Soile Isokoski
Маленькая Финляндия, богатая своими музыкальными традициями, подарила миру немало замечательных певцов. Путь "в звезды" для большинства из них проходит через учебу в академии им. Сибелиуса. Затем - престижный национальный конкурс вокалистов в Лаппеенранта - именно этот конкурс стал стартовой площадкой для таких певцов, как Карита Маттила, Йорма Хюннинен, а Мартти Талвела был его первым лауреатом в 1960-м году.
"Звезда...", - философствует сегодня "серебряное сопрано" Соиле Исокоски,- "... в небе звёзды так далеко, вне пределов досягаемости..." О профессии оперной певицы, а тем более карьере в ее "звёздном варианте" она и не помышляла. Детство прошло в далекой северной финской провинции Посио. Отец был священником, от матери - коренной лапландки - Соиле унаследовала прекрасный голос и пение в традиционной манере "йойк". В доме любили и классическую музыку. Живя вдали от музыкальных центров, слушали радио, граммофонные записи, пели "семейным многоголосием". В школьные годы Соиле Исокоски занималась на фортепиано, но к пятнадцати годам, не выдержав конкуренции со старшим братом, бросила и начала рисовать. Училась на экономическом факультете, подумывая о карьере юриста, а параллельно стала брать уроки вокала. "Моим первым идолом была Elly Ameling . Затем были периоды Каллас, Кири Те Канавы, Джесси Норман" - рассказывала Исокоски в одном из ранних интервью. Поддавшись уговорам одного из родственников, учившегося в филиале академии Сибелиуса в Купио, она поступает факультет церковной музыки и, честно "отслужив" там положенные пять лет, отбывает обратно на север, где поступает на работу органистом в местечке Паавола, откуда до ближайшего города Оулу около 400 км.
Именно отсюда в рекордно холодном январе 1987 года она приезжает на конкурс в Лаппеенранта - отнюдь не за победой, а просто "проверить себя, попробовать себя на сцене". Учитывая тот факт, что для участия в конкурсе допускались сопрано не старше 30 - шанс для Соиле Исокоски был последний. Неожиданно для всех и в первую очередь для самой себя - она победила. Успела победить, потому что до "роковой" тридцатилетней "черты" ей оставался всего месяц! "У меня было достаточно времени для подготовки к самому конкурсу, но к победе я психологически готова не была. После каждого тура я только удивлялась, что могу продолжать, а когда объявили победительницей - просто испугалась: "Что же мне теперь-то делать?!" К счастью, во всех последующих "обязательных выступлениях" в камерных концертах и с оркестрами можно было петь конкурсный репертуар и время для подготовки новых программ было выиграно". Так неожиданно и ярко зажглась ее звезда, а дальше надо было только успевать не отстать от собственной судьбы. В том же году она занимает второе место на "Singer of the World Competition of BBC-Wales at Cardif", получает приглашение на работу в Финскую Национальную Оперу, а в следующем 1988 году выигрывает на двух международных конкурсах - в Токио и на конкурсе Elly Ameling в Голландии. За победами последовали приглашения в Лондон и Нью-Йорк, а выступление, по сути, "начинающей" певицы с сольным концертом в Amsterdams Concertgebouw - случай чрезвычайно редкий в практике этого зала - явилось бесспорным украшением этой фантастической интродукции.
Оперным дебютом Соиле стала партия Мими в "Богеме" Пуччини на сцене Финской Национальной Оперы (1987). С понятием "сценической подготовки" пришлось познакомиться прямо на репетициях. "Начинать с Мими - страшно подумать! Только "благодаря" полнейшей неопытности я могла так бесстрашно на это решиться". Однако природный артистизм, музыкальность, огромное желание, работоспособность в сочетании с голосом - легким искрящимся лирическим сопрано - явились залогом успеха. За Мими последовали роли Графини в "Фигаро", Микаэлы в "Кармен", Агаты в "Вольном стрелке" Вебера. Партии Памины в "Волшебной флейте" на фестивале в Савонлинна, Донны Эльвиры в "Дон Жуане" в Германии и Австрии, Фьордилиджи в "Так поступают все" в Штуттгарте обнаружили в Исокоски блистательный талант исполнительницы моцартовского репертуара. Работа над разнообразным материалом, бережное и интуитивно умное совершенствование аппарата способствовали обогащению характеристичного тембра ее голоса, появлению новых вокальных красок.
Голос критики тех лет был восторженно сдержанным ("Много шуму из "чего" - характерное осторожно-неуклюжее название одной из публикаций 91 года). Абсолютно "непробивной" характер, провинциальная скромность, совсем не голливудская внешность (другая статья о певице иллюстрировалась не обычным портретом, а карикатурой!) - спекулировать о причинах такого "малодушного" выжидания можно долго. Главное же то, что отсутствие "раскрутки" нисколько не усыпило бдительности выдающихся дирижеров и руководителей крупнейших оперных театров.
За несколько лет "певица, пришедшая из холода" успела поработать в Ла Скала, Гамбурге, Мюнхене, венской Штаатсопер, Опере Бастилии, Кавент-Гардене, Берлине с "созвездием" дирижеров, включающим имена З.Меты, С.Озавы, Р.Мути, Д.Баренбойма, Н.Ярви, Д.Конлона, К.Дейвиса, Б.Хайтинка, Э.-П.Салонена и др. Она принимает регулярное участие в Salzburger Festspiele и Savonlinna Opera Festival.
В 1998 году К.Аббадо после двух лет успешного сотрудничества с певицей (запись "Дон Жуана" - один из результатов) в интервью финской газете Helsingin Sanomat вынес "приговор": "Соиле - обладательница выдающегося голоса, способная справиться с любой партией".
Начиная с конца 90-х годов С.Исокоски блестяще доказывает правоту высказывания великого маэстро: в 1998 году она с большим успехом исполнила роль Алисы Форд в новой постановке "Фальстафа" Верди в берлинской Штаатсопер, Эльзы в "Лоэнгрине" (Афины), Евы в "Мейстерзингерах" (Ковент-Гарден), Марии в "Проданной невесте" Сметаны (Ковент-Гарден). Затем пришла пора попробовать себя во французском репертуаре - выступление в роли Рахиль в опере Галеви "Жидовка" (1999, Венская Штаатсопер) получило высочайшую оценку международной критики.
Исокоски осторожна - и это вызывает уважение. "Опоздав на старт", она не поддалась искушению форсировать события и, несмотря на то, что в приглашениях недостатка не было, около десяти лет не решалась на свою первую вердиевскую роль (здесь речь идет именно о ее "оперной политике", в концертах она поет все - вокально-симфоническую, ораториальную, камерную музыку любых эпох и стилей - в камерных концертах с ней на протяжении многих лет выступает пианистка Марита Виитасало). Несколько лет назад, накануне решительного "поворота" в сторону расширения репертуара певица говорила в одном из интервью: "Я люблю Моцарта и никогда не перестану его петь, но я хочу проверить свои возможности... Если станет ясно, что в чем-то их переоценила - что ж, буду "eще на один опыт богаче" (one experience richer). Разумеется, это было невинное кокетство уверенного в себе профессионала, кстати, всегда скептически относившегося к "перестраховкам" коллег в вопросах заботы о физическом здоровье ("холодного не пить, в сауну не ходить"). На фестивале в Савонлинна-2000 в "копилку" отрицательных опытов пришлось все же опустить, возможно, первое "сообщение". С. Исокоски тогда была занята в "Фаусте" Гуно (Маргарита), накануне чувствовала себя неважно, но решила выступать. Перед самым выходом на сцену, уже в костюме и гриме вдруг поняла, что петь не сможет. Замена заранее подготовлена не была, спектакль был под угрозой срыва. "Выкрутились" самым неожиданным образом. В публике случайно находилась известная шведская певица, солистка Королевской Оперы - Лена Нордин. Лену с партитурой в руках спрятали где-то у сцены и Соиле спела весь спектакль голосом Лены Нордин! Комар носу не подточил. Слушатели (за исключением, возможно, только фанатов Исокоски) о замене узнали только позднее из газет, а певица стала "one experience richer". И вполне своевременно. В начале 2002 года ее ожидает ответственный дебют на сцене Метрополитен-опера. Там она выступит в роли Графини в опере "Свадьба Фигаро" ее любимого и "надежного" Моцарта.
Марина Дёмина, 2001 год