
Дохнаньи (Донаньи), Эрнё (Эрнст) (венг. Dohnányi Ernő; 27 VII 1877, Пожонь (Братислава) — 9 II 1960, Нью-Йорк) — венгерский композитор, пианист, дирижёр и педагог.
В 1885–93 учился игре на фортепиано, позднее изучал гармонию у К. Фёрстера, органиста кафедрального собора в Пожони. В 1893–97 учился в Академии музыки в Будапеште у С. Томана (фортепиано) и X. Кёслера; в 1897 брал уроки у Э. д’Альбера.
Дебютировал как пианист в 1897 в Берлине и Вене. С успехом гастролировал в Западной Европе и США (1899), в 1907 — в России. В 1905–15 преподавал фортепианную игру в Высшей школе музыки (с 1908 профессор) в Берлине. В 1919, во время Венгерской советской республики, был директором Высшей школы музыкального искусства им. Листа в Будапеште, с 1919 дирижёр Будапештского филармонического общества. В 1925–27 гастролировал в США в качестве пианиста и дирижёра, в т. ч. в авторских концертах.
С 1928 преподавал в Высшей школе музыкального искусства в Будапеште, в 1934–43 снова её директор. В 1931–44 музыкальный директор Венгерского радио. В 1945 эмигрировал в Австрию. С 1949 жил в США, был профессором композиции Флоридского государственного университета в Таллахасси.
В исполнительской деятельности Дохнаньи уделял большое внимание пропаганде музыки венгерских композиторов, в частности Б. Бартока и З. Кодая. В творчестве был последователем поздней романтической традиции, особенно И. Брамса. В ряде его произведений нашли отражение элементы венгерской народной музыки, особенно в фортепианной сюите «Сельский праздник в Венгрии» («Ruralia hungarica», op. 32, 1926; части из неё позднее были оркестрованы). Написал автобиографическое произведение «Послание потомкам» («Message to Posterity», ред. M. P. Парментер, 1960; со списком сочинений).
Сочинения:
оперы (3) — Тётушка Симона (Tante Simons, комич., 1913, Дрезден), Замок воеводы (A Vajda Tornya, 1922, Будапешт), Тенор (Der Tenor, 1929, Будапешт); пантомима Покрывало Пьеретты (Der Schleier der Pierrette, 1910, Дрезден); кантата, месса, Stabat Mater; для opкестра — 3 симфонии (1896, 1901, 1944), увертюра Зрини (1896); концерты с оркестром — 2 для фортепиано, 2 для скрипки; камерно-инструментальные ансамбли — соната для виолончели и фортепиано, струнное трио, 3 струнных квартета, 2 фортепианных квинтета, секстет для духовых, струнных и фортепиано; для фортепиано — рапсодии, вариации, пьесы; 3 хора; романсы, песни; обработки народных песен.
Литература: Rapp v. , Dohnányi Ernő, Bdpst, 1927; Anderson W. R., Dohnányi, a good companion, «Musical Mirror and Fanfare», 1931, v. 11; Rоdhradszky I., The works of Ernő Dohnányi, «Studia musicologica», VI, 1964, No 3–4; Eckhardt M., Briefe aus dem Nachlasse E. von Dohnányis, там же, IX, 1967, No 3–4.
П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.