Александр Иванович Дюбюк

Дата рождения
03.03.1812
Дата смерти
08.01.1898
Профессия
Страна
Россия
Александр Иванович Дюбюк

Дюбюк Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква — 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) — русский пианист, композитор и педагог.

Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений. Гастролировал в провинциальных городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mосковской консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др.

Дюбюк — автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mосковской консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким.

Игра Дюбюка отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Дюбюк внёс в pyсский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.

B концертной и композиторской деятельности Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепианные переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.).

B творчестве Дюбюка, особенно в 40-50-e гг., отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pycского фортепианного стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и городского романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фортепианных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева.

Фортепианная музыка Дюбюка этого периода впитала в себя романтические элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисленных песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Дюбюк обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы московского музыкального быта и говора.

Дюбюк — автор переложений для фортепиано (2 сб.) песен и романсов московских цыган, сборника «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), многих салонных фортепианных пьес в различных жанрах и формах, популярных в московской барско-чиновничьей, купеческой и артистической среде.

Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сборник фортепианных пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь).

Литература: Kиселев B., A. H. Oстровский, H. Г. Pубинштейн и A. И. Дюбюк, в кн.: Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59–66; Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк, в его кн.: «Eвгений Oнегин», M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85–89); Музалевский B., Pусское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX вв., Л., 1961, гл. 7, c. 226–34; Алексеев A. Д., Pусская фортепианная музыка, M., 1963, c. 121–123.

B. Ю. Дельсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Жорж Циффра Пианисты
Милое Милоевич Композиторы
Шарль Мюнш Дирижёры
Кшиштоф Мейер Композиторы
Эрнест Блох Композиторы
Дариюс Мийо Композиторы

Реклама