Франц Шрекер

Дата рождения
23.03.1878
Дата смерти
21.03.1934
Профессия
Страна
Австрия
Франц Шрекер

Шрекер, Франц (нем. Franz Schreker; 23 марта 1878, Монако — 21 марта 1934, Берлин) — австрийский композитор и дирижёр.

Композиции учился в Вене у Р. Фукса и Г. Греденера. В 1908 основал Филармонический хор, с 1912 преподавал композицию в Венской академии музыки и сценического искусства, с 1920 — директор Высшей школы музыки в Берлине, с 1932 руководил классом высшего мастерства (композиция) в Прусской академии искусств. Среди учеников — Э. Кшенек, К. Ратхауз, А. Хаба.

Известен главным образом как оперный композитор, наибольшее признание получила его опера «Дальний звон» (пост. 1912, Франкфурт-на-Майне), шедшая на многих сценах европейских театров (в т. ч. в Ленинграде в 1925, дирижировал автор).

Либретто опер Шрекера отмечены чертами эротики и натурализма. Вместе с тем мелодика их вокальных партий напевна, гармонический язык ярок, красочен, оркестровка в традициях позднего романтизма и импрессионизма.

В 1933 фашистское руководство отстранило Шрекера от занимаемых им должностей, и его смерть явилась следствием психического потрясения.

Сочинения:

оперы — Пламя (Flammen, 1902, Вена), Дальний звон (Der ferne Klang, 1912, Франкфурт-на-Майне), Игрушка и принцесса (Das Spielwerk und die Prinzessin, 1913, Вена; 2-я ред. 1920, Мюнхен), Отмеченные (Die Gezeichneten, 1918, Франкфурт-на-Майне), Искатель кладов (Der Schatzgräber, 1920, Франкфурт-на-Майне), Иррелоэ (1924, Кёльн), Поющий чёрт (Der singende Teufel, 1928, Берлин), Кузнец из Гента (Der Schmied von Gent, 1932, Берлин), Христофор (1932, Фрейбург); балеты — День рождения инфанты (Der Geburtstag der Infantin, пантомима, 1908, Вена; 2-я ред. 1923, под назв. Испанский праздник — Spanisches Fest), Ветер (Der Wind) и Рококо (1908, Вена); для хора и оркестра: Лебединая песнь (Schwanengesang, после 1902); для оркестра — Ноктюрн (Nachtstuck), Интермеццо (для струнных); симфоническая увертюра (для оркестра и органа); для камерного оркестра — маленькая сюита (1916), камерная симфония для 23 солирующих инструментов (1929), Andante; песни с оркестром на стихи У. Уитмена (1929); Ave Maria (для голоса и органа), песни.

Литература: Ф. Шрекер и его опера «Дальний звон». Сб. статей, Л., 1925; Bekker Р., F. Schreker, В., 1919; Kfenek E., Selbstdarstellung, Z., (1948); Neuwirth G., F. Schreker, W., (1959); Wulf J., Musik im Dritten Reich. Eine Dokumentation, (Gutersloh), 1963.

О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Франц Шрекер в 1920-е годы был одним из наиболее известных оперных композиторов своего времени; слава его успешно конкурировала со славой Р. Штрауса и едва ли не затмевала ее, оперы Шрекера шли на ведущих музыкальных сценах Европы. (Творчество Шрекера было известно и в нашей стране. Ленинградская постановка его оперы «Дальний звон» состоялась в Академическом театре оперы и балета (Мариинском) в 1925 году.) Но уже в последние годы его жизни ин­терес к нему заметно ослабевает, а после 1945 года он оказы­вается почти полностью забытым.

Шрекер принадлежал к числу друзей Шёнберга. Шёнберг и Веберн видели в нем одного из великих творцов новой музы­ки. Однако его реальный вклад в искусство XX века вырисовы­вается в ином масштабе: Шрекер был блестящим эклектиком, соединившим в своем творчестве весьма разноречивые, подчас противоположные, но актуальные для своего времени идейно-эстетические и стилевые тенденции.

Композитор работал почти исключительно в оперном жанре (им написано лишь несколь­ко оркестровых и вокальных сочинений). Из его девяти опер наиболее значительны «Дальний звон» (1912), «Игрушка и принцесса» (1913), «Отмеченные» (1918), «Кладоискатель» (1920), «Иррелоэ» (1924) (приведены даты премьер). Либретто он обычно писал сам (исключение — ранняя опера «Пламя»).

Первые музыкально-театральные сочинения Шрекера были восприняты как проявление новой, антивагнеровской тенден­ции. Однако вагнеровские смысловые мотивы, и шире — идеи романтической эпохи, существенны в его творчестве, хотя и функционируют в иной системе отношений. Тоска по идеалу, раздвоенность сознания художника, борьба между чувственным и духовным — вся эта традиционная для искусства XIX века проблематика преломлена в творениях Шрекера сквозь призму нового, рожденного началом столетия мировосприятия, она развертывается в насыщенной болезненно-экзальтированны­ми проявлениями атмосфере сгущенной эротики.

Страстный порыв к целостности миросозерцания, попытка преодоления раздвоенности трансформируются в проблему взаимоотноше­ния полов, мистически окрашенную и пропитанную сложной символикой. Эти мотивы своеобразно сочетаются с широким и натуралистически подробно выписанным бытовым фоном, с интересом к повседневности, элементарной в своей вульгар­ности и уродстве. В этой повседневности внезапно всплывает другая реальность — мир сказки и фантастики, но не наивный и непосредственный, а сложно организованный, вызывающий ассоциации с символистской драматургией.

В оперном творче­стве Шрекера возникает характерный сплав ведущих тенденций искусства начала века — натурализма и символизма, импрес­сионизма и экспрессионизма. Столь же разноречив в своих истоках его музыкальный язык, отсвечивающий разными вли­яниями — от Малера и Штрауса до Пуччини и Дебюсси.

При­мечательны многие стилистические новации Шрекера, в част­ности те, что развиваются параллельно опытам композиторов Нововенской школы, — богатство взаимоотношений рельефа и фона, широкий выход за пределы тональности (при сохранении тональной основы мышления), своеобразная манера музыкаль­ной декламации, которая предвосхищает практику Sprechgesang нововенцев уже в ранней опере — «Дальнем звоне», закончен­ном почти одновременно с «Лунным Пьеро» Шёнберга.

Мно­гие драматургические находки Шрекера, как и характерная проблематика его творчества, оказали определенное воздей­ствие на становление Берга — оперного драматурга.

Шрекер играл видную роль в австро-немецкой музыкальной жизни начала XX века не только как композитор, но и как дирижер и педагог. В 1908 году им был основан Венский фи­лармонический хор, участвовавший в исполнении сложнейших произведений новой музыки (Восьмая симфония Малера, XXIII псалом Цемлинского, «Песни Гурре» Шёнберга).

С 1912 года Шрекер преподавал композицию в Венской академии музыки, а в 1920 году был приглашен на должность директора берлинской Высшей музыкальной школы (с этой должности его сместили нацисты). Среди его учеников — Э. Кшенек и А. Хаба.

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Все в сад! (operanews.ru) 13.04.2015 в 16:42

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама