Нина Валентиновна Раутио

Дата рождения
21.09.1957
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Россия
Нина Валентиновна Раутио

Раутио Нина Валентиновна (род. 21 сентября 1957 года, Петрозаводск) — русская оперная певица (сопрано).

Первые 19 лет своей жизни певица провела в Петрозаводске, где окончила музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по двум специальностям (теоретическое и вокальное отделения) с отличием в классе вокала З. И. Ларькиной.

В 1983 окончила вокальный факультет Ленинградской консерватории (класс доцента Е. А. Абросимовой). Во время учёбы исполняла партию Виолетты («Травиата») в спектаклях Оперной студии консерватории. Лауреат Международного конкурса вокалистов имени Э. Вила-Лобоса (1983, II премия, Рио-де-Жанейро) и Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1986, IV премия, Москва).

В 1987—1993 — солистка Большого театра. Исполняла главные партии, среди которых: Мария («Мазепа», реж. С. Ф. Бондарчук), Амелия («Бал-маскарад», реж. С. А. Штейн) обе — 1987, Елизавета («Дон Карлос», реж. И. М. Туманов), Сантуцца («Сельская честь», реж. Штейн, обе — 1988), Татьяна («Евгений Онегин», реж. Б. А. Покровский), Лиза («Пиковая дама», реж. Баратов, редакция Покровского, обе — 1989), Оксана (1990, «Ночь перед Рождеством», реж. А. Б. Титель), Иоанна («Орлеанская дева», реж. Покровский) и другие.

«Обладательница голоса красивейшего тембра, несущего в себе широкую палитру граней и оттенков, Нина Раутио владеет волевым потенциалом, определяющим природу её актёрского дарования», — писал режиссёр Большого Театра В. Г. Милков. Критик А. Э. Хрипин отмечал, что «любое определение (драматическое, лирико-драматическое сопрано) будет условным, ибо голос этот как бы синтезирует в себе звуки и краски всех женских регистров: от бархатистых контральтовых низов до звонких переливов колоратурного сопрано. Её диапазон (рабочий) уникален — от соль малой октавы до ми-бемоль третьей, почти три октавы. Всего оригинальнее нижний, „грудной“ регистр, обволакивающий слух, густой и наполненный. Верхний отмечен чистотой, серебристостью и полётностью. В нём одновременно виртуозная подвижность и динамическая плотность звука…» («СК», 06.10.1990).

В 1991 году дебютировала в Метрополитен-опера и на Эдинбургском фестивале. После этих выступлений была приглашена в миланский «Ла Скала» в качестве дублера исполнителя заглавной партии в «Манон Леско» Пуччини, под руководством дирижёра Лорина Маазеля. После нескольких репетиций была приглашена Маазелем записать оперу. Позже исполнила там же партию Елизаветы в «Дон Карлосе» Верди (дирижер Р. Мути), участвовала в исполнении «Глаголической мессы» Л. Яначека (дирижер Р. Шайи).

С успешного дебюта в «Ла Скала» началось плодотворное сотрудничество Раутио с выдающимися европейскими дирижёрами — Л. Маазелем (в 1992 гастролировала с Питтсбургским симфоническим оркестром) и Р. Шайи, по приглашению которого выступила в качестве солистки с Королевским оркестром Концергебау (Нидерланды) в Рождественском концерте «Евровидения».

Творчество Н. Раутио высоко ценил Л. Паваротти, неоднократно выступавший её партнёром в спектаклях («Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Андре Шенье», «Манон Леско», Реквием Верди и др.).

С начала 1990-х живёт в Лондоне. Выступала в крупнейших театрах мира, таких как «Ковент Гарден» (Лондон, дир. Д. Гатти, партии: Амелия («Бал-маскарад»), Аида, Дездемона; дир. М. В. Юровский, партия Абигайль), Римская опера (партия Аиды, дир. Д. Орен), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк, дир. К. Бадя, партии Аиды, Тоски), «Опера Бастиль» (Париж, партия Лизы в «Пиковой даме», реж. А. С. Кончаловский), Новая Израильская опера (партия Аиды; Реквием Верди с Израильским филармоническим оркестром, дир. З. Мета), Венская опера (партии Лизы и Манон, дир. Маазель), театр Коммунале (Флоренция, Дездемона в «Отелло»), Немецкая государственная опера (Берлин, Амелия в «Симоне Бокканегре», Аида, Леонора в «Силе судьбы»), Арена ди Верона (Аида) и др.

В оперном репертуаре Раутио более 20 партий, среди которых также Леди Макбет, Леонора в «Трубадуре» Верди, Матильда в опере «Вильгельм Телль» Россини, Маддалена в «Андре Шенье» У. Джордано, Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта и др.

Выступает как концертная певица. В обширном камерно-ораториальном репертуаре — произведения Л. ван Бетховена, Г. Малера, Чайковского, Рахманинова, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, М. Типпетта, Г. В. Свиридова и др. В 1990 году на концерте в БЗК, посвященном 75-летию Свиридова, исполнила его романсы и поэму для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. А. Есенина (партия фортепиано — Е. П. Савельева).

В 2002—2003 годах возглавляла Музыкальный театр Карелии (артистический директор) в Петрозаводске. В качестве режиссёра осуществила постановку на сцене театра оперы «Сельская честь» Масканьи, где также исполнила партию Сантуццы.

реклама

вам может быть интересно

Анне-Софи Муттер Инструменталисты

рекомендуем

смотрите также

Реклама