Вероника Ивановна Борисенко

Дата рождения
16.01.1918
Дата смерти
07.09.1995
Профессия
Тип голоса
меццо-сопрано
Страна
СССР
Автор
Вероника Ивановна Борисенко

Вероника (Вера) Ивановна Борисенко (1918—1995) — советская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Народная артистка РСФСР (1959). Лауреат Сталинской премии первой степени (1948).

Родилась Вера Борисенко в 1918 году в Белоруссии, в деревне Большие Немки Ветковского района. Дочь железнодорожника и белорусской ткачихи, она поначалу и не мечтала о профессии певицы. Правда, её тянуло на сцену и, окончив семилетку, Вероника поступает в театр рабочей молодёжи в Гомеле. Во время спевок хора, разучивавшего массовые песни к Октябрьским праздникам, её яркий низкий голос легко перекрывал звучание хора. На выдающиеся вокальные данные девушки обращает внимание руководитель хора — директор Гомельского музыкального техникума, который настоял на том, чтобы Вера Ивановна училась пению. Именно в стенах этого учебного заведения и началось музыкальное воспитание будущей певицы.

Чувство благодарности и любви к своему первому педагогу, Вере Валентиновне Зайцевой, Вероника Ивановна пронесла через всю свою жизнь. «В течение первого года обучения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, которые я повторяла бесконечное количество раз, — рассказывала Вероника Ивановна. — И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна разрешила в первый год занятий спеть романс Даргомыжского „Мне грустно“. Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице».

Затем Вероника Ивановна поступает в Белорусскую консерваторию в Минске, целиком посвящая себя пению, которое к тому времени стало окончательно её призванием. Великая Отечественная война прерывает эти занятия, и Борисенко входит в состав концертных бригад и едет на фронт, чтобы там выступать перед нашими бойцами. Затем её отправляют доучиваться в Свердловск в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. Вероника Ивановна начинает выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета. Она дебютирует в партии Ганны в «Майской ночи», причём внимание слушателей привлекает не только обширный диапазон, но и, в особенности, красивая тембровая окраска её голоса. Постепенно молодая певица начала приобретать сценический опыт.

В 1944 году Борисенко переходит в Киевский театр оперы и балета, а в декабре 1946 года её принимают в Большой театр, где она проработала с небольшим перерывом в три года до 1977 года, на сцене которого она с успехом спела партии Ганны («Майская ночь»), Полины («Пиковая дама»), Любаши «Царская невеста»), Груни («Вражья сила»). Особенно Вере Ивановне на начальном этапе выступлений в Большом удалась партия и образ Кончаковны в «Князе Игоре», потребовавшем от актрисы особенно напряжённого труда. В одном из писем А. П. Бородин указывал, что его «тянет к пению, кантилене». Это стремление великого композитора ярко и своеобразно проявилось в знаменитой каватине Кончаковны. Принадлежа к числу лучших страниц мировой оперы, эта каватина отличается удивительной красотой и гибкостью орнаментальной мелодии. Исполнение Борисенко (сохранилась запись) — свидетельство не только о законченности вокального мастерства, но и о тонком чувстве стиля, присущем певице.

По воспоминаниям коллег Вероника Ивановна с огромным увлечением работала и над другими образами в русской классической опере. Её Любовь в «Мазепе» полна энергии, жажды действия, это — подлинная вдохновительница Кочубея. Немало потрудилась актриса и над созданием цельных и ярких образов Весны-Красны в «Снегурочке» и Груни в шедшей тогда на сцене Большого театра опере А. Серова «Вражья сила». Полюбился Веронике Ивановне и образ Любавы, она так говорила о своей работе в «Садко»: «С каждым днём я всё больше начинаю любить и понимать обаятельный образ Любавы Буслаевны — жены новгородского гусляра Садко. Кроткая, любящая, страдающая, она отражает в себе все черты искренней и простой, нежной и верной русской женщины».

В репертуар В. И. Борисенко входили также партии из западноевропейского репертуара. Особенно отмечали её работу в «Аиде» (партия Амнерис). Певица искусно показывала различные стороны этого сложного образа — надменное властолюбие гордой царевны и драматизм её личных переживаний. Большое внимание Вероника Ивановна уделяла камерному репертуару. В её исполнении часто звучали романсы Глинки и Даргомыжского, Чайковского и Рахманинова, произведения Генделя, Вебера, Листа и Массне.


Борисенко училась в Свердловской консерватории (1941 —1943), а потом поступила в аспирантуру Киевской консерватории, также находившейся тогда в Свердловске (класс проф. Евтушенко). Вместе с консерваторией выехала она в освобожденную столицу Украины, где продолжала занятия в аспирантуре и одновременно выступала в опере. Выдающееся дарование молодой певицы стало широко известно в 1945 году, когда она выдвинулась на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, завоевав одну из первых премий; тогда же она получила приглашение в Московский Большой театр. Голос Вероники Борисенко по красоте, выразительности и богатству красок справедливо сравнивают иногда с изумительным голосом Н. А. Обуховой. Но, конечно, молодой певице нужно еще долго и упорно работать над собой, непрерывно совершенствовать свое вокальное, музыкально-исполнительское и артистическое мастерство, чтобы добиться того высочайшего совершенства, которое представляет нам классически прекрасный творческий облик Н. А. Обуховой.

В. Борисенко, обладающая огромным по объему и исключительно красивым по тембру меццо-сопрано, подкупает не только своеобразием звучности и большой музыкальностью исполнения, но также той выразительностью, эмоциональностью, большой сердечной теплотой, которую артистка вкладывает в свое пение. С первых своих выступлений на сцене Большого театра в партии Ганны («Майская ночь» Римского-Корсакова) молодая певица проявила выдающиеся вокальные способности. Летом 1947 года В. Борисенко побывала на Всемирном фестивале демократической молодежи в Праге, где получила первую премию на конкурсе вокалистов.

БОРИСЕНКО-ГРУНЯ

Лучшей ролью артистки в Большом театре была роль Груни в опере А. Серова «Вражья сила». Настоящая русская красавица, белокурая, с румянцем во всю щеку, смеющаяся, бойкая и жизнерадостная, появлялась Груня — Борисенко во втором действии оперы, сразу завладевая вниманием зрителей. Непринужденно и задорно, слегка приплясывая и кокетливо поглядывая на гостей, девушка пела игривую, веселую песенку: Ах, никто меня не любит... Очень просто и тепло исполняла Борисенко всю сцену разочарования Груни в Петре, ее искреннего девичьего горя. И очень естественно переходила она к насмешкам над Петром, стремясь наказать его своим безразличием остро высмеять, помучить за обиду... Образ Груни — русской девушки прошлого — Борисенко сумела сделать живым, ярким и внутренне содержательным. Привлекали ее энергия, вольнолюбие, нежелание идти на компромиссы. Сильная, цельная и прямая, Груня у Борисенко вырастала в жизненно убедительный, реалистический образ. За исполнение этой партии молодая певица — первая среди оперной молодежи театра — была удостоена в 1947 году Сталинской премии.

БОРИСЕНКО-ЛЮБАВА

Разумеется, успех молодой артистки был обусловлен не только ее личным дарованием и напряженной работой. Очень много помогли ей занятия со старшими товарищами — большими специалистами и опытными артистами — Е. К. Катульской, Н. С. Головановым. Под их непосредственным руководством были подготовлены также партии Любавы в опере Римского-Корсакова «Садко» (1949) и Марфы в опере Мусоргского «Хованщина» (1950). Работая над образом Любавы, Борисенко писала: «Чем больше я работаю, тем яснее вижу все особенности и трудности — и сценические, и дикционные, и вокальные, которые необходимо преодолеть исполнительнице... Наши руководители и старшие товарищи — Н. С. Голованов, Б. А. Покровский, Е. К. Катульская — оказывают мне большую помощь, облегчают мой труд, и я глубоко благодарна им за это» («Советский артист», 1949). Верная и кроткая подруга Садко, Любава — Борисенко искренна и простодушна. Это бесхитростная и любящая русская женщина. С большой задушевностью исполняет артистка ее грустную арию (ожидание Садко в третьей картине); полна светлой радости ее встреча с любимым после разлуки в финале оперы. Артистка глубоко прочувствовала образ Любавы, сумела сжиться с ним и полюбить его.

РОЛИ «МАРФА» И «КОНЧАКОВНА»

Одна из интересных и трудных ролей, с успехом исполняемых В. Борисенко,— Кончаковна в опере Бородина «Князь Игорь». Вокальная партия Кончаковны необычайно сложна. Ее томная каватина, выражающая напряженное ожидание свидания с Владимиром, полна восточной неги. Открытое, страстное чувство слышится в дуэте встретившихся влюбленных. Молодая певица не сразу полностью овладела этой сложной партией, но, неуклонно, напряженно работая, она добилась значительных успехов, и можно быть уверенным, что в недалеком будущем Кончаковна будет одной из лучших партий Борисенко.

Марфа в «Хованщине» Мусоргского — образ чрезвычайно своеобразный не только в музыкальном и вокальном отношениях, но, прежде всего, в психологическом смысле. Марфа — раскольница, энергичная участница общественно-религиозного движения в конце XVII века. Она—одна из главных вдохновительниц борьбы темной, отживающей Руси, «раскола», против прогрессивной деятельности Петра I. Марфа, как и другие действующие лица оперы, гениально охарактеризована Мусоргским именно как человек своего века. Все в ней, начиная от гадания о судьбе и кончая диким, фанатическим решением сгореть заживо,— порождение той мрачной эпохи. И вместе с тем, личные, душевные качества Марфы показаны Мусоргским с глубокой симпатией. Ее страдания горячо любящей и оскорбленной в своем чувстве женщины ее страстное влечение к Андрею Хованскому, ее тоска и горе понятны и естественны.

Прочувствовать образ Марфы во всей его сложности, противоречивости и жизненной убедительности и воссоздать его в опере - эта задача необыкновенно ответственна и вместе с тем заманчива для молодой артистки. В. Борисенко работала над партией Марфы настойчиво и упорно, с огромным увлечением и волнением. Старшие товарищи, лучшие исполнительницы партии Марфы — М. П. Максакова и В. А. Давыдова — отнеслись к молодой певице чутко и заботливо: они помогали ей советами, ободряли и поддерживали артистку, когда она в первый раз выступала в этой роли. Исполнение В. Борисенко оказалось серьезным и убедительным. Исключительно эмоциональная, искренняя певица, она особенно выделяла моменты, связанные с личной драмой Марфы. Очень выразительно прозвучала у нее широкая песня Марфы, в которой высказана ее глубокая тоска о милом, о прошлой любви: Исходила младешенька Все леса и болота... Борисенко удачно справляется с вокальной партией Марфы, вкладывает в свое исполнение много творческого волнения и тепла; хотелось бы только большей сдержанности, величественности и суровости, более основательного вникания в эпоху,— и тогда Марфа-Борисенко станет еще ближе тому сложному и глубокому психологическому образу, который создал Мусоргский в своей гениальной опере. В этом отношении молодая артистка должна следовать примеру М. П. Максаковой и В. А. Давыдовой.

Талантливая певица с яркими музыкальными данными, непосредственная, искренняя и обаятельная, В. Борисенко дала несколько сольных концертов с разнообразными, интересно составленными программами. Очень любит она романсы Рахманинова, Чайковского, Шуберта, Шумана, Листа, Шапорина. В театре ей предстоит серьезная работа над образом Кармен («Кармен» Бизе). Но самое горячее желание молодой артистки — создать героический советский образ, поработать над новым интересным и увлекательным произведением советского композитора, постановку которого до сих пор не удалось осуществить в Большом театре. Веронике Борисенко присвоено в юбилейные дни звание заслуженной артистки РСФСР.


Дискография В. И. Борисенко:

• Джузеппе Верди — «Риголетто» — партия Маддалены, запись 1947 года, хор Большого театра, оркестр Всезоюзного Радио, дирижёр Самуил Самосуд (партнёры — Андрей Иванов, Иван Козловский, Ирина Масленникова и др.).
• Александр Серов — «Вражья сила» — партия Груни, запись 1947 года (фрагменты), хор и оркестр Большого театра, дирижер Кирилл Кондрашин (партнеры — Алексей Иванов, Наталья Соколова, Елизавета Антонова и др.).
• Пётр Чайковский — «Пиковая дама» — партия Полины, запись 1948 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Георгий Нэлепп, Евгения Смоленская, Павел Лисициан, Евгения Вербицкая, Алексей Иванов и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Майская ночь» — партия Ганны, запись 1948 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Василий Небольсин (партнёры — Сергей Лемешев, Сергей Красовский, Ирина Масленникова, Евгения Вербицкая и др.).
• Александр Бородин — «Князь Игорь» — партия Кончаковны, запись 1949 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр — Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Андрей Иванов, Евгения Смоленская, Сергей Лемешев, Александр Пирогов, Марк Рейзен и др.).
• Жорж Бизе — «Кармен» — партия Кармен, запись 1953 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Василий Небольсин (партнёры — Георгий Нэлепп, Елизавета Шумская, Алексей Иванов и др.).
• Пётр Чайковский — «Чародейка» — партия Княгини, запись 1955 года, хор и оркестр Всесоюзного Радио, совместная запись солистов Большого театра и Всесоюзного Радио, дирижёр Самуил Самосуд (партнёры — Наталья Соколова, Георгий Нэлепп, Михаил Киселёв и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Снегурочка» — партия Весны, запись 1957 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Евгений Светланов (партнёры — Вера Фирсова, Галина Вишневская, Алексей Кривченя, Лариса Авдеева и др.)
• Александр Даргомыжский — «Русалка» — партия Княгини, запись 1958 года, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр Евгений Светланов (партнёры — Алексей Кривченя, Евгения Смоленская, Иван Козловский, Маргарита Миглау и др.).
• Юрий Шапорин — «Декабристы» — партия Стеши, запись 1958 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Алексей Иванов, Александр Пирогов, Иван Петров, Георгий Нэлепп, Александр Огнивцев и др.).
• Модест Мусоргский — «Борис Годунов» — партия Шинкарки, запись 1962 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр Александр Мелик-Пашаев (партнёры — Иван Петров, Георгий Шульпин, Марк Решетин, Владимир Ивановский, Ирина Архипова, Евгений Кибкало, Алексей Иванов и др.).
• Николай Римский-Корсаков — «Царская невеста» — партия Петровны, запись 1973 года, хор и оркестр Большого театра, дирижер Фуат Мансуров (партнёры — Владимир Валайтис, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Г.Борисова и др.).
• Сергей Прокофьев — «Семён Котко» — Хивря, запись 1973 года, хор и оркестр Большого театра, дирижёр — Геннадий Рождественский (партнёры — Владимир Атлантов, Артур Эйзен, Галина Вишневская, Юрий Мазурок, Елена Образцова, Владимир Валайтис и др.).

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама