Список сочинений Мориса Равеля, даты и литература

Биография Равеля

Оперы

Испанский час (L’heure espagnole, комич. опера, либр. М. Франк-Ноэна, 1907, пост. 1911, т-р «Опера комик», Париж)
Дитя и волшебство (L’enfant et les sortilèges, лирич. фантазия, опера-балет, либр. Г. С. Колет, 1920-25, пост. 1925, Монте-Карло)

Балеты

Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé, хореографич. симфония в 3 частях, либр. M. M. Фокина, 1907-12, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)
• Сон Флорины, или Матушка-гусыня (Ma mère l’oye, на основе фп. пьес того же названия, либр. Равеля, пост. 1912 «Т-р искусств», Париж)
• Аделаида, или Язык цветов (Adelaide ou Le langage des fleurs, на основе фп. цикла Благородные и сентиментальные вальсы, либр. Равеля, 1911, пост. 1912, т-р «Шатле», Париж)

Кантаты

• Мирра (1901, не опубл.)
• Альсион (1902, не опубл.)
• Алиса (1903, не опубл.)

Для оркестра

• Увертюра Шехеразада (1898)
Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole: Прелюдия ночи — Prélude à la nuit, Малагенья, Хабанера, Феерия; 1907)
Вальс (хореографическая поэма, 1920)
• Веер Жанны (L'eventail de Jeanne, вступит. фанфары, 1927)
Болеро (1928)

Для фортепиано с оркестром

Концерт № 1 G-dur (1931)
Концерт № 2 D-dur, для левой руки (1931)

Камерно-инструментальные ансамбли

• 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1897, 1923-27)
Колыбельная на имя Форе (Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré, для скрипки и фортепиано, 1922)
Соната для скрипки и виолончели (1920-22)
Фортепианное трио (a-moll, 1914)
Струнный квартет (F-dur, 1902-03)
Интродукция и Allegro для арфы, струнного квартета, флейты и кларнета (1905-06)

Для фортепиано

• Гротескная серенада (Sérénade grotesque, 1893
• Античный менуэт (Menuet antique, 1895, также орк. вариант)
Павана усопшей инфанте (Pavane pour une infante défunte, 1899, также орк. вариант)
Игра воды (Jeux d’eau, 1901)
Сонатина (1905)
Отражения (Miroirs: Ночные бабочки — Noctuelles, Грустные птицы — Oiseaux tristes, Лодка в океане — Une barque sur l'océan (также орк. вариант)
• Альборада, или Утренняя серенада шута — Alborada del gracioso (также орк. вариант)
• Долина звонов — La vallée des cloches; 1905)
Ночной Гаспар (Три поэмы по Алоизиусу Бертрану, Gaspard de la nuit, trois poémes d'aprés Aloysius Bertrand, цикл известен также под назв. Призраки ночи: Ундина, Виселица — Le gibet, Скарбо; 1908)
• Менуэт на имя Гайдна (Menuet sur le nom de Haydn, 1909)
Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911)
• Прелюд (1913)
• В манере... Бородина, Шабрие (A la maniére de... Borodine, Chabrier, 1913)
Сюита «Гробница Куперена» (Le tombeau de Couperin, прелюд, фуга (также оркестровый вариант), форлана, ригодон, менуэт (также оркестровый вариант), токката, 1917)
Вальс (1920)

Для фортепиано в 4 руки:
Моя матушка-гусыня (Ma mère l’oye: Павана Красавице, спящей в лесу — Pavane de la belle au bois dormant, Мальчик-с-пальчик — Petit poucet, Дурнушка, императрица Пагод — Laideronnette, impératrice des pagodes, Красавица и Чудовище — Les entretiens de la belle et de la bête, Сказочный сад — Le jardin féerique; 1908)
• Фронтиспис (1919)

Для двух фортепиано:
• Слуховые пейзажи (Les sites auriculaires: Хабанера, Среди колоколов — Entre cloches; 1895-1896)
Вальс (1920)

Для скрипки с фортепиано

Концертная фантазия «Цыганка» (Tzigane, 1924; также с оркестром)

Хоры

Три песни (Trois chansons, для смешанного хора a cappella, сл. Равеля: Николета, Три прекрасные птицы рая, Не ходите в лес Ормонды; 1916)

Для голоса с оркестром или инструментальным ансамблем

Шехеразада (с оркестром, сл. Т. Клингзора, 1903)
Три поэмы Стефана Малларме (с фортепиано, струнным квартетом, 2 флейтами и 2 кларнетами: Вздох — Soupir, Тщетная мольба — Place futile, На крупе скакуна лихого — Surgi de la croupe et du bond; 1913)
Мадагаскарские песни (Chansons madécasses, с флейтой, виолончелью и фортепиано, сл. Э. Д. Парни: Красотка Наандова, Не доверяйте белым, Хорошо улечься в зной; 1926)

Для голоса с фортепиано

• Баллада о королеве, умершей от любви (Ballade de la reine morte daimer, сл. Маре, 1894)
• Мрачный сон (Un grand sommeil noir, сл. П. Верлена, 1895)
• Святая (Sainte, сл. Малларме, 1896)
• Две эпиграммы (сл. Маро, 1898)
• Песня прялки (Chanson du ronet, сл. Л. де Лиля, 1898)
• Угрюмость (Si morne, сл. Э. Верхарна, 1899)
• Плащ цветов (Manteau de fleurs, сл. Граволле, 1903, также с орк.)
• Рождество игрушек (Noël des jouets, сл. Р., 1905, также с орк.)
Великие заморские ветры (Les grands vents venus d’outre-mer, сл. А. Ф. Ж. де Ренье, 1906)
Естественные истории (Histoires naturelles, сл. Ж. Ренара, 1906, также с оркестром)
На траве (Sur l’herbe, сл. Верлена, 1907)
• Вокализ в форме Хабанеры (1907)
5 народных греческих мелодий (пер. М. Кальвокоресси, 1906)
• Народные песни (испанская, французская, итальянская, еврейская, шотландская, фламандская, русская; 1910)
Две еврейские мелодии (1914)
Ронсар — своей душе (Ronsard à son âme, сл. П. де Ронсара, 1924)
• Мечты (Reves, сл. Л. П. Фарга, 1927)
• Три песни Дон Кихота к Дульцинее (Don Quichotte а Dulciné, сл. П. Морана, 1932, также с орк.)

Оркестровки

• Антар, фрагменты из симф. сюиты «Антар» и оперы-балета «Млада» Римского-Корсакова (1910, не опубл.)
• Прелюд к «Сыну звёзд» Сати (1913, не опубл.)
• Ноктюрн, Этюд и Вальс Шопена (не опубл.)
• «Карнавал» Шумана (1914)
• «Помпезный менуэт» Шабрие (1918)
• «Сарабанда» и «Танец» Дебюсси (1922)
• «Картинки с выставки» Мусоргского (1922)

Переложения (для двух фортепиано)
«Ноктюрны» и «Прелюдия к „Послеполудню Фавна“» Дебюсси (1909, 1910)

Основные даты жизни и деятельности

• 1875 — 7 III. В Сибуре в семье инженера Пьера Жозефа Р. и Марии Р. (урожд. Делуар; баскского происхождения) родился сын Морис Жозеф.
• 1881 — Начало занятий музыкой (обучение игре на фп. под рук. А. Гиза).
• 1887 — Уроки гармонии, контрапункта, композиции под рук. педагога консерватории Ш. Рене (ученика Л. Делиба). — Детские композиторские опыты (вариации на тему Р. Шумана).
• 1889 — Поступление в Парижскую консерваторию. — Занятия в подготовит. классе фп. у Антиома. — Первые впечатления от рус. музыки (посещение концертов во время Всемирной выставки в Париже).
• 1891 — Занятия в высшем классе фп. у Ш. В. де Берио, в классе гармонии у Э. Пессара. — Начало дружбы с пианистом Р. Виньесом (впоследствии исполнитель и пропагандист музыки Р.).
• 1893 — Первые сочинения («Гротескная серенада» для фп.).
• Середина 1890-х гг. — Знакомство с Э. Шабрие, Э. Сати, увлечение их музыкой, посещение поэтических «вторников» С. Малларме. — Изучение франц. живописи, лит-ры, философии.
• 1897 — Занятия в классах Г. Форе (композиция) и А. Жедальжа (контрапункт).
• 1898 — 5 III. Публичный дебют Р.: исп. в концерте Нац. муз. об-ва пьес для 2 фп. — «Хабанеры» и «Среди колоколов».
• 1899 — 27 V. Выступление Р. как дирижера с исп. своей увертюры «Шехеразада».
• Конец 90-х гг. — Знакомство с музыкой К. Дебюсси, преклонение перед его мастерством.
• 1901–03 — Участие в конкурсах на Римскую пр. (в 1901 получил 2-ю пр. за кантату «Мирра»). — Исп. Виньесом (1901) фп. цикла «Игра воды». Большой успех у широкой публики, непризнание официальной критикой.
• 1902 — Создание художеств. кружка «апашей», объединившего артистич. молодёжь Парижа (Р. — один из деятельных участников).
• 1904 — Исп. в концерте Нац. муз. об-ва квартета F-dur, посв. Форе. Скептич. отзывы критики, высокая оценка музыки Р. композиторами В. дЭнди и Дебюсси.
• 1905 — Возмущение передовых музыкантов консервативностью жюри, не допустившего Р. к участию в конкурсе на Рим. пр. («дело Р.«). — Смещение с поста директора консерватории Т. Дюбуа и назначение Форе. — Окончание консерватории.
• 1906 — Начало работы над оперой «Потонувший колокол» («Cloche engloutie», по Г. Гауптману; впоследствии эскизы оперы использованы во 2-й части оперы «Дитя и волшебство»). — Бурная дискуссия (т. н. «второе дело Р.») вокруг музыки Р. в связи с исп. вок. цикла «Естественные истории». — Морское путешествие. — Создание «Испанской рапсодии».
• 1907 — Историч. концерты рус. музыки в Париже. Начало плодотворного сотрудничества с С. П. Дягилевым, M. M. Фокиным, А. Н. Бенуа, М. А. Олениной-Д'Альгейм, И. Ф. Стравинским, балеринами Н. Трухановой и И. Рубинштейн.
• 1910 — Основание Независимого муз. об-ва (Р., будучи одним из основателей, предоставил об-ву право первого исполнения своих соч.).
• 1912 — 8 VI. Премьера балета «Дафнис и Хлоя» в т-ре «Шатле» (Дафнис — В. Ф. Нижинский, Хлоя — Т. П. Карсавина).
• 1913–14 — Работа совм. со Стравинским (по предложению Дягилева) над партитурой оперы Мусоргского «Хованщина» для пост. в Париже (не исп., рукопись не сохранилась). — Поездка в Женеву, Лион, Сен-Жан-де-Люз (Испания). Интерес к испан. фольклору.
• 1915, осень — начало 1917 — Пребывание Р. в армии (работа в госпитале; водитель грузовика Красного Креста на фронте).
• 1920 — Переезд из Парижа в пригород Монфор-л'Амори (дом Р. становится местом интереснейших встреч), образование «монфорской школы» во главе с Р. (М. Делаж, А. Ролан-Манюэль, В. Уильяме). — Отказ Р. от ордена Почётного легиона как выражение последовательного неприятия им официальных почестей.
• 1922 — Работа по заказу С. А. Кусевицкого над оркестровкой «Картинок с выставки» Мусоргского.
• Конец 1922–23 — Многочисл. конц. турне (Амстердам, Венеция, Лондон).
• 1923 — Работа по заказу оперного т-ра в Монте-Карло над оперой «Дитя и волшебство» (премьера в 1925).
• 1928 — Конц. поездка по США и Канаде, выступления в качестве дирижёра, пианиста. — 20 XI.Пост. в т-ре «Гранд-Опера» балета на музыку «Болеро» (исп. И. Рубинштейн). — Присуждение Р. звания почётного доктора Оксфордского ун-та.
• 1930-е годы — Фестиваль из произв. Р. в Биаррице, установление мемориальной доски на доме, где он родился, и присвоение его имени набережной, где находился этот дом. — Намерение Р. написать оперу о Жанне д'Арк (замысел не осуществлён). — Создание по просьбе австр. пианиста П. Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку, фп. концерта для левой руки (исп. в янв. 1932).
• 1932 — Конц. поездка с М. Лонг по странам Центр. Европы. — Триумфальный приём. — Создание «Трёх песен Дон Кихота к Дульцинее».
• 1933 — II. Интервью амер. журналу «The Etude», выразившее творч. кредо Р.
• 1934 — Начало быстро прогрессировавшего заболевания (опухоль мозга).
• 1935 — Последнее путешествие в Испанию и Марокко.
• 1937 — 19 XII. Операция. — 28 XII. Смерть Р. в Париже.

Литература:

Каратыгин В., Морис Равель, «Вестник театра и искусства», 1922, No 7, 10, то же, в его кн.: Избранные статьи, М.-Л., 1965; Сабанеев Л., Морис Равель, М., 1924; Прокофьев С. С., Морис Равель, «Советское искусство», 1938, 4 янв., то же в сб.: С. С. Прокофьев, Материалы, документы, воспоминания, М., 1961; К. К., Памяти Мориса Равеля, «СМ», 1938, No 3; Катала Ж., Размышления о Равеле, там же, 1955, No 7; Крейн Ю., Морис Равель, там же, 1957, No 12; его же, Симфонические произведения Мориса Равеля, М., 1962; его же, Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля, М., 1966; Цыпин Г. М., Морис Равель, М., 1959; Равелиана, «СМ», 1962, No 12; Альшванг A., Произведения К. Дебюсси и М. Равеля, М., 1963; Ступель A., Морис Равель, Л., 1964, 1975; Шнеерсон Г., М. Равель, в его кн.: Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Косачева Р., М. Равель и его русские контакты, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971; Энтелис Л., Морис Равель, в кн.: Силуэты композиторов XX века, Л., 1975; Смирнов В., Морис Равель, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975; Зарубежная музыка XX века, ред., сост. и коммент. И. В. Нестьева, М., 1975; Roland-Manuel A., Maurice Ravel et son oeuvre, P., 1914; eго же, M. Ravel et son oeuvre dramatique, P., 1928; Соrtоt A., M. Ravel, в кн.: La musique francaise de piano, 2 serie, P., 1932, 1944; «La Revue musicale», 1938, decembre (No посв. Равелю); Jоurdan-Mоrange H., Perlemuter V., Ravel d'apres Ravel, Lausanne, (1953), то же, L., (1957) (рус. пер. — Жyрдан-Моранж Э., Перльмютер В., Равель о Равеле, в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 3, сост., вступ. ст., ред. Г. Эдельмана, М., 1967); Le catalogue de l'oeuvre de M. Ravel, P., 1954; Сhalupt R., Ravel au miroir de ses lettres. Correspondance reunie par M. Gerar et R. Chalupt, P., 1956 (рус. пер. — Жeрaр M., Шалю Р., Равель в зеркале своих писем, вступ. ст., ред., прим. Г. Филенко, Л., 1962); Van Ackere J., M. Ravel, (P.), 1957; Myers R. H., Ravel, N. Y. — L., 1960; Demuth N. Ravel, N. Y., 1962; Jankelevitch V., Ravel, (P., 1965); Stuckenschmidt H. H., M. Ravel. Variationen uber Person und Werk, Fr./M., 1966; Holzknecht v. , Maurice Ravel, Praha — Brat., 1967; Orenstein A., Ravel. Man and musician, N. Y., 1975.

В. В. Смирнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама