Оперы
• Испанский час (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж)
• Дитя и волшебство (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло)
Балеты
• Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)
• Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Равеля, пост. 1912 «Т-р искусств», Париж)
• Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Равеля, 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)
Кантаты
• Мирра (1901, не опубл.)
• Альсион (1902, не опубл.)
• Алиса (1903, не опубл.)
Для оркестра
• Увертюра Шехеразада (1898)
• Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи — Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907)
• Вальс (хореографическая поэма, 1920)
• Веер Жанны (L'eventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927)
• Болеро (1928)
Для фортепиано с оркестром
• Концерт № 1 G-dur (1931)
• Концерт № 2 D-dur, для левой руки (1931)
Камерно-инструментальные ансамбли
• 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27)
• Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré, для скрипки и фортепиано, 1922)
• Соната для скрипки и виолончели (1920-22)
• Фортепианное трио (a-moll, 1914)
• Струнный квартет (F-dur, 1902-03)
• Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06)
Для фортепиано
• Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893
• Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант)
• Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант)
• Игра воды (Jeux d’eau, 1901)
• Сонатина (1905)
• Отражения (Miroirs: Ночные бабочки — Noctuelles, Грустные птицы — Oiseaux tristes, Лодка в океане — Une barque sur l'océan (также орк. вариант)
• Альборада, или Утренняя серенада шута — Alborada del gracioso (также орк. вариант)
• Долина звонов — La vallée des cloches; 1905)
• Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes d'aprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица — Le gibet, Скарбо; 1908)
• Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom de Haydn, 1909)
• Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911)
• Прелюд (1913)
• В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913)
• Сюита «Гробница Куперена» (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917)
• Вальс (1920)
Для фортепиано в 4 руки:
• Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу — Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик — Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод — Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище — Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад — Le jardin féerique; 1908)
• Фронтиспис (1919)
Для двух фортепиано:
• Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов — Entre cloches; 1895-1896)
• Вальс (1920)
Для скрипки с фортепиано
• Концертная фантазия «Цыганка» (Tzigane, 1924; также с оркестром)
Хоры
• Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, сл. Равеля: Николета, Три прекрасные птицы рая, Не ходите в лес Ормонды; 1916)
Для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем
• Шехеразада (с оркестром, сл. Т. Клингзора, 1903)
• Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох — Soupir, Тщетная мольба — Place futile, На крупе скакуна лихого — Surgi de la croupe et du bond; 1913)
• Мадагаскарские песни (Chansons madécasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, сл. Э. Д. Парни: Красотка Наандова, Не доверяйте белым, Хорошо улечься в зной; 1926)
Для голоса с фортепиано
• Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte daimer, сл. Маре, 1894)
• Мрачный сон (Un grand sommeil noir, сл. П. Верлена, 1895)
• Святая (Sainte, сл. Малларме, 1896)
• Две эпиграммы (сл. Маро, 1898)
• Песня прялки (Chanson du ronet, сл. Л. де Лиля, 1898)
• Угрюмость (Si morne, сл. Э. Верхарна, 1899)
• Плащ цветов (Manteau de fleurs, сл. Граволле, 1903, также с орк.)
• Рождество игрушек (Noël des jouets, сл. Р., 1905, также с орк.)
• Великие заморские ветры (Les grands vents venus d’outre-mer, сл. А. Ф. Ж. де Ренье, 1906)
• Естественные истории (Histoires naturelles, сл. Ж. Ренара, 1906, также с оркестром)
• На траве (Sur l’herbe, сл. Верлена, 1907)
• Вокализ в форме Хабанеры (1907)
• 5 народных греческих мелодий (пер. М. Кальвокоресси, 1906)
• Народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская; 1910)
• Две еврейские мелодии (1914)
• Ронсар — своей душе (Ronsard à son âme, сл. П. де Ронсара, 1924)
• Мечты (Reves, сл. Л. П. Фарга, 1927)
• Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulciné, сл. П. Морана, 1932, также с орк.)
Оркестровки
• Антар, фрагменты из симф. сюиты «Антар» и оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова (1910, не опубл.)
• Прелюд к «Сыну звёзд» Сати (1913, не опубл.)
• Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубл.)
• «Карнавал» Шумана (1914)
• «Помпезный менуэт» Шабрие (1918)
• «Сарабанда» и «Танец» Дебюсси (1922)
• «Картинки с выставки» Мусоргского (1922)
Переложения (для двух фортепиано) —
«Ноктюрны» и «Прелюдия к „Послеполудню Фавна“» Дебюсси (1909, 1910)
Основные даты жизни и деятельности
• 1875 — 7 III. В Сибуре в семье инженера Пьера Жозефа Р. и Марии Р. (урожд. Делуар; баскского происхождения) родился сын Морис Жозеф.
• 1881 — Начало занятий музыкой (обучение игре на фп. под рук. А. Гиза).
• 1887 — Уроки гармонии, контрапункта, композиции под рук. педагога консерватории Ш. Рене (ученика Л. Делиба). — Детские композиторские опыты (вариации на тему Р. Шумана).
• 1889 — Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия в подготовит. классе фп. у Антиома. — Первые впечатления от рус. музыки (посещение концертов во время Всемирной выставки в Париже).
• 1891 — Занятия в высшем классе фп. у Ш. В. де Берио, в классе гармонии у Э. Пессара. — Начало дружбы с пианистом Р. Виньесом (впоследствии исполнитель и пропагандист музыки Р.).
• 1893 — Первые сочинения («Гротескная серенада» для фп.).
• Середина 1890-х гг. — Знакомство с Э. Шабрие, Э. Сати, увлечение их музыкой, посещение поэтических «вторников» С. Малларме. — Изучение франц. живописи, лит-ры, философии.
• 1897 — Занятия в классах Г. Форе (композиция) и А. Жедальжа (контрапункт).
• 1898 — 5 III. Публичный дебют Р.: исп. в концерте Нац. муз. об-ва пьес для 2 фп. — «Хабанеры» и «Среди колоколов».
• 1899 — 27 V. Выступление Р. как дирижера с исп. своей увертюры «Шехеразада».
• Конец 90-х гг. — Знакомство с музыкой К. Дебюсси, преклонение перед его мастерством.
• 1901–03 — Участие в конкурсах на Римскую пр. (в 1901 получил 2-ю пр. за кантату «Мирра»). — Исп. Виньесом (1901) фп. цикла «Игра воды». Большой успех у широкой публики, непризнание официальной критикой.
• 1902 — Создание художеств. кружка «апашей», объединившего артистич. молодёжь Парижа (Р. — один из деятельных участников).
• 1904 — Исп. в концерте Нац. муз. об-ва квартета F-dur, посв. Форе. Скептич. отзывы критики, высокая оценка музыки Р. композиторами В. дЭнди и Дебюсси.
• 1905 — Возмущение передовых музыкантов консервативностью жюри, не допустившего Р. к участию в конкурсе на Рим. пр. («дело Р.«). — Смещение с поста директора консерватории Т. Дюбуа и назначение Форе. — Окончание консерватории.
• 1906 — Начало работы над оперой «Потонувший колокол» («Cloche engloutie», по Г. Гауптману; впоследствии эскизы оперы использованы во 2-й части оперы «Дитя и волшебство»). — Бурная дискуссия (т. н. «второе дело Р.») вокруг музыки Р. в связи с исп. вок. цикла «Естественные истории». — Морское путешествие. — Создание «Испанской рапсодии».
• 1907 — Историч. концерты рус. музыки в Париже. Начало плодотворного сотрудничества с С. П. Дягилевым, M. M. Фокиным, А. Н. Бенуа, М. А. Олениной-Д'Альгейм, И. Ф. Стравинским, балеринами Н. Трухановой и И. Рубинштейн.
• 1910 — Основание Независимого муз. об-ва (Р., будучи одним из основателей, предоставил об-ву право первого исполнения своих соч.).
• 1912 — 8 VI. Премьера балета «Дафнис и Хлоя» в т-ре «Шатле» (Дафнис — В. Ф. Нижинский, Хлоя — Т. П. Карсавина).
• 1913–14 — Работа совм. со Стравинским (по предложению Дягилева) над партитурой оперы Мусоргского «Хованщина» для пост. в Париже (не исп., рукопись не сохранилась). — Поездка в Женеву, Лион, Сен-Жан-де-Люз (Испания). Интерес к испан. фольклору.
• 1915, осень — начало 1917 — Пребывание Р. в армии (работа в госпитале; водитель грузовика Красного Креста на фронте).
• 1920 — Переезд из Парижа в пригород Монфор-л'Амори (дом Р. становится местом интереснейших встреч), образование «монфорской школы» во главе с Р. (М. Делаж, А. Ролан-Манюэль, В. Уильяме). — Отказ Р. от ордена Почётного легиона как выражение последовательного неприятия им официальных почестей.
• 1922 — Работа по заказу С. А. Кусевицкого над оркестровкой «Картинок с выставки» Мусоргского.
• Конец 1922–23 — Многочисл. конц. турне (Амстердам, Венеция, Лондон).
• 1923 — Работа по заказу оперного т-ра в Монте-Карло над оперой «Дитя и волшебство» (премьера в 1925).
• 1928 — Конц. поездка по США и Канаде, выступления в качестве дирижёра, пианиста. — 20 XI.Пост. в т-ре «Гранд-Опера» балета на музыку «Болеро» (исп. И. Рубинштейн). — Присуждение Р. звания почётного доктора Оксфордского ун-та.
• 1930-е годы — Фестиваль из произв. Р. в Биаррице, установление мемориальной доски на доме, где он родился, и присвоение его имени набережной, где находился этот дом. — Намерение Р. написать оперу о Жанне д'Арк (замысел не осуществлён). — Создание по просьбе австр. пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, фп. концерта для левой руки (исп. в янв. 1932).
• 1932 — Конц. поездка с М. Лонг по странам Центр. Европы. — Триумфальный приём. — Создание «Трёх песен Дон Кихота к Дульцинее».
• 1933 — II. Интервью амер. журналу «The Etude», выразившее творч. кредо Р.
• 1934 — Начало быстро прогрессировавшего заболевания (опухоль мозга).
• 1935 — Последнее путешествие в Испанию и Марокко.
• 1937 — 19 XII. Операция. — 28 XII. Смерть Р. в Париже.
Литература:
Каратыгин В., Морис Равель, «Вестник театра и искусства», 1922, No 7, 10, то же, в его кн.: Избранные статьи, М.-Л., 1965; Сабанеев Л., Морис Равель, М., 1924; Прокофьев С. С., Морис Равель, «Советское искусство», 1938, 4 янв., то же в сб.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1961; К. К., Памяти Мориса Равеля, «СМ», 1938, No 3; Катала Ж., Размышления о Равеле, там же, 1955, No 7; Крейн Ю., Морис Равель, там же, 1957, No 12; его же, Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Цыпин Г. М., Морис Равель, М., 1959; Равелиана, «СМ», 1962, No 12; Альшванг A., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Ступель A., Морис Равель, Л., 1964, 1975; Шнеерсон Г., М. Равель, в его кн.: Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Косачева Р., М. Равель и его русские контакты, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Энтелис Л., Морис Равель, в кн.: Силуэты композиторов XX века, Л., 1975; Смирнов В., Морис Равель, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Зарубежная музыка XX века, ред., сост. и коммент. И. В. Нестьева, М., 1975; Roland-Manuel A., Maurice Ravel et son oeuvre, P., 1914; eго же, M. Ravel et son oeuvre dramatique, P., 1928; Соrtоt A., M. Ravel, в кн.: La musique francaise de piano, 2 serie, P., 1932, 1944; «La Revue musicale», 1938, decembre (No посв. Равелю); Jоurdan-Mоrange H., Perlemuter V., Ravel d'apres Ravel, Lausanne, (1953), то же, L., (1957) (рус. пер. — Жyрдан-Моранж Э., Перльмютер В., Равель о Равеле, в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, сост., вступ. ст., ред. Г. Эдельмана, М., 1967); Le catalogue de l'oeuvre de M. Ravel, P., 1954; Сhalupt R., Ravel au miroir de ses lettres. Correspondance reunie par M. Gerar et R. Chalupt, P., 1956 (рус. пер. — Жeрaр M., Шалю Р., Равель в зеркале своих писем, вступ. ст., ред., прим. Г. Филенко, Л., 1962); Van Ackere J., M. Ravel, (P.), 1957; Myers R. H., Ravel, N. Y. — L., 1960; Demuth N. Ravel, N. Y., 1962; Jankelevitch V., Ravel, (P., 1965); Stuckenschmidt H. H., M. Ravel. Variationen uber Person und Werk, Fr./M., 1966; Holzknecht v. , Maurice Ravel, Praha — Brat., 1967; Orenstein A., Ravel. Man and musician, N. Y., 1975.
В. В. Смирнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.