Александр Иванович Дюбюк

Дата рождения
03.03.1812
Дата смерти
08.01.1898
Профессия
Страна
Россия
Александр Иванович Дюбюк

Дюбюк Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква — 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) — русский пианист, композитор и педагог.

Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений. Гастролировал в провинциальных городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mосковской консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др.

Дюбюк — автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mосковской консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким.

Игра Дюбюка отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Дюбюк внёс в pyсский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.

B концертной и композиторской деятельности Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепианные переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.).

B творчестве Дюбюка, особенно в 40-50-e гг., отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pycского фортепианного стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и городского романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фортепианных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева.

Фортепианная музыка Дюбюка этого периода впитала в себя романтические элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисленных песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Дюбюк обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы московского музыкального быта и говора.

Дюбюк — автор переложений для фортепиано (2 сб.) песен и романсов московских цыган, сборника «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), многих салонных фортепианных пьес в различных жанрах и формах, популярных в московской барско-чиновничьей, купеческой и артистической среде.

Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сборник фортепианных пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь).

Литература: Kиселев B., A. H. Oстровский, H. Г. Pубинштейн и A. И. Дюбюк, в кн.: Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59–66; Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк, в его кн.: «Eвгений Oнегин», M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85–89); Музалевский B., Pусское фортепианное искусство XVIII — первой половины XIX вв., Л., 1961, гл. 7, c. 226–34; Алексеев A. Д., Pусская фортепианная музыка, M., 1963, c. 121–123.

B. Ю. Дельсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама