Одиссей Ахиллесович Димитриади

Дата рождения
07.07.1908
Дата смерти
28.04.2005
Профессия
Страна
СССР
Одиссей Ахиллесович Димитриади

Димитриади Одиссей Ахиллесович (24 VI (7 VII) 1908, Батуми — 28 IV 2005, Тбилиси) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1958).

В 1926–30 учился в Тбилисской консерватории по классу профессора С. В. Бархударяна; в 1936 окончил Ленинградскую консерваторию по классу профессора И. А. Мусина; в 1930–33 зав. учебной частью, в 1936–1937 директор Сухумского музыкального техникума. В 1937–41 вёл дирижёрский и оркестровые классы в Тбилисской консерватории; в 1937–65 дирижёр (с 1952 главный дирижёр) Грузинского театра оперы и балета, в 1947–52 главный дирижёр Государственного симфонического оркестра Грузинской ССР. С 1965 дирижёр Большого театра СССР. С 1968 также профессор Московской консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования.

Димитриади — первый интерпретатор многих произведений советских композиторов. Под руководством Димитриади были поставлены оперы: «Абесалом и Этери» и «Евгений Онегин» (1953), «Орлеанская дева» (1957); «Невеста Севера» Торадзе (1958), «Крутнява» Сухоня (1959), «Миндия» Тактакишвили и «Десница великого мастера» Мшвелидзе (1961), «Семён Котко» (1964), «Мазепа» (1966) и др.

Л. И. Горбунова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Прежде чем окончательно определить свой путь в музыкальном искусстве, Димитриади пробовал свои силы в композиции. Молодой музыкант занимался на композиторском отделении Тбилисской консерватории в классах профессоров М. Багрлновского и С. Бархударяна (1926–1930). Работая затем в Сухуми, он писал музыку для спектаклей греческого драмтеатра, оркестровые и фортепианные пьесы. Однако дирижирование привлекало его все сильнее. И вот Димитриади вновь студент — на сей раз Ленинградской консерватории (1933–1936). Он перенимает опыт и мастерство у профессоров А. Гаука и И. Мусина.

В 1937 году Димитриади успешно дебютировал в Тбилисском театре оперы и балета, где работал в течение десяти лет. Затем разворачивается концертная деятельность артиста на посту главного дирижера и художественного руководителя симфонического оркестра Грузинской ССР (1947–1952). С именем Димитриади связаны славные вехи грузинского музыкального искусства. Он вынес на суд слушателей многие произведения А. Баланчивадзе, Ш. Мшвелидзе, А. Мачавариани, О. Тактакишвили и других.

В послевоенные годы начинается и гастрольная деятельность артиста по Советскому Союзу. Наряду с музыкой грузинских авторов в его концертных программах часто встречаются сочинения и других советских композиторов. Под управлением Димитриади разные оркестры страны исполняли новые произведения А. Веприка, А. Мосолова, Н. Иванова-Радкевича, С. Баласаняна, Н. Пейко и других.

В сфере классической музыки лучшие достижения дирижера связаны с творчеством Бетховена (Пятая и Седьмая симфонии), Берлиоза («Фантастическая симфония»), Дворжака (Пятая симфония «Из Нового Света»), Брамса (Первая симфония), Вагнера оркестровые фрагменты из опер), Чайковского (Первая, Четвертая, Пятая и Шестая симфонии, «Манфред»), Римского-Корсакова («Шехеразада»).

Но, пожалуй, основное место в творческой жизни Димитриади все же занимает музыкальный театр. Будучи главным дирижером Театра оперы и балета имени 3. Палиашвили (1952–1965), он руководил постановкой многих классических и современных опер, среди которых «Евгений Онегин» и «Орлеанская дева» Чайковского, «Абесалом и Этери» Палиашвили, «Семен Котко» Прокофьева, «Десница великого мастера» Ш. Мшвелидзе, «Миндия» О. Тактакишвили, «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Крутнява» Э. Сухоня.

Димитриади дирижировал и балетными спектаклями. В частности, содружество дирижера с композитором А. Мачавариани и балетмейстером В. Чабукиани принесло грузинскому театру такое значительное завоевание, как балет «Отелло». С 1965 года Димитриади работает в Большом театре Союза ССР.

Первая гастрольная поездка Димитриади за рубеж состоялась в 1958 году. Вместе с балетной труппой театра имени 3. Палиашвили он выступал в странах Латинской Америки. Впоследствии ему неоднократно приходилось гастролировать за границей в качестве симфонического и оперного дирижера.

Под его управлением в Софии звучала «Аида» Верди (1960), в Мехико — «Борис Годунов» Мусоргского (1960), в Афинах — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (1965). В 1937–1941 годах Димитриади вел класс дирижирования в Тбилисской консерватории. После большого перерыва он вновь обратился к педагогике в 1957 году. Среди его учеников — многие грузинские дирижеры.

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама