Адольф Львович Гензельт

Дата рождения
09.05.1814
Дата смерти
10.10.1889
Профессия
Страна
Германия, Россия
Адольф Львович Гензельт / Adolf von Henselt

Гензельт Адольф Львович (нем. Adolf von Henselt; 12 V 1814, Швабах, Бавария — 10 X 1889, Вармбрунн, Силезия) — русский пианист, педагог, композитор. По национальности немец.

Учился игре на фортепиано у И. Н. Гуммеля (Веймар), теории музыки и композиции — у З. Зехтера (Вена). В 1836 начал концертную деятельность в Берлине. С 1838 жил в Петербурге, занимаясь главным образом преподаванием игры на фортепиано (среди его учеников — В. В. Стасов, И. Ф. Нейлисов, Н. С. Зверев). С 1857 инспектор музыки женских учебных заведений. В 1872–75 редактировал музыкальный журнал «Нувеллист». В 1887–88 профессор Петербургской консерватории.

М. А. Балакирев, Р. Шуман, Ф. Лист и другие высоко ценили игру Гензельта, считали его выдающимся пианистом. Несмотря на некоторый консерватизм технических приёмов, лежавших в основе его пианизма (неподвижность кисти), игра Гензельта отличалась необыкновенно мягким туше, совершенством легато, тонкой шлифовкой пассажей, исключительным мастерством в областях техники, требующих большого растяжения пальцев. Излюбленными пьесами в его пианистическом репертуаре были произведения К. М. Вебера, Ф. Шопена, Ф. Листа.

Гензельт — автор многих фортепианных произведений, отличающихся мелодичностью, изяществом, хорошим вкусом, превосходной фортепианной фактурой. Некоторые из них входили в концертный репертуар выдающихся пианистов, в т. ч. А. Г. Рубинштейна.

Лучшие из сочинений Гензельта: первые две части концерта для фортепиано с оркестром (ор. 16), 12 «концертных этюдов» (ор. 2; No 6 — «Будь я птицей, к тебе бы полетел» — самая популярная из пьес Гензельта; имеется также в обработке Л. Годовского), 12 «салонных этюдов» (ор. 5). Гензельту принадлежат также концертные транскрипции оперных и оркестровых произведений. Особенно выделяются обработки для фортепиано русских народных песен и произведений русский композиторов (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, М. Ю. Виельгорский и др.).

Произведения Гензельта сохранили значение только для педагогики (в частности, для развития техники широко расположенных арпеджий). Гензельт редактировал фортепианные произведения Вебера, Шопена, Листа и др., а также составил руководство для учителей музыки: «На многолетнем опыте основанные правила преподавания фортепианной игры» (СПБ, 1868).

Литература: Рубинштейн A., Музыка и её представители, М., 1891; Серов A., Критические статьи, т. 1–4, СПБ, 1892–95; Ф. (Финдейзен Н.), Адольф Гензельт, «РМГ», 1899, No 37; Бессель В., Три великих пианиста: Франц Лист, Адольф Гензельт и Антон Рубинштейн, «РМГ», 1902, No 45; Александрова-Левинсон А. Я., Воспоминание о А. Л. Гензельте, «РМГ», 1914, No 30–31; Алексеев A., Русские пианисты. (Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2), М.-Л., 1948; Музалевский В. И., Русская фортепианная музыка, М.-Л., 1949; Lenz W., Die Grossen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit aus personlicher Bekanntschaft. Liszt. Chopin. Tausig. Henselt, В., 1872; Adaiewsky E., Ad. Henselt, quelques apercus de sa methode d’enseignement, «RMI», 1914, No 2,

Я. И. Мильштейн
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама