Так называли мальчиков, певших в хоре хоровой капеллы или хорового училища. Они служили в церкви. Эта традиция восходит к старинным христианским церковным хорам. Если в эпоху средневековья церковные гимны пели только мужчины, то в XIV–XV веках возникла потребность разнообразить и украсить церковное пение. Для красивого хора не хватало высоких голосов, так как женщины в богослужение не допускались. Родилась идея использовать мальчиков. Их голоса — звонкие, чистые, высокие, серебристые, — доносясь из-под купола собора, где звук красиво отражался, как бы имитировали пение ангелов. С этой красотой европейская музыкальная культура не расстается до сих пор, хотя хоры из мужских и мальчиковых голосов теперь редки.
Мальчиков с красивыми голосами, хорошим слухом и общим развитием искали специально. Служба в церковном хоре считалась престижной. Кроме того, мальчик уже получал профессию. Он учился игре на одном или нескольких инструментах и «по спадении с голоса», как называли возрастную ломку голоса, мог продолжать музыкальную службу.
Надо сказать, что обучение хоровому пению, при том, что пели не детские песенки, а очень сложные композиции, с которыми и нынешним взрослым хористам-профессионалам справиться непросто, было очень тяжелым трудом. Малолетних певчих обучали взрослые, так называемые «большие певчие». Жили они все в особых домах, типа общежитий, без родителей. Дети есть дети. Они и шалили, и ленились. На этот счет были инструкции: «кто из ребят леностно обучаться будет, того наказывать розгою».
Малолетним певчим начинал свой путь в музыке Йозеф Гайдн, сын каретного мастера. Таким же был русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский. В своих воспоминаниях он писал, как однажды во время длительного богослужения он уснул прямо на клиросе. Увидев это, императрица Елизавета, любившая симпатичного и смышленого мальчугана, приказала перенести его, спящего, в свои покои. Очнувшись, ребенок был чрезвычайно смущен и испуган, решив, что все вокруг него — продолжение сна, чем заставил смеяться свою высочайшую покровительницу.
Когда вы будете слушать современную капеллу мальчиков, то вспомните, что их предшественники и есть малолетние певчие, певшие при свечах и в камзолах.
М. Г. Рыцарева