Джан Франческо Малипьеро

Дата рождения
18.03.1882
Дата смерти
01.08.1973
Профессия
Страна
Италия
Джан Франческо Малипьеро

Малипьеро, Джан Франческо (итал. Gian Francesco Malipiero; 18 III 1882, Венеция — 1 VIII 1973, Тревизо, близ Венеции) — итальянский композитор, музыковед, педагог, музыкальный деятель.

Родился в семье музыкантов. С 9 лет учился игре на скрипке. В 1898–99 посещал Венскую консерваторию (уроки гармонии). С 1899 занимался по композиции и дирижированию у М. Э. Босси в Музыкальном лицее Б. Марчелло в Венеции, затем в Музыкальном лицее в Болонье (окончил в 1904). Самостоятельно изучал творчество старинных итальянских мастеров. В 1908–09 слушал лекции М. Бруха в Берлине. В 1921–24 преподавал в Консерватории им. А. Бойто в Парме (теория музыки), в 1932–53 профессор (класс композиции; с 1940 также директор) Консерватории им. Б. Марчелло в Венеции. Среди его учеников — Л. Ноно, Б. Мадерна.

Малипьеро — один из крупнейших итальянских композиторов 20 века. Ему принадлежат произведения различных жанров. Испытал влияние французских импрессионистов, а также Н. А. Римского-Корсакова. Творчество Малипьеро отличают яркая национальная характерность (опора на народные и старинные итальянские традиции), широкое использование современных музыкальных средств.

Малипьеро способствовал возрождению итальянской инструментальной музыки на принципиально новых основах. Он отказался от последовательного тематического развития, предпочитая ему мозаичное контрастирование отдельных эпизодов. Лишь в некоторых произведениях используются приёмы додекафонной техники; Малипьеро был противником авангардистских схем. Малипьеро придавал большое значение мелодической выразительности и импровизационному изложению материала, стремился к простоте и законченности формы.

Внёс большой вклад и в развитие итальянского музыкального театра. В его многочисленных операх (более 30), часто написанных на собственные либретто, преобладают пессимистические настроения. В ряде произведений, созданных на классические сюжеты (Еврипид, У. Шекспир, К. Гольдони, П. Кальдерон и др.), композитор преодолевает характерный для него мистицизм.

Малипьеро был также исследователем, знатоком и пропагандистом старинной итальянской музыки. Возглавлял Итальянский институт Антонио Вивальди (в Сиене). Под редакцией Малипьеро изданы собрания сочинений К. Монтеверди (т. 1–16, 1926–42), А. Вивальди, произведения Дж. Тартини, Дж. Габриели и др.

Сочинения:

оперы — Каносса (1911, поставлена в 1914, театр Костанци, Рим), Сон осеннего заката (Songo d’un tramonto d’autunno, по Г. Д’Аннунцио, 1914), трилогия Орфеиды (Смерть масок — La morte delle maschere; Семь песен — Seite canzoni; Орфей, или Восьмая песня — Orfeo ovvero l’ottava canzone, 1919–22, поставлена в 1925, Дюссельдорф), Филомела и очарованный ею (Filomela e l’infatuato, 1925, поставлена в 1928, Немецкий театр, Прага), Три комедии Гольдони (Тrе commedie Goldoniane: Кофейня — La bottega da caffe, Синьор Тодеро-Брюзга — Sior Todaro brontolon, Кьоджинские перепалки — Le baruffe chiozzotte; 1926, Оперный театр Земли Гессен, Дармштадт), Ночной турнир (Torneo notturno, 7 сценич. ноктюрнов, 1929, поставлена в 1931, Нац. театр, Мюнхен), трилогия Венецианская мистерия (Il mistero di Venezia: Аквильонские орлы — Le aquile di Aquileia, Лжеарлекин — Il finto Arlecchino, Вороны святого Марка — I corvi di San Marco, балет, 1925–29, поставлена в 1932, Кобург), Легенда о сыне-подкидыше (La favola del figlio combiato, 1933, поставлена в 1934, Брауншвейг), Юлий Цезарь (по У. Шекспиру, 1935, поставлена в 1936, театр «Карло Феличе», Генуя), Антоний и Клеопатра (по Шекспиру, 1938, театр «Комунале», Флоренция), Гекуба (Ecuba, по Еврипиду, 1939, поставлена в 1941, театр «Опера», Рим), Весёлая компания (L’allegra brigata, 6 новелл, 1943, поставлена в 1950, театр «Ла Скала», Милан), Небесные и адские миры (Mondi celesti e infernali, 1949, исп. 1950, по радио, поставлена в 1961, театр «Фениче», Венеция), Донна Уррака (по П. Мериме, 1954, Театр Доницетти, Бергамо), Капитан Сиавенто (1956, поставлена в 1963, театр «Сан-Карло», Неаполь), Пленённая Венера (Venere prigioniera, 1956, поставлена в 1957, Флоренция), Дон Жуан (4 сцены по «Каменному гостю» Пушкина, 1963, Неаполь), Ханжа Тартюф (1966), Метаморфозы Бонавентуры (1966), Герои Бонавентуры (1968, поставлена в 1969, театр «Пиккола Скала», Милан), Искариот (1971) и др.; балеты — Пантея (1919, поставлен в 1949, Вена), Маскарад пленённой принцессы (La mascherata delle principesse prigioniere, 1924, Брюссель), Новый мир (El mondo novo, 1951), Страдивари (1958, Дортмунд); кантаты, мистерии и другие вокально-инструментальные сочинения; для оркестра — 11 симфоний (1933, 1936, 1945, 1946, 1947, 1947, 1948, 1950, 1951, 1967, 1970), Впечатления с натуры (Impressionni dal vero, 3 цикла, 1910, 1915, 1922), Перерывы в молчании (Pause del silenzio, 2 цикла, 1917, 1926), Армения (1917), Пассакалья (1952), Фантазия каждого дня (Fantasie di ogni giorno, 1951); Диалоги (No 1, с Мануэлем де Фальей, 1956) и др.; концерты с оркестром — 5 для фортепиано (1934, 1937, 1948, 1950, 1958), для 2 фортепиано (1957), 2 для скрипок (1932, 1963), для виолончели (1937), для скрипки, виолончели и фортепиано (1938), Вариации без темы для фортепиано (1923); камерно-инструментальные ансамбли — 7 струнных квартетов и др.; фортепианные пьесы; романсы; музыка для драматического театра и кино.

Литературные сочинения: L’orchestra, Bologna, 1920; Teatro, Bologna, 1920; Claudio Monteverdi, Mil., 1929; Stravinsky, Venezia, (1945); Cossi va lo mondo (автобиография), Mil., 1946; L’armonioso labirinto, Mil., 1946; Antonio Vivaldi, (Mil., 1958).

Литература: Памяти Джан Франческо Малипьеро, «СМ», 1974, No 3; Bontempelli M., G. F. Malipiero, Mil., 1942; Labroсa M., Malipiero musicista veneziano, Venezia — Roma, (1957); Santi P., Gian Francesco Malipiero, «Musica d’oggi», 1961, No 1.

M. M. Яковлев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Джан Франческо Малипьеро / Gian Francesco Malipiero

Драматичной в духовном отношении оказалась судьба одно­го из крупнейших итальянских композиторов XX века — Джан Франческо Малипьеро. Его отличало острокритическое отно­шение к современной ему действительности. Позиция человека, не нашедшего положительных идеалов в окружающем обще­стве, заставила его искать эти идеалы в прошлом, в великом художественном наследии XVI–XVII столетий. Однако пости­жение духовной сущности творчества Палестрины и мастеров итальянского барокко показало ему, что подлинное возрожде­ние нравственных и этических устоев их искусства невозможно.

Следствием этого неутешительного вывода явились пронизыва­ющие музыку Малипьеро ирония, скепсис, часто оборачиваю­щиеся мрачным гротеском. Неслучайно тесная творческая и личная дружба связывала его с одним из самых трагических писателей Италии — Луиджи Пиранделло. Впрочем, Мали­пьеро не был свойствен абсолютный пессимизм. Его апелляция к этическим ценностям искусства прошлого доказывает на­личие у него веры в существование высоких гуманистических идеалов. Этот гуманизм ощутим и в его музыке, он-то и при­влекал к композитору таких выдающихся музыкантов, как Казелла, де Фалья, Казальс, в общении с которыми Малипье­ро не раз черпал духовные силы.

Подобно Казелле, Малипьеро был художником отчетливо выраженного интеллектуального склада. За всеми внешними чувственно-конкретными проявлениями жизни, природы, рав­но как и истории, он всегда искал внутренний смысл, философский подтекст.

Малипьеро соединял качества художника, ком­позитора с качествами мыслителя, ученого-исследователя. Ему принадлежит ряд публицистических, а также строго научных статей по вопросам современного и классического искусства. Величайшей его заслугой является расшифровка, редакция и подготовка к изданию шестнадцатитомного собрания сочине­ний Монтеверди, которое выходило с 1926 по 1942 год. Кроме того, он подготовил собрание сочинений Вивальди (эту работу он вел с 1947 года до конца жизни), публикации произведений Дж. Габриели, Тартини и др.

Его транскрипции для органа и смычкового оркестра сочинений Корелли, А. Скарлатти, Верачини и Тартини, оркестровые транскрипции произведений Монтеверди, Бассани, Страделлы, Фрескобальди и Вивальди, отмеченные мудрым пониманием стиля мастеров прошлого, не только обогатили современный камерный и концертный симфонический репертуар, но и способствовали привлечению внимания широкой публики к шедеврам старинной итальян­ской музыки.

Крупный вклад в итальянскую музыку XX века Малипьеро внес и собственным творчеством, охватывающим самые разные области музыкального искусства: симфоническую, камерно-вокальную, камерно-инструментальную, театральную.

Творческий путь

Джан Франческо Малипьеро родился 18 марта 1882 года в Венеции в семье пианиста Луиджи Малипьеро, сына компо­зитора Франческо Малипьеро, который в 50-х годах XIX века считался соперником Верди. Джан Франческо начал обучаться игре на скрипке с девяти лет, в одиннадцать совершил с отцом поездку в Германию и Австрию; в Венской консерватории он в течение года изучал гармонию. В 1899 году он возвратился в Венецию, где учился в музыкальном лицее у М. Э. Босси. После отъезда его учителя в Болонью, где тот стал руководи­телем лицея, Малипьеро некоторое время занимался компози­цией самостоятельно, а в 1904 году закончил болонский лицей по классу Босси.

Несмотря на солидное профессиональное музыкальное обра­зование, юноша, в сущности, развивался как автодидакт. Бос­си оказал на него малое влияние; гораздо большее значение имели впечатления от немецкой и австрийской музыки, вы­несенные им за время пребывания в Германии и Австрии, а также соприкосновение с музыкой Вагнера (оперу «Мейстер­зингеры» он услышал в Италии). Позднее, в 1908—1909 годах, он в Берлине посещал лекции Бруха.

Событием, вызвавшим переворот в художественном мировоз­зрении молодого музыканта, явилось открытие им в 1902 году в Маркианской библиотеке Венеции манускриптов итальянских композиторов XVII—XVIII веков. Малипьеро совершил имен­но открытие, так как с XVIII века этими сочинениями никто не интересовался. Он был вторым по порядку читателем, о чем свидетельствуют архивные записи, и испытал буквально потря­сение, ознакомившись с партитурами Кавалли, Монтеверди, Скарлатти.

Что касается современной музыки, то воздействие австро-немецких композиторов (в том числе Шёнберга) довольно скоро сменяется сильными впечатлениями от французов и Стравинского. Малипьеро попадает в Париж в пору многих ярких музыкальных премьер. Он узнает «Дафниса и Хлою», «Петрушку», «Весну священную»; сближается с Равелем, Виньесом, Роже-Дюкасом, знакомится со Стравинским. Кипучая му­зыкально-театральная жизнь Парижа оставляет в его сознании глубокий след.

В предвоенные годы Малипьеро создает несколько фортепи­анных циклов — утонченных, хрупких, отмеченных чертами ностальгии и душевной надломленности: это Маленькие лун­ные поэмы (1910), Осенние прелюдии (1914), Азоланские поэмы (1916). Близок к этим фортепианным опусам вокальный цикл Сонеты судьбы (1909).

Крупными сочинениями тех лет являются Симфония героев (1905), Симфония моря (1906) и Симфония молчания и смерти (1908), созданные в русле австро-немецкого романтического симфонизма. Наиболее примечательна среди них Симфония молчания и смерти, в которой отразились весьма типичные для ее автора скорбные мотивы. Значительная роль в ней принад­лежит мелодическому началу; в использовании оркестра ощу­тимы импрессионистские приемы, сочетаемые с оркестровыми эффектами, явно заимствованными из поэм Р. Штрауса.

Первым произведением в новой для Малипьеро, ориги­нальной манере стала созданная в 1911 году партитура под названием «Зарисовки с натуры» («Impression dal vero») с под­заголовком «Жизнь птиц», в трех частях («Черноголовка», «Дятел», «Сова»). За ней последовали: в 1915 году — «Зарисов­ки с натуры II» («Беседа колоколов», «Кипарисы и ветер», «Де­ревенское веселье»), а в 1922-м — «Зарисовки с натуры III» («Праздник в Чертовой долине», «Петухи», «Тарантелла на острове Капри»), Эти три произведения образовали своеобраз­ный симфонический цикл, полный сложных, интеллектуально утонченных, контрастных настроений. Здесь и образы ирреаль­ные (возвышенный гармонический идеал), и зловещие.

В 20—30-е годы необычайно возрастает творческая актив­ность Малипьеро. Одно за другим появляются произведения, весьма различные по содержанию и стилю. В них трудно уло­вить какой-либо преобладающий комплекс настроений. Не­редко наблюдается крайняя субъективистская замкнутость, и наряду с этим — душевная просветленность; композитор обра­щается к итальянской природе, но хочет передать и призрач­ность всего существующего; он как бы создает образы прекрас­ных масок, за которыми скрывается лишь тлен, разрушение или жуткий оскал смерти, побеждающей жизнь.

И все же в причудливом смешении тем, образов, настроений, в сложном сплетении черт преемственности и современной экспериментальности можно заметить одну относительно устойчивую тен­денцию — культивирование национального музыкального сти­ля на основе интонаций, жанров и форм отечественного фольклора в соединении с традициями итальянской классики.

К началу 20-х годов Малипьеро завоевывает авторитет в музыкальном мире Италии. В этот период начинается его ак­тивная педагогическая деятельность, которая продолжалась много лет. С 1921 по 1924 год он ведет курс композиции в Пармской консерватории, с 1932-го по 1953-й — в Венецианской. О большом авторитете говорят и занимавшиеся им директор­ские посты в Институте Вивальди в Сиене (1940—1953) и Вене­цианской консерватории (1940—1953).

Все особенности стилистических исканий Малипьеро про­слеживаются в его симфонических сочинениях 20—30-х годов, среди которых особенно выделяются оркестровая сюита «Чимарозиана» (1922), полные затаенной тревоги и глубокой печа­ли «Перерывы в молчании» (1926; первый цикл под таким на­званием был написан еще в 1917 году), загадочные по своему психологическому подтексту Вариации без темы для фортепи­ано с оркестром (1924), Ричеркары и «Выдумки» для одиннад­цати инструментов (1925—1926), Концерты для оркестра (1931), Скрипичный концерт (1932), Первый и Второй фортепианные концерты (1934, 1937), Тройной концерт для скрипки, виолон­чели и фортепиано с оркестром (1938).

Родственные стилистические черты мы находим в музыкаль­но-театральном творчестве, которому композитор начиная с 20-х годов уделял не меньше внимания, чем симфоническому. В большинстве своих опер он, подобно Вагнеру, сам выступал в качестве либреттиста.

Первым значительным музыкально-сценическим произведе­нием Малипьеро, отмеченным поисками новых оперных форм, явилась трилогия «Орфеиды» (1918—1922), за которой после­довали аналогичные по жанру партитуры — «Три комедии Гольдони» (1920—1922) и «Венецианская мистерия» (1925—1928). В Италии трилогии вызвали к себе противоречивое отношение: их язвительный гротеск явно шел вразрез с офици­альной идеологией фашизма. Зато они с успехом шли в Герма­нии — возможно, благодаря своему родству с экспрессионизмом.

В период работы над последней трилогией Малипьеро со­здал две музыкальные драмы: «Филомела и очарованный ею» (1925) и «Мерлин, органный мастер» (1927). Особенно интен­сивно стало развиваться его оперное творчество с 1929 года, когда возникла опера «Ночной турнир» (с подзаголовком «семь сценических ноктюрнов»). За ней последовал целый ряд других партитур.

Особого упоминания заслуживает «Легенда о подмененном сыне» на либретто Пиранделло (1933), поставленная сначала в Германии, а затем в Риме. Римская премьера вызвала скандал, в который вмешался папа Пий XI, обвинивший авторов оперы в безнравственности, а Муссолини принял социально-обличи­тельные намеки в ее тексте и сценических ситуациях за личное оскорбление. В результате исполнение оперы в Италии было запрещено (за пределами страны она ставилась неоднократно).

Новый этап оперного творчества Малипьеро начался уже после Второй мировой войны, когда он создает такие произве­дения, как «Небесные и адские миры» (1949), «Блудный сын» (1952), «Плененная Венера» (1955), «Дон-Жуан» (1963), «Госпо­дин Тартюф, ханжа» (1966) и др.

В поздний период композитор продолжал работать и в сим­фонических жанрах, создав Симфонию колоколов (1945), Сим­фонию in memoriam (1946), в которой отразились впечатления недавно закончившейся Второй мировой войны, и другие со­чинения. Наряду с этим он в 40—60-е годы писал камерно-инструментальную музыку, обращался к кантатно-ораториаль­ным, культовым жанрам, писал концерты и другие сочинения. С возрастом его творческая активность не снижалась: Симфонию волынки он написал в 1969 году, в возрасте восьмидесяти семи лет, а оперу «Искариот» — годом позднее!

Последние двадцать лет жизни Малипьеро провел в дерев­не Азолано близ Венеции, лишь эпизодически занимаясь со сту­дентами консерватории. Скончался он 1 августа 1973 года.

Трагическое мировосприятие отделяло Малипьеро от груп­пы крупнейших композиторов Италии родственного ему на­правления (Пиццетти, Респиги, Казелла). Это была личность индивидуалистического, субъективистского склада, взрываю­щая неоклассицизм изнутри острым неприятием действитель­ности.

С. Н. Богоявленский
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Симфоническое творчество
Камерно-инструментальное творчество
Музыкально-театральное творчество
Хоровое творчество
Итальянская музыка в 1-й половине 20 века

реклама

вам может быть интересно

Гаспаре Спонтини Композиторы

Произведения

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама