Cantabile, кантaбиле

Категории словаря

Cantabile (кантaбиле, итал., букв. — певуче, от cantare — петь; франц. cantable).

1) Певучесть, напевность мелодики. В кон. 17–18 вв. она становится важнейшим позитивным эстетич. критерием не только по отношению к вокальной, но и к инстр. музыке. Так, Л. Моцарт определяет напевность как «прекраснейшее в музыке» («Versuch einer grundlichen Violinschule», 1756); P. Э. Бах рекомендует каждому музыканту (композитору) слушать хороших певцов и изучать вокальное иск-во, чтобы научиться «мыслить напевно» (см. «Versuch uber die wahre Art das Clavier zu spielen», Bd 1, 1753).

2) Певучесть, напевность исполнения музыки. Требование певучего, напевного исполнения приобретает особое значение одновременно с утверждением представления об эстетич. ценности этих качеств. Напр., И. С. Бах отмечает, что певучесть является осн. целью при обучении исполнению полифонич. музыки («Aufrichtige Anleitung», 1723).

Со 2-й пол. 18 в. обозначение cantabile часто выставляется вместе с обозначением темпа произв. или его части, указывая на характер музыки (В. А. Моцарт — Andante cantabile con espressione в сонате для фп. a-moll, K.-v. 281; Л. Бетховен — Adagio cantabile в сонате для скрипки и фп. ор. 30 No 2; П. И. Чайковский — Andante cantabile в квартете ор. 11). Встречаются и самостоятельные произв. с назв. cantabile («Кантабиле» Ц. А. Кюи для виолончели и фп.).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Юбиляция Церковная музыка
Механика фортепианная Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Сазандари Национальные культуры
Греческий распев Церковная музыка
Рожечники Национальные культуры
Капелла Термины и понятия
Картина музыкальная Термины и понятия
Цимбалы Музыкальные инструменты
Хроматизм Теория музыки
Полонез Музыкальные жанры и формы
Швейцарский балет Балет и танец

Реклама