Жан Кокто

Дата рождения
05.07.1889
Дата смерти
11.10.1963
Профессия
Страна
Франция
Жан Кокто

Кокто, Жан (фр. Jean Cocteau; 5 VII 1889, Мезон-Лаффит, близ Парижа — 11 X 1963, Мийи-ла-Форе, близ Парижа) — французский писатель, поэт, драматург, театральный деятель, живописец, кинорежиссёр, сценарист, либреттист и музыкальный критик. Член Института Франции (1955).

Идейный вдохновитель и пропагандист модернистских и авангардистских течений в различных областях искусства. Находясь почти полвека в центре художественной жизни Парижа, оказал значительное влияние на развитие современной французской музыки, особенно балета и оперы. Для творческого пути Кокто, отмеченного эстетством и экспериментаторством, характерны постоянные переходы от одних художественных группировок к другим; он примыкал к импрессионистам, кубистам, символистам, дадаистам, сюрреалистам.

Друг К. Дебюсси, Кокто позднее сблизился с Э. Сати и возглавил вместе с ним борьбу музыкантов против импрессионизма, а также вагнеровского направления. Связанный с организатором «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилевым, Кокто участвовал в поисках нового типа балетного спектакля, основанного на кубо-футуристических принципах сценического оформления, сближении хореографии с эстрадой и эксцентрикой. Его постановка балета «Парад» Сати (либретто Кокто, 1917) вызвала публичный скандал.

С 1920 он стал вдохновителем и литературным глашатаем группы «Шестёрка». С 30-х гг. выступал как кинорежиссёр и сценарист; в 40-е гг. вновь обратился к балету (в 1944 один из организаторов труппы «Балет Елисейских полей»; участвовал в создании экспериментальных балетных спектаклей как либреттист и художник-декоратор).

Книга-памфлет Кокто «Петух и арлекин — заметки о музыке» (1918) стала знаменем сторонников безыдейности и художественного нигилизма. Призывая обратиться к простым и примитивным конструкциям, джазу, мюзик-холлу, проникнуться духом современной урбанизации, Кокто довёл свои идеи до эксцентризма. Его «бунтарство», отражавшее настроение послевоенного «потерянного поколения», протест против буржуазной морали и мещанства ограничивались рамками чисто формальных поисков, не шли дальше «эпатирования» буржуазной публики.

На либретто Кокто созданы: балеты — «Бык на крыше» («Le Boeuf sur le toit») и «Голубой экспресс» («Le Train bleu») Мийо, «Федра» Орика (пост. 1950 с декорациями Кокто); оперы — «Антигона» Онеггера, «Бедный матрос» («Le pauvre matelot») Мийо, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, монодрама «Человеческий голос» («La Voix humaine») Пуленка; коллективный танцевальный дивертисмент «Новобрачные на Эйфелевой башне» («Les maries de la Tour Eiffel»). На тексты Кокто написаны кантата И. Маркевича, песни композиторов «Шестёрки» (в т. ч. «Кокарды» Пуленка).

К фильмам Кокто (в т. ч. «Орфей», 1950) музыку писал Орик. Кокто — автор многих пьес, романов, сборников стихов, книг и статей о театре.

Сочинения: Le Coq et l’Arlequin, P., 1918; Carte Blanche, P., 1920; Le Rappel, а l’ordre, P., 1926; Maurice Ravel salue par Jean Cocteau, P., 1946; La Danse, P., 1947; Eric Satie, Liege, 1957.

Литература: Mauriac C., Jean Cocteau et la verite du mensonge, P., 1945; Fraigneau A., J. Cocteau par lui-meme, P., 1957, 1966.

И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Французская музыка в 1-й половине 20 века

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама