Этот жанр вошел в наш обиход лет тридцать тому назад как нечто новое и современное. А. Галич, Ю. Ким, В. Высоцкий, Б. Окуджава, десятки менее известных, но тоже очень достойных поэтов-композиторов-певцов создали и продолжают создавать огромное богатство современной поэтической песни.
Вообще такие стихи-песни под гитару — типичное явление европейского городского фольклора. В этом смысле то, что мы называем «авторской песней», не несет в себе ничего принципиально нового. Но если взглянуть на это исторически, как бы из будущего, увидим, насколько логично этот расцвет народного творчества вытекает из всей истории русской культуры.
Пра… пра… бабушка авторской песни — «российская песня» XVIII века. Это была городская песня, и относилась она к поэтическому жанру. Ее автором считался поэт, потому что главными были стихи — «порядочные», как их называли, то есть написанные в определенном порядке, рифмованные. А музыка была второстепенной. Стихи распевали на любую мелодию народной песни, канта, модного танца, как тогда говорили «на голос», то есть на мелодию. Обычным было выражение «положить песню на музыку». Любимыми авторами песен были поэты А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, И. П. Елагин и многие другие.
Песня только кажется простой, потому что она как бы всегда с каждым из нас, ее можно петь, можно слушать — не проблема. На самом деле песня — это целый мир, со своей историей, со своими национальными, социальными традициями и законами. У песен много жанров. Каждый из них имеет свое назначение, своих авторов, исполнителей, слушателей, критиков.
Каждый из нас чувствует, что песни бывают трех видов: в одних красива мелодия и неважны слова; в других — наоборот, главное — слова; в третьих — хорошо и то и другое, слова и музыка неотделимы. (Возможен вариант со слабыми словами и музыкой, но это уже не песня, а недоразумение. К сожалению, этих недоразумений слишком много. Они засоряют эфир и посягают на самое главное наше богатство — время.)
Каждый из этих трех видов имеет свое право на существование. И если песня обладает каким-либо одним достоинством: словами или музыкой, — спасибо ее творцу и на этом. Не будем ругать произведение за то, чего в нем нет. Безусловно, авторская песня — это второй вид, поэтический. Это не значит, что музыка авторских песен лишена художественных достоинств. Среди них множество красивых и выразительных мелодий. Мы отличим их стили; не перепутаем песни Окуджавы и Никитиных, Дольского и Высоцкого. Более того, мелодика, например, Высоцкого, казавшаяся поначалу слишком тривиальной, благодаря стихам и масштабности всей его личности приобрела неповторимость. Наше ухо резко выделяет мелодию Высоцкого из обычных городских, цыганских, блатных напевов.
Советская авторская песня расцвела с конца 50-х годов. В ней на протяжении всех этих лет раскрывается душа народа — оттаявшая, содрогнувшаяся от ужасов пережитых трагедий, оптимистичная, с целительным и добрым юмором, с острейшим ощущением социальной несправедливости, с бережным отношением к человеку, с подлинной, высочайшей духовностью.
М. Г. Рыцарева