Ревю (франц. revue, букв. — обозрение) — театральное представление из ряда небольших относительно самостоятельных драматических сцен со вставными эстрадными песнями, танцами, цирковыми номерами.
Ревю соединяет в себе элементы оперетты, балета, театров кабаре и варьете. Как правило, общий сюжет в ревю отсутствовал, все эпизоды связывали единый состав исполнителей и некая общая идея. Музыка в ревю занимала подчинённое положение, однако отдельные музыкальные номера из ревю, главным образом эстрадные песни и танцы, порой приобретали популярность и исполнялись уже после того, как это ревю сошло со сцены.
Ревю возникло во Франции в кон. 18 в. Первое представление, носившее это название, — пьеса М. Романьезе «Театральное ревю» («Revue des Theatres»), поставленная в Париже в 1728. Особую популярность ревю приобрело здесь в эпоху Луи Филиппа (1830–48).
В конце 19 в. ревю испытало влияние варьете и мюзик-холла и превратилось в пышное и бессодержательное развлекательное представление, насыщенное зрелищными эффектами, — т.н. постановочное ревю (grande revue a spectacle). В кон. 19 — нач. 20 вв., помимо Франции, ревю было распространено в Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Германии.
В США возникла национальная разновидность жанра, получившая название «шоу» (show musical — музыкальное обозрение). Специфическая особенность шоу — введение ритмических движений и танцев группы девушек. Популярными композиторами шоу были Р. Фримль, И. Берлин и Й. Керн. Ревю оказало значительное влияние на западно-европейскую и американскую оперетту: возникла особая её разновидность — ревю-оперетта, включавшая типические для ревю элементы.
После 2-й мировой войны 1939–45 в зап.-европ. странах и США в виде ревю создавались кинофильмы, телевизионные постановки.
В театральной жизни дореволюционной России ревю занимало скромное положение. После Oктябрьской революции 1917 в связи с поисками наиболее действенных форм пропаганды в массах новых, революционных идей активизировалась и работа театральных коллективов в жанре ревю. Политические и социально-бытовые ревю в послереволюционные годы ставились многими театрами сатиры и театрами обозрений.
Сложилась специфическая форма ревю «Синяя блуза» — существовавший вплоть до начала 30-х гг. своеобразный жанр эстрадно-театральных представлений, с которым связаны имена ряда талантливых писателей, поэтов, композиторов. В числе композиторов, писавших музыку для постановок «Синей блузы», — М. И. Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю. С. Милютин, Д. Я. Покрасс.
Литература: Бородин A., Долев Д., Техника работы над малыми формами, (М.), 1930; «Советская эстрада и цирк», 1964, No 5, с. 9–11; Dreyfus R., Petite histoire de la revue de fin dannee, P., 1909; Frejaville G., Au music-hall, P., 1922.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.