Опера Адольфа Адана «Тореадор»

Композитор
Год создания
1849
Дата премьеры
18.05.1849
Жанр
Страна
Франция
Адольф Шарль Адан

«Тореадор» (фр. Le toréador, ou L'accord parfait) — комическая опера Адольфа Адана в 2 действиях.

Премьера: 18 мая 1849 года, Париж, «Опера-комик».

До, до, соль, соль, ля, ля, соль! Фа, фа, ми, ми, ре, ре, до! — «Как мне маме объяснить, что чистюлей трудно быть!». Кто не знает этой детской французской песенки? А, уж, те, кто учился в музыкальной школе по классу фортепиано, тот почти наверняка играл знаменитые Двенадцать вариаций Моцарта на эту тему (К.265).

Какое это имеет отношение к опере? - подумает читатель. Оказывается, имеет, и самое непосредственное. Я в этом убедился, купив однажды диск Беверли Силс. Услыхав знакомую с детства песенку, я был, признаюсь, удивлен тому факту, что эту незатейливую мелодию использовал (правда, в другой тональности) Адольф Адан в своей, нынче забытой, опере «Тореадор». И как блестяще он это сделал! Сегодня, в преддверии 200-летия со дня рождения знаменитого французского композитора, мне показалось уместным рассказать об этом.

Премьера "Тореадора" состоялась 18 мая 1849 года в парижской "Опера-комик". В главных ролях выступали довольно известные певцы той эпохи Дельфина Югальд, Шарль Батай и Туссен-Эжен-Эрнест Мокер. Югальд была одной из ведущих примадонн парижских театров "Опера-комик" и "Театр-Лирик", участницей множества мировых премьер опер Адана, Обера, Тома, Массне. Шарль Гуно прочил ее на роль Маргариты в "Фаусте", однако тогдашний директор "Театр-Лирик" Леон Карвальо "протолкнул" (как мы сейчас бы сказали) на эту партию свою жену Марию Миолан-Карвальо.

Надо сказать, что либретто "Тореадора", этой двухактной комической оперы, обладает определенным изяществом и изобретательностью, хотя в нем и используются достаточно традиционные схемы и положения.

Первое действие

В разговорном прологе героиня оперы Коралин, бывшая певица, повествует о том, как влиятельный дядя, алькальд в Барселоне, выдал ее насильно замуж за старого тореадора Бельфлора. У нее так и не успел завязаться роман с флейтистом оркестра Траколином, который оказывал ей знаки внимания.

Муж Коралин ведет себя нагло, гуляя напропалую. Тем временем, Траколин продолжает свои ухаживания. Вот он опять пришел - за сценой раздаются звуки флейты. Коралин долго изображала безразличие, но все же сдалась и, наконец, ответила на очередную записку флейтиста.

Чтобы войти в доверие к тореадору и проникнуть в его дом, Траколин организует разбойное нападение на старика и "спасает" его от грабителей. Благодарный Бельфлор приглашает его распить бутылочку вина. Теперь флейтист его лучший друг.

Траколин признается тореадору, что встретил его не случайно. Он шел к нему поручению танцовщицы Каритеи, которая без ума от Бельфоре. Для доказательства он не находит ничего лучшего, как показать тому любовную записку Коралин. Бельфлор в восторге пишет ответ. Траколин берется отнести записку танцовщице и, если та согласится на встречу, подать сигнал старику, сыграв мотив на флейте.

Коралин, видя, что муж собирается уходить, изображает сцену ревности и грозится пожаловаться своему дяде. На беду тореадор роняет любовное послание, которое ему дал Траколин. Схватив записку, Коралин в полной растерянности - ведь это ее записка! Далее следует смешная сцена. Бельфлор в ужасе, что сейчас жена его уличит. Затем ужас сменяется недоумением - почему Коралин медлит. А та сама в панике, что раскроется ее тайна!

Вдруг раздаются звуки флейты и тореадор в спешке убегает из дома, оставив жену в недоумении...

Второе действие

События разворачиваются стремительно. Траколин рассказывает Коралин об интрижке ее мужа, обещая проследить за свиданием тореадора и сообщать ей все подробности. Ради конспирации он будет делать это, играя различные танцевальные песенки на флейте. Мелодия folies d'espagne будет означать, что "дело" зашло далеко. Таким способом Коралин добудет доказательства для дяди, чтобы потребовать развода.

Появляется Бельфлор. Коралин обвиняет его в измене. Тот отпирается. Тогда она называет имя той, с кем он встречался.

Начинается центральный эпизод оперы. За сценой слышны поочередно различные флейтовые рулады, и Коралин со всеми подробностями рассказывает о встрече мужа с любовницей. Пораженный тореадор бросается на колени и начинает умолять о прощении! Он понимает, что потеряв жену, потеряет и ее приданое, данное богатым дядюшкой.

Входит Траколин. Коралин продолжает упорствовать в своем возмущении и желании рассказать все дяде. Она не верит в раскаяние мужа, в то, что он образумится и перестанет "гулять". И тут происходит невероятное! Новый друг семьи Траколин предлагает свои "гарантии". Он остается жить в их доме как постоялец и будет "следить" за поведением легкомысленного мужа!

Все в восторге от этой идеи. Действие заканчивается весьма двусмысленными рассуждениями троицы: как прекрасна будет жизнь втроем!

Такова коллизия этой оперы, исполненной блеска и легкости. В 20 веке, как уже отмечалось, она оказалась совершенно забытой. Существует редкая запись 1963 года, осуществленная Эженом Биго (в главной партии М.Меспле). Лишь в 1998 году мелодии этой оперы стали вновь доступны меломанам. Произошло это благодаря записи, сделанной на фирме Decca Ричардом Бонингом. В главных партиях этой версии заняты сопрано Суми Йо (Коралин), тенор Джон Алер (Траколин) и баритон Мишель Тремпон (Дон Бельфлор).

Е. Цодоков

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама