Штогаренко Андрей Яковлевич (2 (15) X 1902, с. Новые Кайдаки, ныне в черте г. Днепропетровск — 15 XI 1992, Киев) — советский композитор, педагог. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1972). Лауреат двух Сталинских премий II степени (1946, 1952) и Государственной премии УССР имени Т. Г. Шевченко (1974). Член КПСС с 1944.
В 1936 окончил Харьковскую консерваторию у С. С. Богатырёва (композиция). В 1921–30 преподавал пение в средних школах Днепропетровска, в 1926–30 художественный руководитель организованного им украинского ансамбля гармонистов. В 1944–54 заместитель председателя, с 1968 председатель правления Союза композиторов Украины. С 1948 секретарь правления Союза композиторов СССР. С 1954 преподаёт в Киевской консерватории (с 1960 профессор), с 1968 заведующий кафедрой композиции, в 1954–1968 — ректор.
Особое место в творчестве Штогаренко занимают жанры вокальной и симфонической музыки. Многоплановое раскрытие в его произведениях получили тема Великой Отечественной войны 1941–45 (симфония-кантата «Украина моя», концерт-сюита «Партизанские картины» для фортепиано с оркестром, 3-я и 4-я симфонии, хоры, вокальные циклы, песни) и тема дружбы народов (хоровая сюита «Дружба народов»). Большое внимание Штогаренко уделяет молодёжной теме («Молодежные» трио, сюита, поэма, «Пионерская сюита» и др.).
В музыкальном языке произведений Штогаренко ощущается органическая связь с украинским фольклором (претворение интонаций дум и исторических песен), а также с фольклором других советских национальных культур (струнный квартет «Армянские эскизы»).
Сочинения:
для солистов, хора и оркестра — кантата к 800-летию Москвы (сл. М. Рыльского, 1948), поэмы О партии родной (1954), Россия (1967), вокально-симфоническая повесть Дорогами Октября (сл П. Тычины, В. Ф. Коржа, А. Н. Новицкого, 1977); для оркестра — 6 симфоний: симфония-кантата Украина моя (с солистами и хором, сл. А. С. Малышко и Рыльского, 1942; Сталинская премия, 1946); Сказочная (1947), Памяти товарища (1966), Киевская (1972, Гос. премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1974), Комсомолии посвящается (1976), Биографическая (1979) поэмы Молодёжная (1959), Памяти Кобзаря (для струнного оркестра 1960), сюита Памяти Леси Украинки (1951; Сталинская премия, 1952) и др.; для инструмента с оркестром — концерт-сюита Партизанские картоны (1957), концерт-поэма (1977), концертино (1973), Симфонические танцы (1980) для фортепиано, концерт (1969), концертино (1973) для скрипки, дивертисмент для флейты (1967); камерно-инструментальные ансамбли — четыре украинских танца для скрипки с фортепиано (1975), Баллада и Шуточный марш, для виолончели с фортепиано (1963), фортепианное трио Молодёжное (1961), струнный квартет Армянские эскизы (1960); для фортепиано — 3 поэмы Памяти музыкантов (1960), сюита Образы (1970) Этюды-картины (1976); баллады для баса с оркестром О незабываемых людях (1969); цикл хоров a cappella Шевченкиана (1962), хоры, романсы, песни, обработки народных песен, музыка к спектаклям драм. театра и кинофильмам.
Литература: Боровик М. К., А. Я. Штогаренко, Нарис про життя i творчiсть, Киiв, 1961; его же, Творчiсть Андрiя Шогаренка, Киiв, 1965; Виноградов Г., Андрiй Штогаренко, Киiв, 1973; Творчiсть А. Штогаренка, Киiв, 1979 (сб. ст., сост. Т. С. Кравцов).
И. Б. Пясковский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
В автобиографии украинского композитора Андрея Яковлевича Штогаренко есть такие строки: «Народ — это основная действенная сила в нашем советском искусстве. Музыка — искусство глубокого и возвышенного содержания — призвана служить укреплению основ нового социалистического общества. Музыка — не внешняя „красивость“, не развлечение, а средство говорить правду о людях — борцах за лучшие идеалы человечества, правду о величии сегодняшних дней».
В этих словах — творческое кредо талантливого композитора. Дело тут не только в том, что его музыка уходит своими корнями в сокровищницу украинского фольклора. В своих произведениях Штогаренко обращается к самому широкому кругу слушателей, его творчество демократично по самой своей природе. Такой склад дарования, очевидно, отчасти объясняется и обстоятельствами жизненного пути композитора. Он вырос в рабочей семье, где очень любили музыку. И хоть жилось не так-то легко, способного мальчика отдали учиться игре на фортепиано в Екатеринославскую музыкальную школу. Это произошло в 1912 году.
После Великой Октябрьской социалистической революции Штогаренко вместе с семьей много ездил по родной Украине. Уже тогда он твердо решил стать музыкантом-профессионалом. Еще не получив систематического образования, Штогаренко руководит коллективами художественной самодеятельности в сельских и рабочих клубах, преподает пение в школах Днепропетровска. В 1930 году вместе с руководимым им Первым украинским ансамблем комсомола молодой музыкант приезжает в Харьков. В этом городе он остается надолго, став студентом Харьковской консерватории по классу композиции профессора С. С. Богатырева.
В довоенные годы после окончания консерваторского курса (1936) Штогаренко создает ряд значительных произведений для симфонического оркестра, для камерных ансамблей, пишет хоры, обрабатывает украинские народные песни. В годы Великой Отечественной войны композитор живет в Алма-Ате. В 1943 году появляется одно из самых талантливых сочинений Штогаренко — патриотическая симфония-кантата «Украина моя».
Победный салют застает композитора уже в столице родной Украины. Сочинения Штогаренко послевоенных лет — важный вклад в развитие современной украинской музыки. Почти всегда композитор остается приверженцем принципа программности. Причем это касается не только тех произведений, что связаны с определенным литературным текстом, но и, так называемой, чистой музыки. «Пожалуй, все мои произведения программны, — говорит Андрей Яковлевич. — Я не могу сочинять, если не представлю себе точно тех жизненных объектов, которые хочется запечатлеть». Это относится и к сюите «Памяти Леси Украинки», и к двум его симфониям, и к «Партизанским картинам» для фортепиано с оркестром, не говоря уже о многих вокально-инструментальных произведениях.
Деятельность Штогаренко сыграла важную роль в расцвете музыкальной культуры Советской Украины. В течение многих лет он выполняет обязанности ректора Киевской консерватории, воспитав в ее стенах немало талантливых представителей композиторской молодежи. А в последние годы Штогаренко возглавляет Союз композиторов Украины.
Литература: А. 3носко-Боровский. А. Я. Штогаренко. Киев. 1954.
Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек
Источник: «В мире музыки», 1972 г.