Симфонический танец — понятие, обозначающее танец, который подобен симфонической музыке. Их сходство выражается в поэтич. обобщённости лирико-драматич. содержания, в полифонич. структуре, тематич. разработке и динамич. композиции формы. Возможность существования С.т. коренится в природе хореографич. иск-ва, близкого по своей сути не только зрелищным иск-вам, но и музыке. Оба эти иск-ва опираются в своей образности на выразит. проявления человека в жизни (движения, интонации), разрабатывая на этой основе специфич. систему художеств. средств, не тождественную конкретным бытовым формам этих выразит, проявлений. Отсюда вытекает возможность аналогии не только между образами, но и между структурами муз. и танцевальными. В простейшем виде такая аналогия содержится уже в бытовых и нар. танцах (общность темпа, метра, ритма, композиции).
В балете роль этой аналогии возрастает. Уже в спектаклях романтизма, преим. в фантастич. сценах, появились хореографич. композиции с участием солистов, корифеев и кордебалета, основанные на школе классич. танца и построенные по принципу танц. полифонии (многослойной структуры), динамики сгущений и разрежений, спадов и нарастаний, тематич. разработки пластич. мотивов. Они заняли центральное место в балетах М. И. Петипа и Л. И. Иванова (напр., танцы виллис — «Жизель», теней — «Баядерка», дриад — «Дон Кихот», нереид — «Спящая красавица», лебедей — «Лебединое озеро», снежинок — «Щелкунчик», а также grand pas в «Пахите» или сцена «Оживлённого сада» в «Корсаре»). Большое значение для развития С.т. имело обогащение балета достижениями симфонич. музыки в творчестве П. И. Чайковского и А. К. Глазунова.
В разл. периоды истории сов. балета к С.т. существовало разное отношение. В 20-е гг. были сделаны первые попытки создания балетных представлений на основе симфонич. произв. (танцсимфония «Величие мироздания», балетм. Ф. В. Лопухов на муз. 4-й симфонии Л. Бетховена), где С.т. был основой воплощения образно-символич. содержания.
В балетах 30-50-х гг., тяготевших к драматич. т-ру, С.т. с его богатыми ансамблевыми формами и поэтич. обобщённостью почти не находил применения. Он вновь возродился в кон. 50-х гг. и получил широкое развитие в последующий период как в танц. воплощениях симфонич. музыки, так и в сюжетных спектаклях. Хореографич. претворение симфонич. музыки, не предназначенной для танца, таит в себе опасность (на практике нередко реализующуюся) чисто формального перевода муз. структуры в танец без воплощения образного смысла музыки. Танец, подобный симфонич. музыке, превращается в такого рода опытах в танец, дублирующий симфонич. музыку, что столь же ошибочно, как и отождествление танца с бытовым драматич. действием, к-рое имело место во мн. балетах-пьесах.
В сюжетных спектаклях С.т. служит обобщённому воплощению узловых моментов муз. драматургии, включаясь в хореографич. целое, где наряду с С.т. существуют также танцевально-пантомимные сцены, более простые танц. эпизоды, дивертисменты и т. д.
С.т. широко используется в постановках Ю. Н. Григоровича, где на его основе решаются центр, действенные сцены (ярмарка и подземное царство в «Каменном цветке», шествие и погоня в «Легенде о любви», сцены насилия и сражений в «Спартаке» и др.). Благодаря применению С.т. балет возвышается над бытовой описательностью и поднимается до воплощения жизни в танце. С.т. позволяет не дублировать бытовые танцы, существующие в жизни, а создавать хореографич. образы жизненных событий (напр., не изображение танцев на празднике, а передача праздника в танце и т. п.).
Понятие С.т. первоначально применялось к массовым композициям классич. танца, впоследствии оно распространилось и на сцены характерного танца, а также на сольные эпизоды. К последним оно применяется тогда, когда сольный танец, подобно развитию музыки, строится на основе тематич. разработки пластич. мотивов, волн спадов и нарастаний с единой кульминацией. Примером могут быть монологи гл. действующих лиц в «Спартаке», поставленном Григоровичем.
Литература: Лопухов Ф., Пути балетмейстера, Берлин, 1925; его же, Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера, М., 1966; Карп П., О балете, М., 1967; Красовская В., Статьи о балете, [Л., 1967]; Слонимский Ю., В честь танца, М., 1968; Ванслов В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, 2 изд., М., 1971; его же, Статьи о балете, Л., 1980.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.