Лёгкая музыка
Когда мы говорим о легкой музыке где-то поблизости от серьезной, волей-неволей возникает оттенок пренебрежения, отношения к ней как к чему-то второсортному.
Это сложный вопрос. Полемика о легкой и серьезной музыке ведется с античных времен. Легкая музыка безусловно низкий жанр по отношению к серьезному искусству, которое исстари даже называют высоким.
Но вместе с тем без низких жанров невозможны высокие. И это не только в музыке. В искусстве существование низких, легких жанров — объективная потребность человеческого бытия, закономерность человеческой культуры. Без комедии не может быть трагедии, без песни — оперы, без танца — симфонии, без частушки — поэмы, без анекдота — романа. Подумайте с этой точки зрения о трагедиях Шекспира, о симфониях Шостаковича, и вы поймете, сколь глубоко в настоящем искусстве взаимопроникновение этих жанров.
Спор возникает тогда, когда низшие и высшие жанры пытаются столкнуть в борьбе за монополию, лидерство. Здесь ошибаются обе стороны. Ни один из жанров не должен вытеснять другой. У каждого свое место в жизни и в культуре, свое назначение.
Более того, равновесие в понимании низкого и высокого приводит к их гармонии, полезному обмену ценностями, творческими влияниями, к богатству культуры и искусства. Нарушение же такого равновесия крайне вредно и для жанров и для культуры в целом. Серьезное искусство засушивается, сворачивается в элитарное. Легкое — примитивизируется, становится средством оболванивания массового потребителя. Вот к чему приводит ханжеское высокомерие по отношению к естественной и необходимой части культуры. В этом случае легкое искусство рассматривается вне культуры, вернее, вне искусства, как субкультура.
А между тем уважительного отношения требуют как высокий, так и низкий жанры искусства. То и другое требует таланта, труда, вдохновения, материального обеспечения, критики, талантливых исполнителей.
М. Г. Рыцарева