Когда Пушкин сказал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — устами Моцарта он не столько открыл новую истину, сколько выразил понимание этого слова людьми XVIII века. А оно было чрезвычайно многогранно и вот почему.
К XVIII веку уже сложилось то понимание понятия «гений», которое унаследовали и мы, то есть как высшую степень одаренности, ума, таланта. Но было еще живо античное значение слова «гений». У древних греков гений — добрый дух, покровитель людей (мужчин, покровительница женщин — Юнона). Поэтому в слове «гений» Пушкин заключил древнее и новое значение. Иногда еще говорят «гений зла» или «злой гений», но для этого существует более точное слово «демон».
Если продолжить размышление о пушкинских словах, то можно предположить, что главная его мысль была о личности художника. История показывает, что подлинно гениальный художник или ученый — всегда человек с высокими моральными качествами. Он может быть человеком жестким, резким, ранимым, иногда и со странностями (хотя неправильно думать, что гений обязательно не от мира сего), но он благороден, человеколюбив и добр, не способен на предательство, низость или злодейство.
Будучи великолепным психологом и историком, Пушкин конечно же чувствовал каждого исторического героя как личность. И он имел достаточно примеров, чтобы сделать свой гениальный вывод: «А гений и злодейство — две вещи несовместные».
М. Г. Рыцарева