балетного т-ра последующих 30-х гг. Тенденция к психологизации, проявившаяся в образе Тао Хоа (Е. В. Гельцер), сближала балет с хореографич. драмой, ставшей осн. жанром балетного спектакля последующих лет.
В 30 — 40-е гг. балетмейстеры в поисках нового содержания искали поддержку в литре, драматич. иск-ве. В спектаклях, созданных по мотивам произв. А. С. Пушкина, У. Шекспира, Н. В. Гоголя, Лопе де Вега, О. де Бальзака, обязательным было наличие сквозного действия, чётко очерченных характеров. Интерес к индивидуализации образов, к их психологич. раскрытию предопределил характер лучших спектаклей. Программное значение приобрели «Бахчисарайский фонтан» (1934, балетм. Р. В. Захаров), «Ромео и Джульетта» (1940, балетм. Л. М. Лавровский).
Постановщики не обращались к большим классич. ансамблям, но широко пользовались игровым драматизированным танцем, пантомимой. Обогащение лексики шло гл. обр. за счёт использования фольклора. Одно из крупных достижений 30 — 40-х гг. — создание героич. народно-танц. образов, преим. массовых, основанных на нац. материале: танец басков — «Пламя Парижа» (1932, балетм. В. И. Вайнонен), груз. танец хоруми — «Сердце гор» (1938, балетм. В. М. Чабукиани).
В 20 — 30-х гг. шёл процесс становления нового исполнительского стиля С.б. М. Т. Семёнова выявляла в классич. танце гармонию насыщая его энергией, придавая образам благородную величественность. В бравурности танца А. Н. Ермолаева и Чабукиани проявилось новое действенное восприятие жизни. Г. С. Уланова — одна из выдающихся совр. танцовщиц-актрис — по-новому трактовала партии в старых балетах («Жизель», «Лебединое озеро»), создавая образы большой трагич. глубины (Мария, Джульетта). Её героини были наделены стойкостью, искренностью, скрытой силой чувств. Представителем лирико-романтич. направления был К. М. Сергеев. Мастерство О. В. Лепешинской утверждало активное жизнерадостное мироощущение. Значительное место в хореографич. иск-ве заняли Т. М. Вечеслова, Н. М. Дудинская, Н. А. Анисимова, Ф. И. Балабина, О. Г. Иордан, A. M. Мессерер, М. М. Габович.
Балетные коллективы были созданы в Свердловске (1922), Баку (1920), Ташкенте (Русский оперный т-р, 1918), Саратове (1928), Куйбышеве (1931), Горьком (1935) и др. В нач. 30-х гг. сформировались новые коллективы в Москве-Художеств. балет под рук. В. В. Кригер (с 1941 влился в Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), где работали балетм. В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин, и Ленинграде-балетная труппа Малого оперного т-ра (с 1964 Малый театр оперы и балета), где ставили спектакли Лопухов, В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер.
К кон. 30-х гг. балетные труппы сложились почти во всех союзных и во мн. автономных республиках. Там, где до Окт. революции имелись рус. оперные т-ры и своя нац. танц. культура (иногда и сценич. танец), балет формировался быстрее, опираясь на эти традиции. В УССР в 1919 — 20 работали постоянные балетные коллективы в оперных т-рах Харькова и Киева, с 1923 — Одессы (позднее были открыты т-ры в Донецке, 1944, и Львове, 1940). В Груз. ССР проф. балет начал формироваться в 20-е гг. В БССР в 1930–33 работала студия, т-р открылся в 1933. В республиках Ср. Азии наметился особый путь развития балетного иск-ва — создание театрального (сценич.) танца, основанного на нар. творчестве. В Узб. ССР в 20-х гг. формировались музыкально-этнографич. коллективы, из к-рых был образован Узб. муз. т-р (1929); из музыкально-хореографич. кружков и коллективов возникли музыкально-драматич. т-ры в Казах. ССР (1934), Тадж. ССР (1936) и Кирг. ССР (1936), в Туркм. ССР — на базе оперной студии при драматич. т-ре (1937). На их основе открылись оперные т-ры с балетными труппами: в Ташкенте (1939), Алма-Ате (1937), Душанбе (1940), Ашхабаде (1941), Фрунзе (1942). Начали работать оперно-балетные т-ры и в авт. республиках: в Тат. АССР (1939), Бурят. АССР (1939, музыкально-драматич., с 1948 — оперы и балета), в Башк. АССР (1941).
В 30 — 40-х гг. были созданы мн. нац. балеты, в т. ч.: в УССР — первый нац. балет «Пан Каневский» Вериковского (1931, балетм. В. К. Литвиненко), «Лилея» (1940, балетм. Г. А. Берёзова); «Лесная песня» Скорульского (1946, балетм. С. Н. Сергеев); в Груз. ССР — «Мзечабуки» А. Баланчивадзе (1936; балетм. В. М. Чабукиани, 1938; 2-я ред. «Сердце гор»); в Азерб. ССР — «Девичья башня» (1940, балетм. С. Н. Кеворков, В. И. Вронский); в Арм. ССР — «Счастье» Хачатуряна (1939, балетм. И. И. Арбатов; 2-я ред. «Гаянэ», 1942, балетм. Н. А. Анисимова), «Хандут» на муз. А. А. Спендиарова (1945, балетм. И. И. Арбатов); в БССР — «Соловей» Крошнера (1939, балетм. А. Н. Ермолаев); в Узб. ССР — «Шахида» Таля (1939, балетм. А. Р. Томский), «Гуляндом» Брусиловского (1940, балетм. Арбатов и Т. Ханум); в Казах. ССР — «Калкаман и Мамыр» Великанова (1938, балетм. Л. А. Жуков); в Кирг. ССР — «Анар» Власова и Фере (1940, балетм. Н. С. Холфин); в Тадж. ССР — «Ду гуль» («Две розы») Ленского (1941, балетм. К. Я. Голейзовский и Г. Р. Валамат-заде); в Туркм. ССР — «Алдар-Косе» («Весёлый обманщик») Корчмарёва (1942, балетм. Холфин); в Башк. АССР — «Журавлиная песня» (1944, балетм. Анисимова); в Тат. АССР — «Шурале» (1945, балетм. Жуков, Г. Х. Тагиров).
В этих постановках осваивалась прежде всего наиболее типичная для 30 — 50-х гг. форма многоактного драматич. балета, сочетался классич. танец с национальным, широко использовались нар. пляски, обряды. Их тематика-нац. легенды, освободит, борьба народа, события колхозной жизни. Формированию нац. балетных кадров способствовало обучение одарённых детей из разных республик в хореографич. уч-щах Ленинграда и Москвы. К кон. 30-х гг. и в 40-е гг. известность получили артисты Г. Г. Алмасзаде (Азерб. ССР), Е. Л. Гварамадзе (Груз. ССР), Б. Бейшеналиева и Н. С. Тугелов (Кирг. ССР), К. Джапаров (Туркм. ССР), М. Тургунбаева (Узб. ССР), А. И. Гаврилова (УССР), З. А. Насретдинова и Х. Г. Сафиуллин (Башк. АССР). Во мн. республиках работали рус. балетмейстеры (Голейзовский, Лопухов, Ермолаев, Л. В. Якобсон, Холфин и др.), особенно в период подготовки декад и дней лит-ры и иск-ва, к-рые проводились в Москве с 1936; в этой работе участвовали также рус. композиторы, художники, педагоги. Опыт рус. мастеров перенимали молодые балетмейстеры из республик. Позднее мн. из них учились на балетмейстерском отделении ГИТИСа в Москве.
В годы Великой Отечеств. войны 1941 — 45 балетные коллективы страны и хореографич. уч-ща не прекращали работы. Были созданы новые спектакли: в Т-ре им. Кирова (эвакуировался в Пермь) — «Гаянэ» (1942, балетм. Анисимова), в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Лола» (1943, балетм. Бурмейстер), в Большом т-ре (эвакуировался в Куйбышев) — «Алые паруса» Юровского (1942, балетм. А. И. Радунский, Н. М. Попко, Л. А. Поспехин).
В 40 — 50-е гг. выдвинулись новые исполнители. Сформировался талант драматич. танцовщицы А. Я. Шелест. Начала выступать М. М. Плисецкая, чей танец всегда полон экспрессии и патетики. Большую популярность завоевали: в РСФСР-И. А. Колпакова, Р. С. Стручкова, В. Т. Бовт, Л. И. Крупенина, Р. К. Карельская, Г. Н. Кириллова, С. Н. Головкина, Т. А. Зимина, Ю. Т. Жданов, Г. К. Фарманянц, Ю. Г. Кондратов, Б. Я. Брегвадзе, Н. Б. Фадеечев; на Украине-Л. П. Герасимчук, Е. М. Потапова, Н. А. Апухтин, А. А. Белов; в Белоруссии — А. В. Николаева и С. В. Дречин; в Грузии-И. А. Алексидзе, В. В. Цигнадзе, З. М. Кикалейшвили; в Армении — Л. П. Воинова-Шиканян, Р. Л. Тавризиан, Т. Г. Григорян, А. Т. Гарибян; в Азербайджане — Л. М. Векилова, М. Д. Мамедов; в Узбекистане — Г. Б. Измайлова; в Таджикистане — Л. Захидова; в Бурятии — Л. П. Сахьянова; в Латвии — А. А. Приеде, Я. Д. Панкрат, А. Я. Лемберг, В. Э. Вилцинь; в Литве — Т. М. Свентискайте в Эстонии — В. А. Хагус, А. Койт, Э. К. Иоасоо.
Было поставлено мн. новых спектаклей, в их числе — «Золушка» (1945, Большой т-р); «Мнимый жених» Чулаки (1946, Малый т-р оперы и балета), «Медный всадник» (Т-р им. Кирова) и «Юность» (Ленингр. Малый т-р, оба — 1949). Обогатился репертуар в т-рах: Груз. ССР — были созданы балеты «Синатле» Киладзе (1947), «Горда» Торадзе (1949), «Отелло» Мачавариани (1957-все балетм. Чабукиани); Азерб. ССР — «Семь красавиц» (1952, балетм. П. А. Гусев) и «Тропою грома» (1960, балетм. К. М. Сергеев); Арм. ССР — «Севан» Егиазаряна (1956, балетм. Арбатов), «Мармар» Оганесяна (1957, балетм. тот же); Узб. ССР — «Мечта» Акбарова (1959, балетм. Г. Б. Измайлова, Б. К. Завьялов); Казах. ССР — «Камбар и Назым» Великанова (1950, балетм. М. Ф. Моисеев); Кирг. ССР — «Чолпон» Раухвергера (1944, балетм. Л. М. Крамаревский); Тадж. ССР — «Лейли и Меджнун» (1947, балетм. Валамат-заде); Туркм. ССР — «Акпамык» Зноско-Боровского и Мухатова (1945, балетм. К. Джапаров). Значительных успехов достигли балетные т-ры Литвы, Латвии, Эстонии, где со 2-й пол. 40-х гг. начался процесс освоения опыта сов. хореографич. иск-ва. Первые сов. балеты были созданы: в Латв. ССР — «Лайма» Лепиня (1947, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек) и «Сакта свободы» (1950, балетм. Е. Я. Чанга); в Литов. ССР — «На берегу моря» Юзелюнаса (1953, балетм. В. В. Гривицкас и A. M. Мессеpep); в Эст. ССР — «Калевипоэг» (1948, балетм. Х. Ю. Тохвельман) и «Золотопряхи» (1956, балетм. В. Х. Пяри), оба — Э. Каппа. В Молд. ССР, где балетная труппа в оперном т-ре начала работать в 1957, были пост. нац. балеты — «Рассвет» Загорского (балетм. В. А. Варковицкий) и «Сломанный меч» Лазарева (балетм. Н. В. Данилова и С. В. Дречин), оба — 1960. Новые спектакли появились в Бурят. АССР — «Красавица Ангара» Книппера и Ямпилова (1959, балетм. М. С. Заславский) и в музыкально-драматич. т-рах Якут. АССР, Карел. АССР, Удм. АССР, Коми АССР и др. В РСФСР возникли новые оперно-балетные т-ры в Новосибирске (1945), Челябинске (1955) и др. городах.
В 60 — 70-х гг. С.б., развивая лучшие достижения как предшествующего периода, так и иск-ва 20-х гг., преодолел имевшиеся недостатки: одностороннюю драматизацию, танц. бедность с одной стороны, подмену содержательного танца феерией и дивертисментами — с другой. Возросла роль музыки в балетных спектаклях. Танец стал осн. выразит, средством. Начало этому направлению положили работы сов. балетмейстеров уже в конце 50-х гг. В спектаклях Ю. Н. Григоровича — «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и И. Д. Вельского — «Берег надежды» Петрова (1959) содержание раскрывалось в развитии музыкально-хореографич. образов. Наряду со старыми мастерами (Голейзовский, Якобсон) появились молодые балетмейстеры, упорно искавшие новое содержание и новые формы. Возродились забытые жанры и формы (одноактный балет, балет-симфония, балет-плакат), обогатилась танц. лексика.
Наиболее значительные работы 60 — 70-гг.: постановки Якобсона-«Клоп» Отказова и Фиртича (1962) и «Двенадцать» Тищенко (1964) — оба в Т-ре им. Кирова; Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва — «Героическая поэма» Каретникова (1964, Большой т-р), «Весна священная» (1965, Москва, Большой т-р; 1970, Ленингр. Малый т-р); «Сотворение мира» Петрова (1971, Т-р им. Кирова); О. М. Виноградова — «Ромео и Джульетта» (1965, Новосибирский т-р; 1976, Ленингр. Малый т-р); «Асель» Власова (1967, Большой т-р), «Горянка» Кажлаева (1968, Т-р им. Кирова), «Ярославна» Тищенко (1974, Ленингр. Малый т-р); Вельского — «Конёк-Горбунок» Щедрина (1963, Ленингр. Малый т-р); Е. Я. Чанги — «Прометей» Аристакесяна (1967, Т-р им. Спендиарова); Григоровича — «Легенда о любви» (1961, Т-р им. Кирова), «Спартак» (1968, Большой т-р), «Иван Грозный» (1975, там же); «Ангара» Эшпая (1976, там же) и новые редакции балетов П. И. Чайковского. Был осуществлён ряд постановок новых балетов в Большом т-ре — «Кармен-сюита» (1967, балетм. А. Алонсо); «Икар» Слонимского (1971; 2-я ред. 1976, балетм. В. В. Васильев), «Анна Каренина» (1972, балетм. М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко и В. В. Смирнов-Голованов), «Чайка» Щедрина (1980, балетм. Плисецкая), «Макбет» Молчанова (1980, балетм. В. В. Васильев).
Значительными пост. в др. т-рах стали работы Р. Г. Ахундовой и М. Д. Мамедова в Баку («Тени Кобустана» Ф. Караева, 1969; «Семь красавиц», 1978), А. Ф. Шикеро в Киеве («Каменный властелин» Губаренко, 1969), М. О. Мурдмаа в Таллине («Иоанна Тентата» Тамберга, 1971; «История Ансельма» Сумера, 1978), Г. Д. Алексидзе в Тбилиси («Медея» Габичвадзе, 1978), Н. Н. Боярчикова в Перми и Ленинграде («Царь Борис» на муз. Прокофьева, 1975 и 1978; «Орфей и Эвридика» Журбина, 1977 и 1979), Г. А. Майорова в Киеве («Чиполлино» К. Хачатуряна, 1974), И. А. Чернышёва в Куйбышеве («Ангара» Эшпая, 1977), В. Н. Елизарьева в Минске («Сотворение мира», 1976; «Тиль Уленшпигель» Глебова 1978), У. Сарбагишева во Фрунзе («Материнское поле» Молдобасанова, 1975). В этих балетах каждая тема трактовалась с позиций современности, человек раскрывался во всей сложности, в многогранных взаимоотношениях с действительностью. Не ограничиваясь изложением сюжета, балетмейстеры создавали образы ёмкие, многозначные, нередко прибегали к поэтич. метафоре.
Примечателен вновь возродившийся интерес к шекспировской тематике. Балет «Ромео и Джульетта» обрёл новую жизнь в т-рах Новосибирска, Перми, Киева, Таллина, Москвы. Неск. балетмейстеров обратились к сюжету «Гамлета»: балеты поставили — Н. А. Долгушин (под назв. «Размышления» на муз. Чайковского, Ленингр. Малый т-р, 1970), К. М. Сергеев (комп. Н. П. Червинский, Т-р им. Кирова, 1970), В. М. Чабукиани (комп. Р. К. Габичвадзе, Т-р им. Палиашвили, 1971), М. М. Мнацаканян (на муз. Д. Д. Шостаковича, Петрозаводский музыкально-драматич. т-р, 1971).
В 1980 в Т-ре им. Кирова балетм. Виноградов пост. «Ревизор» А. Чайковского. В 60 — 70-х гг. популярность приобрели артисты: Н. В. Тимофеева, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, А. И. Сизова, А. Е. Осипенко, Н. А. Кургапкина, М. В. Кондратьева, Г. Т. Комлева, С. Д. Адырхаева, В. В. Васильев, М. Э. Лиспа, М. Л. Лавровский, Ю. В. Соловьёв, Ю. К. Владимиров, Н. А. Долгушин, В. Н. Гуляев, В. В. Тихонов, В. М. Гордеев, А. Ю. Богатырёв, Б. Б. Акимов, В. А. Левашов, И. С. Дроздова, B. C. Тедеев, Т. И. Фесенко, Ю. М. Сидоров, С. В. Викулов, О. Н. Моисеева, B. C. Муханова, Л. В. Гершунова, И. В. Меновщикова, Л. И. Семеняка, Н. В. Павлова, М. А. Сабирова, Б. Р. Кариева, Т. Рандвиир, Б. Ф. Калиновская, Н. Л. Семизорова, Т. А. Таякина, В. П. Ковтун, Х. А. Пуур, Т. Хярм, В. Ш. Галстян и др.
Балетные коллективы часто выезжают за рубеж, утверждая мировую славу сов. хореографич. иск-ва; хореографы осуществили ряд постановок в социалистич. странах, во Франции, Швеции, Австрии, Финляндии, Чили и др. Сов. специалисты явились организаторами хореографич. уч-щ в Японии, на Кубе, в Египте, Алжире и мн. др. странах. С 1969 в Москве проводится Между нар. конкурс артистов балета. Молодые артисты сов. балета не раз завоёвывали первые места на конкурсах в Болгарии (Варна), Японии и др. странах.
В СССР (на 1980) 47 театров оперы и балета; балеты ставятся также в муз. театрах, иногда в т-рах оперетты и муз. комедии. Работают 16 хореографич. уч-щ и в отделения при средних муз. школах и школах иск-в.
Литература: Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950; его же, В честь танца, М., 1968; Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советского балета. [Сб.], М., 1962; Музыка советского балета. Сб. ст., М., 1962; Львов-Анохин Б., Новое о советском балете, М., 1966; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Ван с лов В.В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; Советский балетный театр. Сб. ст., М., 1976; Шумилова Э. И., Правда балета, М., 1976; Музыка и хореография современного балета, вып. 1–3, Л., 1974–79. См. также лит-ру при очерках о республиках, городах, отдельных т-рах.
Е.Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.