• Cписок сочинений, даты и литература
Николай Яковлевич Мясковский — старейший представитель советской музыкальной культуры, находившийся у самых ее истоков. «Пожалуй, ни на ком из советских композиторов, даже самых сильных, самых ярких, не останавливается мысль с ощущением столь стройной перспективности творческого пути из живого прошлого русской музыки через бурно пульсирующее настоящее к предвидениям будущего, как на Мясковском», — писал Б. Асафьев.
В первую очередь это относится к симфонии, которая прошла в творчестве Мясковского большой и сложный путь, стала его «духовной летописью». Симфония отразила раздумья композитора о современности, в которой были бури революции, гражданская война, голод и разруха послевоенных лет, трагические события 30-х гг. Жизнь вела Мясковского через тяжелые невзгоды Великой Отечественной, а на закате дней довелось испытать безмерную горечь несправедливых обвинений в печально известном постановлении 1948 г.
27 симфоний Мясковского — это продолжавшийся всю жизнь трудный, подчас мучительный поиск духовного идеала, который виделся в непреходящей ценности и красоте души и мысли человеческой. Помимо симфоний Мясковский создал, 15 симфонических произведений других жанров; концерты для скрипки, виолончели с оркестром; 13 струнных квартетов; 2 сонаты для виолончели и фортепиано, скрипичную Сонату; более 100 фортепианных произведений; сочинения для духового оркестра. У Мясковского есть замечательные романсы на стихи русских поэтов (около 100), кантаты, вокально-симфоническая поэме «Аластор».
Мясковский родился в семье военного инженера в крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии. Там, а затем в Оренбурге и Казани прошли его ранние детские годы. Мясковскому было 9 лет, когда умерла мать, и заботу о пятерых детях взяла на себя сестра отца, которая «была очень умной и доброй женщиной... но ее тяжелая нервная болезнь наложила на весь наш обиход унылый отпечаток, что, пожалуй, не могло не отразиться на наших характерах», — писали впоследствии сестры Мясковского, который, по их словам, был в детстве «очень тихим и застенчивым мальчиком... сосредоточенным, немного сумрачным и очень скрытным».
Несмотря на растущее увлечение музыкой, для Мясковского, согласно семейной традиции, была выбрана военная карьера. С 1893 г. он обучался в Нижегородском, а с 1895 г. — во Втором Петербургском кадетском корпусе. Занимался также и музыкой, хотя нерегулярно. Первые композиторские опыты — фортепианные прелюдии — относятся к пятнадцатилетнему возрасту. В 1889 г. Мясковский, следуя желанию отца, поступил в Петербургское Военно-инженерное училище.
«Из всех закрытых военно-учебных заведений — это единственное, которое я вспоминаю с меньшим отвращением», — писал он впоследствии. Возможно, свою роль в такой оценке сыграли новые друзья композитора. Он встретился... «с целым рядом музыкальных энтузиастов, притом совсем новой для меня ориентации — на Могучую кучку».
Решение посвятить себя музыке все более крепло, хотя давалось не без мучительного душевного разлада. И вот, окончив училище в 1902 г., Мясковский, направленный на службу в военные части Зарайска, затем Москвы, обратился к С. Танееву с рекомендательным письмом от Н. Римского-Корсакова и по его совету в течение 5 месяцев с января по май 1903 г. прошел с Р. Глиэром весь курс гармонии. Переведясь в Петербург, он продолжил занятия с бывшим учеником Римского-Корсакова И. Крыжановским.
В 1906 г., втайне от военного начальства, Мясковский поступил в Петербургскую консерваторию и в течение года вынужден был совмещать учебу со службой, что оказалось возможным только благодаря исключительной работоспособности и предельной собранности. Музыка сочинялась в это время, по его словам, «бешено», и к моменту окончания консерватории (1911) Мясковский был уже автором двух симфоний, Симфониетты, симфонической поэмы «Молчание» (по Э. По), четырех фортепианных сонат, Квартета, романсов.
Произведения консерваторского периода и некоторые последующие сумрачны и тревожны. «Серая, жуткая, осенняя мгла с нависшим покровом густых облаков», — так характеризует их Асафьев. Сам Мясковский видел причину этого в «обстоятельствах личной судьбы», заставившей его вести борьбу за избавление от нелюбимой профессии.
В консерваторские годы возникла и продолжалась всю жизнь тесная дружба с С. Прокофьевым и Б. Асафьевым. Именно Мясковский сориентировал Асафьева по окончании консерватории на музыкально-критическую деятельность. «Как Вы можете не пользовать свое замечательное критическое чутье»? — писал он ему в 1914 г. Прокофьева же Мясковский ценил как высокоодаренного композитора: «Я имею смелость считать его по дарованию и самобытности значительно выше Стравинского».
Вместе с друзьями Мясковский музицирует, увлекается произведениями К. Дебюсси, М. Регера, Р. Штрауса, А. Шенберга, посещает «Вечера современной музыки», в которых с 1908 г. сам участвует как композитор. Встречи с поэтами С. Городецким и Вяч. Ивановым пробуждают интерес к поэзии символистов — появляются 27 романсов на стихи З. Гиппиус.
В 1911 г. Крыжановский познакомил Мясковского с дирижером К. Сараджевым, который стал в дальнейшем первым исполнителем многих произведений композитора. В этом же году началась музыкально-критическая деятельность Мясковского в еженедельнике «Музыка», издававшемся в Москве В. Держановским. За 3 года сотрудничества в журнале (1911-14) Мясковский опубликовал 114 статей и заметок, отличавшихся проницательностью и глубиной суждений.
Его авторитет музыкального деятеля все более укреплялся, но начавшаяся империалистическая война круто изменила последующую жизнь. В первый же месяц войны Мясковский был мобилизован, попал на австрийский фронт, получил тяжелую контузию под Перемышлем. «Я испытываю... чувство какой-то необъяснимой отчужденности ко всему происходящему, точно вся эта глупая, животная, зверская возня происходит в совершенно другой плоскости», — пишет Мясковский, наблюдая «вопиющую неразбериху» на фронте, и приходит к выводу: «К черту войну всякую!»
После Октябрьской революции, в декабре 1917 г. Мясковский был переведен на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде и возобновил композиторскую деятельность, создав за 3 с половиной месяца 2 симфонии: драматическую Четвертую («отклик на близко пережитое, но со светлым концом») и Пятую, в которой впервые у Мясковского зазвучали песенные, жанрово-танцевальные темы, напомнившие о традициях композиторов-кучкистов. Именно о таких произведениях писал Асафьев: ...«Я не знаю ничего прекраснее в музыке Мясковского, чем моменты редкостной душевной ясности и духовной просветленности, когда вдруг музыка начинает светлеть и свежеть, как весенний лес после дождя». Эта симфония вскоре принесла Мясковскому мировую известность.
С 1918 г. Мясковский живет в Москве и сразу активно включается в музыкально-общественную деятельность, совмещая ее со служебными обязанностями в Генеральном штабе (который был переведен в Москву в связи с переездом правительства). Он работает в музсекторе Госиздата, в музыкальном отделении Наркомцроса, участвует в создании общества «Коллектив композиторов», с 1924 г. активно сотрудничает в журнале «Современная музыка».
После демобилизации с 1921 г. Мясковский начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории, продолжавшуюся почти 30 лет. Он воспитал целую плеяду советских композиторов (Д. Кабалевский, А. Хачатурян, В. Шебалин, В. Мурадели, К. Хачатурян, Б. Чайковский, Н. Пейко, Е. Голубев и др.). Возникает обширный круг музыкальных знакомств. Мясковский охотно участвует в музыкальных вечерах у П. Ламма, певца-любителя М. Губе, В. Держановского, с 1924 г. он становится членом АСМ.
В эти годы появляются романсы на стихи А. Блока, А. Дельвига, Ф. Тютчева, 2 фортепианные сонаты, в 30-е гг. композитор обращается к жанру квартета, искренне стремясь откликнуться на демократические запросы пролетарского быта, создает массовые песни. Однако на первом плане всегда находится симфония. В 20-е гг. их создано 5, в следующее десятилетие, еще 11. Разумеется, не все они художественно равноценны, но в лучших симфониях Мясковский достигает той непосредственности, силы и благородства выражения, без которых, по его словам, музыка для него не существует.
От симфонии к симфонии все более отчетливо прослеживается склонность к «парному сочинению», которую Асафьев характеризовал как «два течения — самопознание себя... и, рядом, проверка этого опыта взглядом вовне». Сам Мясковский писал о симфониях, «что сочинял часто вместе: более густые психологически... и менее густые». Примером первых может служить Десятая, которая «явилась ответом... на давно мучившую... идею — дать картину душевного смятения Евгения из „Медного всадника“ Пушкина».
Стремление к более объективному эпическому высказыванию характерно для Восьмой симфонии (попытка воплотить образ Степана Разина); Двенадцатой, связанной с событиями коллективизации, Шестнадцатой, посвященной мужеству советских летчиков; Девятнадцатой, написанной для духового оркестра. Среди симфоний 20-30-х гг. особенно значительны Шестая (1923) и Двадцать первая (1940).
Шестая симфония глубоко трагична и сложна по содержанию. Образы революционной стихии переплетаются с идеей жертвенности. Музыка симфонии — вся в контрастах, смятенна, импульсивна, атмосфера ее накалена до предела. Шестая Мясковского — один из самых впечатляющих художественных документов эпохи. С этим произведением «в русскую симфонию входит большое чувство тревоги за жизнь, за ее цельность» (Асафьев).
Этим же чувством проникнута и Двадцать первая симфония. Но она отличается большой внутренней сдержанностью, лаконизмом, сосредоточенностью. Мысль автора охватывает разные стороны жизни, повествует о них тепло, задушевно, с оттенком печали. Темы симфонии пронизаны интонациями русской песенности.
От Двадцать первой намечается путь к последней, Двадцать седьмой симфонии, прозвучавшей уже после кончины Мясковского. Этот путь проходит через творчество военных лет, в котором Мясковский, как и все советские композиторы, обращается к теме войны, размышляя о ней без выспренности и ложного пафоса.
Таким и вошел Мясковский в историю советской музыкальной культуры, честным, бескомпромиссным, истинным русским интеллигентом, на всем облике и делах которого лежала печать высочайшей духовности.
О. Аверьянова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Мясковский Николай Яковлевич (8 (20) IV 1881, Новогеоргиевск, ныне Модлин, Польша — 8 VIII 1950, Москва) — русский советский композитор, педагог, музыкальный критик, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1946). Лауреат пяти Сталинских премий. Доктор искусствоведения (1940).
Один из крупнейших советских симфонистов, воспитатель многих советских композиторов. Музыкальное дарование Мясковского проявилось рано. Занятия музыкой начал в 10 лет, сочинять — в 17 лет. Формированию его художественных вкусов способствовало знакомство в юношеские годы с русской классической музыкой, которая навсегда становится близкой композитору, и с немецкой музыкальной классикой. Благотворную роль в этом отношении сыграло общение Мясковского с семьями известных петербургских пушкинистов М. Л. Гофмана и Б. Л. Модзалевского, в среде которых были и професииональные музыканты.
По семейной традиции Мясковский получил военно-инженерное образование (отец композитора Я. К. Мясковский был крупным военным специалистом). Ему пришлось преодолеть большие трудности, чтобы наряду с занятиями в Военно-инженерном училище приобрести необходимые профессиональные музыкальные знания. В специальной подготовке Мясковскому помогли занятия в Москве с Р. М. Глиэром (1903) и в Петербурге с И. И. Крыжановским (1903-06).
Известное влияние на формирование молодого Мясковского оказали Вечера современной музыки, среди постоянных участников и руководителей которых был ряд музыкантов и художественных деятелей модернистской ориентации. «Правда, — писал Мясковский, — я не сделался в этом кругу „своим“, т. к. и тогда стремление к „последнему слову“ музыкальной техники и изобретения не имело для меня самодовлеющей цены. Во всяком случае атмосфера чрезвычайно напряженных музыкальных исканий и строжайшей оценки плодов их не могла как-то меня не заразить».
В 1911 Мясковский окончил Петербургскую консерваторию; его учителями были А. К. Лядов (класс композиции, гармонии, полифонии), Н. А. Римский-Корсаков (инструментовка), Я. Витол (музыкальные формы). Углублению интереса к творчеству способствовали и друзья по консерватории — С. С. Прокофьев, дружбу с которым Мясковский сохранил до конца жизни, Б. В. Асафьев и др.
По окончании консерватории Мясковский сотрудничал в московском журнале «Музыка», выступая защитником талантливых отечественных авторов (в т. ч. Прокофьева), поборником русского и зарубежного классического искусства. Особенно примечательна его статья «Чайковский и Бетховен» (1912), написанная в противовес модернистской критике, принижавшей значение великого русского композитора. Прогрессивная оценка Мясковским общих путей развития симфонизма и симфонизма Чайковского имела большое значение для последующей русской критической литературы. Литературная деятельность Мясковского продолжалась в 20-е гг. в журналах «К новым берегам», «Музыкальная культура», «Современная музыка», а затем на протяжении всей жизни композитора — в форме бесчисленных консультаций, официальных отзывов на новые сочинения композиторов и музыковедов, переписки и т. п.
Пребывание на фронте (1914-16) в качестве офицера сапёрных войск прервало интенсивную творческую работу композитора, который ко времени мобилизации был уже автором 3 симфоний, 2 симфонических поэм, симфониетты, увертюры и сочинений других жанров. В условиях фронтовой жизни им был сделан ряд записей народных песен.
С 1918 до конца жизни Мясковский жил в Москве. Придя к Октябрьской революции 1917 уже сформировавшимся художником, Мясковский подчинил свои дальнейшие устремления задачам, выдвинутым новым социальным строем жизни. Это стало решающим фактором творческой биографии Мясковского. Широко развернулась деятельность Мясковского на различных участках строительства советской музыкальной культуры. Композитор активно содействовал организации Государственного музыкального издательства (член жюри, редактор, консультант, 1919-30), редактировал произведения русских музыкальных классиков, в т. ч. академические издания. В 1919 Мясковский был избран членом правления «Коллектива московских композиторов», одновременно являлся заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса РСФСР (1921).
После демобилизации с военной службы в Красной Армии, с 1921, Мясковский — профессор класса композиции Московской консерватории. Среди учеников Мясковского (около 70) композиторы: А. С. Абрамский, И. М. Белорусец, В. А. Белый, Ю. С. Бирюков, Н. П. Будашкин, А. М. Веприк, Ф. Е. Витачек, Г. В. Воробьёв, В. А. Гайгерова, Г. С. Гамбург, Г. Г. Галынин, В. П. Герчик, Б. Д. Гибалин, Б. К. Голубев, Г. Е. Егиазарян, Д. Б. Кабалевский, Г. В. Киркор, А. Ф. Козловский, В. Н. Крюков, З. А. Левина, А. Л. Локшин, Н. В. Макарова, К. Д. Макаров-Ракитин, Е. И. Месснер, Б. А. Мокроусов, А. В. Мосолов, В. И. Мурадели, И. Надиров, Н. В. Нариманидзе, Ю. С. Никольский, Н. И. Пейко, Л. А. Половинкин, С. А. Разорёнов, М. Л. Старокадомский, М. Т. Тулебаев, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян, К. С. Хачатурян, М. А. Цветаев, Б. А. Чайковский, М. М. Черёмухин, В. Я. Шебалин, Б. С. Шехтер, В. П. Ширинский, А. Я. Эшпай, В. М. Юровский. Высокий профессиональный уровень творческой деятельности учеников Мясковского — одно из отличительных свойств его школы.
Способность мыслить в музыке широкими обобщениями — черта, заметная уже на раннем этапе творчества Мясковского. Крупная симфоническая форма, могущая широко и полно раскрыть концепцию художника, всегда привлекала композитора. Среди ранних произведений Мясковского самым монументальным, представляющим характерные для той поры черты стиля, круг образов, явилась 3-я симфония (1913-14). Пафос страстных порывов, трагический исход — главное в содержании симфонии. К ней примыкают симфонические поэмы «Молчание» (1909-10), «Аластор» (1912-13), 2-я симфония (1910-11), 2-я фортепианная соната (1912).
В конце 1917 (в Петрограде) Мясковский пишет 4-ю симфонию, связанную с его пребыванием на фронте. Впечатления от фронтовой жизни, от людей, с которыми он прошёл войну и встретил революцию, расширили творческий горизонт композитора. Симфонию отличает от предыдущих произведений иная музыкальная драматургия — «быстрый, восторженно-светлый», по собственному определению композитора, финал.
Просветлённый характер носит 5-я симфония (1918), ряд тем которой взят композитором из его фронтовых записей. Это первая среди симфоний Мясковского, пронизанная колоритными мелодиями народных песен или близкими к ним. В произведении есть страницы светлой пейзажной лирики, слышатся отголоски грозных дней и праздничная «нота» в финале. Сочинение быстро завоевало популярность.
6-я симфония (1921-23) для большого оркестра и хора с особой наглядностью выявила в целом новые черты творчества композитора. Произведение связано с широким кругом жизненных впечатлений тревожного сурового времени Гражданской войны, первых лет революции, личными потрясениями и образами драмы «Зори» Верхарна, рассказом знакомого художника об исполнении революционных песен рабочими Парижа. Русский раскольнический стих «Что мы видели» (хор) введён в финал симфонии как образ народного плача (расставание с погибшими). Как символ смерти использован в финале напев из католической заупокойной мессы «Dies irae». Образам, символизирующим силы рока и смерти, противопоставлены образы борьбы, волевой устремлённости, революционной стихии («Карманьола», «Ça ira»). Завершается симфония музыкой просветлённого умиротворяющего характера.
Стремление выразить «объективные» настроения, о чём не раз упоминает в своих высказываниях Мясковский, выявляется, в частности, в обращении композитора к народной песне, как творческой сфере, рождённой не узко личным миром собственного «я». Это находит отражение в 7-й симфонии (1922), и ещё более полно в 8-й (1923-25), первоначальный замысел которой был связан с образом Степана Разина, в 9-й (1926-27), выявившей заметное тяготение композитора к душевности, теплоте тона высказываний, оркестровых сюитах на песенно-танцевальные темы — симфониетте, серенаде, лирическом концертино (все — 1929), в 12-й симфонии (1931-32), посвященной социальному преобразованию деревни (к 15-й годовщине Октября). В последней автор следовал такому замыслу: образ старой деревни (1-я часть), борьба за новый уклад жизни (2-я часть), победа колхозного строя (3-я часть). Симфония не принесла самому Мясковскому полного удовлетворения; по его мнению, замысел финала был раскрыт «недостаточно убедительно».
Стремление композитора передать в своей музыке «пульс времени» нашло более яркое и цельное воплощение в 16-й симфонии (1935-36), замысел которой связан с героической темой авиации. Мужественный, скорбный траурный марш (3-я часть) служит контрастом к общему активному тонусу сочинения. В финале использована тема массовой песни Мясковского «Летят самолёты».
К широким кругам слушателей обращена 19-я симфония (1939), написанная к 21-й годовщине Красной Армии, — первая в русской и советской музыкальной литературе симфония для духового оркестра. В 18-й (1937), 20-й (1940) симфониях, концерте для скрипки с оркестром (1938), композитор обращается с целью демократизации симфонического жанра к народным темам и интонациям.
В элегической 21-й симфонии (1940) с её явно выраженным национальным колоритом преобладают лирические образы; музыка проникнута глубоким, сосредоточенным раздумьем. В этой симфонии явственно обнаруживается эволюция стиля Мясковского. Темы её отличаются широтой, певучестью, пластичностью мелодического рисунка, они как бы «вокализируются», вбирая более широкий круг общезначимых интонаций. Исчезает характерная для раннего творчества композитора прерывистость музыкальной речи. Вместе с тем ритм (особенно в главных темах сонатного allegro) остаётся активным, действенным. Диатонический склад мелодики определяет более плавную и неторопливую смену гармоний. Искусство полифонической разработки — одна из сильных сторон мастерства композитора. При сохраняющейся полифонической насыщенности музыкальная ткань постепенно освобождается от гипертрофии самодовлеющих контрапунктических приёмов. В оркестровке возрастает роль чистых тембров, солирующих инструментов.
В произведениях Мясковского периода Великой Отечественной войны 1941-45 нашла отражение героическая борьба советского народа. Ясно выраженная программа присуща 22-й симфонии-балладе (1941). В ней (три её части исполняются без перерыва) воплощены образы мирной Родины, нашествия, глубокая печаль и сила преодоления. Различные по характеру 24-я (1943) и 25-я (1945-46) симфонии свидетельствуют о поисках композитором героического начала. Событиями грозных военных лет навеян и концерт для виолончели с оркестром (1944), в котором темы сдержанно-элегического характера соединяются с мужественными, полными энергии, устремлённости. В 26-й симфонии (1948) образы Родины воплощены средствами жанрово-эпического симфонизма; в финале этого сочинения использованы древнерусские напевы.
27-я симфония (1949) — своего рода итог творческого пути композитора. Суровому драматизму и напряжённой лирической экспрессии первых двух частей противопоставлен органически увенчивающий симфоническую концепцию торжественный марш в финале.
Патриотическим характером содержания отличаются крупные вокально-симфонические произведения Мясковского. Музыка кантаты «Киров с нами» (1942) пронизана интонациями советской массовой песни, в частности песен Великой Отечественной войны, с их маршевой поступью, энергичным ритмом, суровым строем. В кантате-ноктюрне «Кремль ночью» (1947) патриотическая тема решена композитором в мягких лирических тонах.
Значительное место в творчестве Мясковского занимают квартеты — своеобразные камерные симфонии. В них отчётливо проступает национальная песенная мелодическая основа, своеобразие колорита народных ладов, диатоника, мастерски обогащённая хроматикой. Первые три квартета, относящиеся к консерваторскому периоду (1907, 1909, 1909-10) уже обнаруживали характерные черты творчества Мясковского: мастерство лепки крупной формы, масштабность мышления, верность реалистическим традициям, восходящим, с одной стороны, к А. К. Глазунову (элементы жанровой картинности), с другой — к П. И. Чайковскому (тяготение к лирико-драматической концепции).
В квартетах зрелого периода (30-40-е гг.) отчётливо выявилось стремление к демократизации жанра, к воплощению общительной проникновенной лирики, чувствам мужественным, светлым. Вершинами квартетного жанра Мясковского стали квартет No 5 (1938-39), No 9 (1943) лирико-героического характера и последний квартет No 13 (1949), подобно 27-й симфонии (1949), воплотивший в наиболее совершенной художественной форме идейно-творческие устремления композитора. К камерным ансамблям относятся также 2 сонаты для виолончели и фортепиано и соната для скрипки и фортепиано. К наиболее зрелым сочинениям Мясковского принадлежит 2-я соната для виолончели и фортепиано. Её отличает высокое мастерство, искренность настроений, светлый порыв и возвышенная лирика.
Фортепианное наследие Мясковского включает 9 сонат и свыше 100 небольших пьес, сгруппированных (за небольшим исключением) в циклы и сборники. Они стали для композитора и своеобразной лабораторией музыкального тематизма (многие послужили непосредственным источником тем симфоний или этюдным материалом).
Эволюция стиля Мясковского особенно заметна в сонатах, которые отличаются масштабностью содержания, монументальностью форм — романтически-патетической 1-й (1907-09), трагедийных одночастных 2-й (1912) и 3-й (1920), драматически-скорбной и динамичной 4-й (1924-25) и, отчасти, в Песне и Рапсодии (1942), объединённых общим тематическим материалом. Фортепианные пьесы Мясковского наследуют и продолжают направление психологического реализма (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), программности и национальной характерности («Могучая кучка», А. К. Лядов); ощутима связь фортепианных пьес Мясковского с русской песенностью.
Мясковский — автор свыше 100 романсов. В ранних вокальных сочинениях композитор обнаружил склонность к настроениям индивидуалистического плана. Но и здесь Мясковскому удавалось преодолевать субъективистский характер поэтических текстов (З. Н. Гиппиус, Вяч. И. Иванов, К. Д. Бальмонт) и создавать эмоционально правдивые произведения («Внезапно», «Заклинания», слова Гиппиус), отмеченные драматизмом образов, интонационной выразительностью вокальной партии. К лучшим образцам ранней лирики Мясковского относится цикл «Размышления» (слова Е. А. Баратынского, 1907), из более поздних — цикл на слова М. Ю. Лермонтова (1935-36), включающий ряд популярных романсов — «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Они любили друг друга», лирические миниатюры «В альбом», «К портрету».
А. А. Иконников
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Cписок сочинений, даты и литература
• Николай Мясковский: призванный