Мильнер Михаил Арнольдович (17 (29) XII 1886, с. Ракитно Киевской губ. — 25 X 1953, Ленинград) — советский композитор.
С детских лет пел в еврейских провинциальных хорах, позднее в хоре А. Н. Дзмитровского в Киеве, где под его руководством, а затем под руководством О. Д. Веккер обучался игре на фортепиано. В 1907–15 занимался в Петербургской консерватории у А. М. Миклашевского и М. Н. Бариновой (фортепиано) и А. К. Лядова, И. И. Витоля, В. П. Калафати (композиция). В эти годы опубликовал ряд произведений, написанных в традициях Беляевского кружка. В советское время в творчестве Мильнера отчётливо выявляются тенденции к художественной обработке еврейского музыкального фольклора. Наряду с M. P. Гнесиным, А. А. Крейном и А. М. Веприком был одним из ведущих мастеров еврейской музыки. Автор многих сольных и хоровых вокальных сочинений, жанровых фортепианных пьес, песенных циклов, музыки к драматическим спектаклям студии «Габима», Московского еврейского театра (в 1924–25 зав. музыкальной частью), крупных музыкально-сценических сочинений, в т. ч. оперы «Новый путь» (о социальной перестройке деревни). В 1923–31 работал в Еврейском театре в Харькове (зав. музыкальной частью). В 1931–41 художественный руководитель еврейского вокального ансамбля в Ленинграде, написал в годы блокады ряд военно-патриотических сочинений.
Сочинения:
оперы — Небеса пылают (Ди Химелен бремен, 1923, Петроград), Новый путь (1933), Флавий (по Л. Фейхтвангеру, 1943, не оконч.); для оркестра — симфония e-moll (1937), симф. поэма Партизаны (1944) и др.; для фортепиано — сонаты, цикл пьес «Фронт и тыл»; для голоса с фортепиано — романсы, военные песни, хоры, в т. ч. «Мать и дитя» (1916); музыка к театральным спектаклям.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.