Вера (Вероника) Ивановна Борисенко

Дата рождения
16.01.1918
Дата смерти
07.09.1995
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
СССР
Вероника Ивановна Борисенко

Борисенко Вера (Вероника) Ивановна (16 I 1918, дер. Большие Немки, ныне Ветковского р-на Гомельской обл. — 7 IX 1995, Москва) — русская советская певица (меццо-сопрано). Народная артистка РСФСР (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).

Пению училась в Минской консерватории (1938–40). В 1943 окончила Киевскую консерваторию по классу Д. Г. Евтушенко. В 1941–45 артистка Свердловского театра, в 1945–46 — Киевского театра оперы и балета. С 1946 (с перерывом в 1963–1965) солистка Большого театра СССР; дебютировала в партии Ганны («Майская ночь»).

Партии: Груяя («Вражья сила», Гос. пр. СССР, 1948), Любава, Любаша («Садко», «Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Ниловна («Мать» Хренникова, первая исполнительница, 1957), Кармен и др.

Выступает как концертная певица. Гастролировала в Австрии, Англии, Польше.

Литература: Полякова Л., Молодёжь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 21–25.

В. И. Зарубин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Cреди талантливой оперной молодежи Большого театра Вероника Ивановна Борисенко — первая артистка, заслужившая высокое общественное признание: ее выступление в роли Груни в опере Серова «Вражья сила» было высоко оценено советским правительством; молодая певица была награждена Сталинской премией в числе лучших исполнителей этого спектакля (1947 год).

Вероника Борисенко родилась в Белоруссии, в городе Гомеле, в рабочей семье, рано потеряла отца. Еще школьницей Борисенко увлекалась пением, принимала участие в театре рабочей молодежи и пела в хоровом кружке, которым руководил директор Гомельского музыкального училища. Он посоветовал ей серьезно заняться пением, обратив внимание на звучный, сильный низкого тембра голос девушки. Окончив школу, Борисенко поступила в Гомельское музыкальное училище (класс В. В. Зайцевой), а после его окончания — в Минскую консерваторию (класс Н. П. Бондаренко, 1938–1941). Война прервала ее учебу. В составе концертной бригады певица выехала на фронт и там перед солдатами и офицерами Советской Армии дала свой первый концерт.

Она пела «Песню о Сталине» Блантера, песню Германова «Советский простой человек», романсы Шуберта и других композиторов. Эстрадой служила машина-трехтонка. Прямо с концерта с огромным воодушевлением полк выступил в бой. Бригада артистов, в которой принимала участие Борисенко, переезжая из части в часть, продвигалась некоторое время вместе с войсками Советской Армии, а затем командование предложило молодой певице ехать в тыл и продолжать свое образование.

Борисенко училась в Свердловской консерватории (1941 -1943), а потом поступила в аспирантуру Киевской консерватории, также находившейся тогда в Свердловске (класс проф. Евтушенко). Вместе с консерваторией выехала она в освобожденную столицу Украины, где продолжала занятия в аспирантуре и одновременно выступала в опере. Выдающееся дарование молодой певицы стало широко известно в 1945 году, когда она выдвинулась на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, завоевав одну из первых премий; тогда же она получила приглашение в Московский Большой театр. Голос Вероники Борисенко по красоте, выразительности и богатству красок справедливо сравнивают иногда с изумительным голосом Н. А. Обуховой. Но, конечно, молодой певице нужно еще долго и упорно работать над собой, непрерывно совершенствовать свое вокальное, музыкально-исполнительское и артистическое мастерство, чтобы добиться того высочайшего совершенства, которое представляет нам классически прекрасный творческий облик Н. А. Обуховой.

В. Борисенко, обладающая огромным по объему и исключительно красивым по тембру меццо-сопрано, подкупает не только своеобразием звучности и большой музыкальностью исполнения, но также той выразительностью, эмоциональностью, большой сердечной теплотой, которую артистка вкладывает в свое пение. С первых своих выступлений на сцене Большого театра в партии Ганны («Майская ночь» Римского-Корсакова) молодая певица проявила выдающиеся вокальные способности. Летом 1947 года В. Борисенко побывала на Всемирном фестивале демократической молодежи в Праге, где получила первую премию на конкурсе вокалистов.

БОРИСЕНКО-ГРУНЯ

Лучшей ролью артистки в Большом театре была роль Груни в опере А. Серова «Вражья сила». Настоящая русская красавица, белокурая, с румянцем во всю щеку, смеющаяся, бойкая и жизнерадостная, появлялась Груня — Борисенко во втором действии оперы, сразу завладевая вниманием зрителей. Непринужденно и задорно, слегка приплясывая и кокетливо поглядывая на гостей, девушка пела игривую, веселую песенку: Ах, никто меня не любит… Очень просто и тепло исполняла Борисенко всю сцену разочарования Груни в Петре, ее искреннего девичьего горя. И очень естественно переходила она к насмешкам над Петром, стремясь наказать его своим безразличием остро высмеять, помучить за обиду… Образ Груни — русской девушки прошлого — Борисенко сумела сделать живым, ярким и внутренне содержательным. Привлекали ее энергия, вольнолюбие, нежелание идти на компромиссы. Сильная, цельная и прямая, Груня у Борисенко вырастала в жизненно убедительный, реалистический образ. За исполнение этой партии молодая певица — первая среди оперной молодежи театра — была удостоена в 1947 году Сталинской премии.

БОРИСЕНКО-ЛЮБАВА

Разумеется, успех молодой артистки был обусловлен не только ее личным дарованием и напряженной работой. Очень много помогли ей занятия со старшими товарищами — большими специалистами и опытными артистами — Е. К. Катульской, Н. С. Головановым. Под их непосредственным руководством были подготовлены также партии Любавы в опере Римского-Корсакова «Садко» (1949) и Марфы в опере Мусоргского «Хованщина» (1950). Работая над образом Любавы, Борисенко писала: «Чем больше я работаю, тем яснее вижу все особенности и трудности — и сценические, и дикционные, и вокальные, которые необходимо преодолеть исполнительнице… Наши руководители и старшие товарищи — Н. С. Голованов, Б. А. Покровский, Е. К. Катульская — оказывают мне большую помощь, облегчают мой труд, и я глубоко благодарна им за это» («Советский артист», 1949).

Верная и кроткая подруга Садко, Любава — Борисенко искренна и простодушна. Это бесхитростная и любящая русская женщина. С большой задушевностью исполняет артистка ее грустную арию (ожидание Садко в третьей картине); полна светлой радости ее встреча с любимым после разлуки в финале оперы. Артистка глубоко прочувствовала образ Любавы, сумела сжиться с ним и полюбить его.

РОЛИ «МАРФА» И «КОНЧАКОВНА»

Одна из интересных и трудных ролей, с успехом исполняемых В. Борисенко,- Кончаковна в опере Бородина «Князь Игорь». Вокальная партия Кончаковны необычайно сложна. Ее томная каватина, выражающая напряженное ожидание свидания с Владимиром, полна восточной неги. Открытое, страстное чувство слышится в дуэте встретившихся влюбленных. Молодая певица не сразу полностью овладела этой сложной партией, но, неуклонно, напряженно работая, она добилась значительных успехов, и можно быть уверенным, что в недалеком будущем Кончаковна будет одной из лучших партий Борисенко.

Марфа в «Хованщине» Мусоргского — образ чрезвычайно своеобразный не только в музыкальном и вокальном отношениях, но, прежде всего, в психологическом смысле. Марфа — раскольница, энергичная участница общественно-религиозного движения в конце XVII века. Она-одна из главных вдохновительниц борьбы темной, отживающей Руси, «раскола», против прогрессивной деятельности Петра I. Марфа, как и другие действующие лица оперы, гениально охарактеризована Мусоргским именно как человек своего века. Все в ней, начиная от гадания о судьбе и кончая диким, фанатическим решением сгореть заживо,- порождение той мрачной эпохи. И вместе с тем, личные, душевные качества Марфы показаны Мусоргским с глубокой симпатией. Ее страдания горячо любящей и оскорбленной в своем чувстве женщины ее страстное влечение к Андрею Хованскому, ее тоска и горе понятны и естественны.

Прочувствовать образ Марфы во всей его сложности, противоречивости и жизненной убедительности и воссоздать его в опере — эта задача необыкновенно ответственна и вместе с тем заманчива для молодой артистки. В. Борисенко работала над партией Марфы настойчиво и упорно, с огромным увлечением и волнением. Старшие товарищи, лучшие исполнительницы партии Марфы — М. П. Максакова и В. А. Давыдова — отнеслись к молодой певице чутко и заботливо: они помогали ей советами, ободряли и поддерживали артистку, когда она в первый раз выступала в этой роли. Исполнение В. Борисенко оказалось серьезным и убедительным. Исключительно эмоциональная, искренняя певица, она особенно выделяла моменты, связанные с личной драмой Марфы. Очень выразительно прозвучала у нее широкая песня Марфы, в которой высказана ее глубокая тоска о милом, о прошлой любви: Исходила младешенька Все леса и болота…

Борисенко удачно справляется с вокальной партией Марфы, вкладывает в свое исполнение много творческого волнения и тепла; хотелось бы только большей сдержанности, величественности и суровости, более основательного вникания в эпоху, — и тогда Марфа-Борисенко станет еще ближе тому сложному и глубокому психологическому образу, который создал Мусоргский в своей гениальной опере. В этом отношении молодая артистка должна следовать примеру М. П. Максаковой и В. А. Давыдовой.

Талантливая певица с яркими музыкальными данными, непосредственная, искренняя и обаятельная, В. Борисенко дала несколько сольных концертов с разнообразными, интересно составленными программами. Очень любит она романсы Рахманинова, Чайковского, Шуберта, Шумана, Листа, Шапорина. В театре ей предстоит серьезная работа над образом Кармен («Кармен» Бизе). Но самое горячее желание молодой артистки — создать героический советский образ, поработать над новым интересным и увлекательным произведением советского композитора, постановку которого до сих пор не удалось осуществить в Большом театре. Веронике Борисенко присвоено в юбилейные дни звание заслуженной артистки РСФСР.

Л. Полякова
Источник: Молодёжь оперной сцены Большого театра, 1952 г.


Родилась Вера Борисенко в 1918 году в Белоруссии, в деревне Большие Немки Ветковского района. Дочь железнодорожника и белорусской ткачихи, она поначалу и не мечтала о профессии певицы. Правда, её тянуло на сцену и, окончив семилетку, Вероника поступает в театр рабочей молодёжи в Гомеле. Во время спевок хора, разучивавшего массовые песни к Октябрьским праздникам, её яркий низкий голос легко перекрывал звучание хора. На выдающиеся вокальные данные девушки обращает внимание руководитель хора — директор Гомельского музыкального техникума, который настоял на том, чтобы Вера Ивановна училась пению. Именно в стенах этого учебного заведения и началось музыкальное воспитание будущей певицы.

Чувство благодарности и любви к своему первому педагогу, Вере Валентиновне Зайцевой, Вероника Ивановна пронесла через всю свою жизнь. «В течение первого года обучения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, которые я повторяла бесконечное количество раз, — рассказывала Вероника Ивановна. — И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна разрешила в первый год занятий спеть романс Даргомыжского „Мне грустно“. Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице».

Затем Вероника Ивановна поступает в Белорусскую консерваторию в Минске, целиком посвящая себя пению, которое к тому времени стало окончательно её призванием. Великая Отечественная война прерывает эти занятия, и Борисенко входит в состав концертных бригад и едет на фронт, чтобы там выступать перед нашими бойцами. Затем её отправляют доучиваться в Свердловск в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. Вероника Ивановна начинает выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета. Она дебютирует в партии Ганны в «Майской ночи», причём внимание слушателей привлекает не только обширный диапазон, но и, в особенности, красивая тембровая окраска её голоса. Постепенно молодая певица начала приобретать сценический опыт.

В 1944 году Борисенко переходит в Киевский театр оперы и балета, а в декабре 1946 года её принимают в Большой театр, где она проработала с небольшим перерывом в три года до 1977 года, на сцене которого она с успехом спела партии Ганны («Майская ночь»), Полины («Пиковая дама»), Любаши «Царская невеста»), Груни («Вражья сила»). Особенно Вере Ивановне на начальном этапе выступлений в Большом удалась партия и образ Кончаковны в «Князе Игоре», потребовавшем от актрисы особенно напряжённого труда. В одном из писем А. П. Бородин указывал, что его «тянет к пению, кантилене». Это стремление великого композитора ярко и своеобразно проявилось в знаменитой каватине Кончаковны. Принадлежа к числу лучших страниц мировой оперы, эта каватина отличается удивительной красотой и гибкостью орнаментальной мелодии. Исполнение Борисенко (сохранилась запись) — свидетельство не только о законченности вокального мастерства, но и о тонком чувстве стиля, присущем певице.

По воспоминаниям коллег Вероника Ивановна с огромным увлечением работала и над другими образами в русской классической опере. Её Любовь в «Мазепе» полна энергии, жажды действия, это — подлинная вдохновительница Кочубея. Немало потрудилась актриса и над созданием цельных и ярких образов Весны-Красны в «Снегурочке» и Груни в шедшей тогда на сцене Большого театра опере А. Серова «Вражья сила». Полюбился Веронике Ивановне и образ Любавы, она так говорила о своей работе в «Садко»: «С каждым днём я всё больше начинаю любить и понимать обаятельный образ Любавы Буслаевны — жены новгородского гусляра Садко. Кроткая, любящая, страдающая, она отражает в себе все черты искренней и простой, нежной и верной русской женщины».

В репертуар В. И. Борисенко входили также партии из западноевропейского репертуара. Особенно отмечали её работу в «Аиде» (партия Амнерис). Певица искусно показывала различные стороны этого сложного образа — надменное властолюбие гордой царевны и драматизм её личных переживаний. Большое внимание Вероника Ивановна уделяла камерному репертуару. В её исполнении часто звучали романсы Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Рахманинова, произведения Генделя, Вебера, Листа и Массне.

Дискография В. И. Борисенко:

• Джузеппе Верди — «Риголетто» — партия Маддалены, запись 1947 года, хор Большого театра, оркестр Всезоюзного Радио, дирижёр Самуил Самосуд (партнёры — Андрей Иванов, Иван Козловский, Ирина Масленникова и др.).
• Александр Серов — «Вражья сила» — партия Груни, запись 1947 года (фрагменты), хор и оркестр Большого театра, дирижер Кирилл Кондрашин (партнеры — Алексей Иванов, Наталья Соколова, Елизавета Антонова и др.).
• Пётр Чайковский — «Пиковая дама» — партия Полины, запись 1948 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Георгий Нэлепп, Евгения Смоленская, Павел Лисициан, Евгения Вербицкая, Алексей Иванов и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Майская ночь» — партия Ганны, запись 1948 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Василий Небольсин (партнёры — Сергей Лемешев, Сергей Красовский, Ирина Масленникова, Евгения Вербицкая и др.).
• Александр Бородин — «Князь Игорь» — партия Кончаковны, запись 1949 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр — Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Андрей Иванов, Евгения Смоленская, Сергей Лемешев, Александр Пирогов, Марк Рейзен и др.).
• Жорж Бизе — «Кармен» — партия Кармен, запись 1953 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Василий Небольсин (партнёры — Георгий Нэлепп, Елизавета Шумская, Алексей Иванов и др.).
• Пётр Чайковский — «Чародейка» — партия Княгини, запись 1955 года, хор и оркестр Всесоюзного Радио, совместная запись солистов Большого театра и Всесоюзного Радио, дирижёр Самуил Самосуд (партнёры — Наталья Соколова, Георгий Нэлепп, Михаил Киселёв и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Снегурочка» — партия Весны, запись 1957 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Евгений Светланов (партнёры — Вера Фирсова, Галина Вишневская, Алексей Кривченя, Лариса Авдеева и др.)
• Александр Даргомыжский — «Русалка» — партия Княгини, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр Евгений Светланов (партнёры — Алексей Кривченя, Евгения Смоленская, Иван Козловский, Маргарита Миглау и др.).
• Юрий Шапорин — «Декабристы» — партия Стеши, запись 1958 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Алексей Иванов, Александр Пирогов, Иван Петров, Георгий Нэлепп, Александр Огнивцев и др.).
• Модест Мусоргский — «Борис Годунов» — партия Шинкарки, запись 1962 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Иван Петров, Георгий Шульпин, Марк Решетин, Владимир Ивановский, Ирина Архипова, Евгений Кибкало, Алексей Иванов и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Царская невеста» — партия Петровны, запись 1973 года, хор и оркестр Большого театра, дирижер Фуат Мансуров (партнёры — Владимир Валайтис, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Г.Борисова и др.).
• Сергей Прокофьев — «Семён Котко» — Хивря, запись 1973 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр — Геннадий Рождественский (партнёры — Владимир Атлантов, Артур Эйзен, Галина Вишневская, Юрий Мазурок, Елена Образцова, Владимир Валайтис и др.).

реклама

вам может быть интересно

Леон Флейшер Пианисты

Записи

рекомендуем

смотрите также

Кеннет Макмиллан Балетмейстеры
Артур Шнабель Пианисты
Леонардо Винчи Композиторы
Марк Ильич Пекарский Инструменталисты
Жермен Тайфер Композиторы
Иоанн де Мурис Музыковеды и театроведы

Реклама