Творческий путь Артюра Онеггера

Артюр Онеггер, один из крупнейших композиторов XX века, принадлежит двум национальным культурам. По происхождению он швейцарец (родители — уроженцы Цюриха), вырос в Нормандии, сформировался как музыкант в Париже и прожил там большую часть жизни, но остался швейцарским подданным. Среди композиторов, начинавших свою деятельность в «Шестёрке», он получил особенно широкое признание.

Годы формирования. Раннее творчество

Онеггер родился 10 марта 1892 года в Гавре, там же получил начальное музыкальное образование. В 1909-1911 годы учился в Цюрихской консерватории, затем в Парижской (классы скрипки Л. Капе, контрапункта — А. Жедальжа, композиции — Ш. Видора, дирижирования — В. д'Энди). Швейцарские корни определили воздействие на него австро-немецкой музыки, но не менее значительны были и французские влияния. В целом же ему была присуща независимость эстетических позиций. Даже в то время, когда во французском искусстве веял дух нигилизма, Онеггер, не теряя связи с идеями современников, сохранял веру в общественное предназначение музыки и ее облагораживающее воздействие на людей. Как музыкант-мыслитель он откликался на самые насущные проблемы времени. Он возродил во Франции жанр оратории и поднял на уровень мирового значения французскую симфонию; он убедительно сочетал традиции и новаторство, стремясь создавать музыку, «доступную „человеку с улицы" и интересную знатоку».

Годы формирования творческой личности Онеггера проходили под знаком ломки эстетических идеалов, вызванной событиями Первой мировой войны. Скромный провинциал, воспитанный в строгих правилах протестантской морали, традиционной эстетики и уважения к классике, он был ошеломлен бунтарством, царившим в интеллектуальной атмосфере артистического Парижа, тем более что до того круг его художественных интересов замыкался романтиками — Вагнером, Р. Штраусом, Регером (которого, по словам Онеггера, «совсем не знали в Париже»). Теперь же он столкнулся с совсем иными веяниями: «В формировании моей эстетики и воспитании вкуса Дебюсси и Форе оказались очень полезным противовесом классикам и Вагнеру», — писал он впоследствии.

В Парижской консерватории молодой музыкант встречается с Тайфер, Ориком, Мийо. Последний знакомит его с музыкой Стравинского и других новейших композиторов: «Отметим... — вспоминает Онеггер, — влияние Стравинского и Шёнберга, но не забудем также и Дариюса Мийо, моего товарища по классу контрапункта».

Мийо приобщает его и к новой поэзии, что находит вскоре отклик в вокальной лирике Онеггера. Он пишет циклы поэм для голоса и фортепиано на стихи Ф. Жамма, Ж. Лафорга, А. Фонтена, А. Чобаняна, П. Фора, а также шесть поэм на стихи Аполлинера: «Осень», «Прощание», «Клотильда», «Акробаты», «Колокола» и «В тюрьме „Санте"» (последнее стихотворение позднее привлечет внимание Шостаковича).

Весьма симптоматично обращение Онеггера к Гийому Аполлинеру — поэту-бунтарю, порвавшему с символизмом ради гневного и горестного изображения непримиримых противоречий действительности, жестокой к отверженным и униженным (старшее поколение музыкантов в то время еще тяготело к символистской или неоклассицистской поэзии). Не менее показательно увлечение поэзией Блеза Сандрара, представителя французского «поэтического реализма» XX века, приверженца идей социализма.

В 1920 году молодой композитор пишет кантату «Пасха в Нью-Йорке» для сопрано и струнного квартета на стихи Сандрара. В 1918 году Онеггер уже касался темы жертвенности, морального подвига в Пасхальном песнопении для женского голоса, хора и оркестра, но там музыка была традиционно праздничной, в то время как здесь она полна горечи и смятения. По-видимому, за прошедшие два года воспринятые с детства патриархальные воззрения дали основательную трещину.

К теме подвига, самоотречения, служения благу многих и идее морального долга перед людьми Онеггер будет еще не раз возвращаться, рассматривая ее в разных аспектах (оратории «Царь Давид» и «Юдифь», «Жанна д'Арк на костре» и «Никола из Флю»), На Рождественской кантате (1953) замкнется круг непосредственно евангельских тем.

В эти же годы Онеггер уделяет много внимания инструментальной музыке. Среди его первых сочинений отметим фортепианные пьесы «Посвящение Равелю» (1915), Токкату и вариации (1916), Фугу и хорал для органа (1917). Вопреки пренебрежению, высказываемому многими молодыми музыкантами к Равелю, Онеггер неизменно подчеркивал свое уважение к автору «Дафниса и Хлои», поддерживал личные контакты с ним. В органных пьесах еще сказывается воздействие Франка, а в Рапсодии для двух флейт, кларнета и фортепиано (1917) — Дебюсси. В духе Дебюсси решена Прелюдия для симфонического оркестра к пьесе Метерлинка «Аглавена и Селизетта».

Особенно важным для данного периода сам композитор считал свой Первый струнный квартет (1917), в котором, по его словам, воссоздана личность современного молодого человека («В нем есть недостатки, длинноты, но я узнаю себя в нем, как в зеркале»). В квартете явно ощутимы германские традиции, и прежде всего традиции Регера, что сказалось в чрезмерном увлечении полифонической техникой и в перенасыщенности хроматикой гармонии первой части.

Параллельно Онеггер сочиняет ряд сонат, в которых шлифует стиль, обогащает мелодический и гармонический язык. Это: Первая (1918) и Вторая (1919) сонаты для скрипки и фортепиано (в Первой применены политональные приемы); Соната для альта и фортепиано (1920), в которой заключительная хоральная тема как бы предвосхищает финальный гимн-хорал Второй симфонии; Сонатина для двух скрипок (1920) с искусными контрапунктами и фугато в финале.

В том же 1920 году Онеггер создает Сонату для виолончели и фортепиано, стройную по форме, с ясно намеченными тематическими связями между частями. Все три ее части написаны в сонатной форме. В ней преобладает сумеречная окраска, беспокойство и напряженность. Особой выразительностью отмечена партия виолончели во второй части (Andante sostenuto), где композитор своеобразно использует остроту хроматики двенадцатитонового ряда. Эту череду сонат завершает жизнерадостная Сонатина для кларнета и фортепиано (1922) с синкопированными ритмами в последней части, по характеру образов наиболее близкая к эстетике «Шестерки».

В 1917 году создается симфоническая пьеса «Песнь Нигамона», программа которой навеяна одним из эпизодов романа Г. Эмара «Сурикет».

Нигамон, вождь индейского племени ирокезов, захвачен в плен врага­ми и заживо сожжен на костре. Прощаясь с жизнью, Нигамон поет боевую песнь воинов.

По экспрессионистской жесткости, на­пряженности эта пьеса близка к «Электре» Р. Штрауса. В ней причудливая ритмика и «огненная» хроматика сочетаются с терпкой диатоникой индейских напевов, заимствован­ных Онеггером из музыкально-этнографического сборника Ж. Тьерсо.

В 1918 году была создана музыка к своеобразному сцени­ческому представлению «Притче об играх мира» на стихи бельгийского поэта-символиста Поля Мераля. В этой поэме Мераль определяет свое философское понимание мира: «Существует лишь пространство; оно везде и нигде. В нем дви­жутся люди и вещи…» Между ними происходит вечная, фаталь­ная борьба созидательных и разрушительных начал — игра жизни и смерти.

Вопреки туманным абстракциям поэмы Мераля, музыка Онеггера богата рельефным тематизмом, особую напряжен­ность которому придает свобода линеарного развития. Интервально обостренные угловатые линии объединяются четко выраженным ритмическим началом. Во второй части, «Гора и камни», господствуют ударные инструменты, образующие полиритмическое соединение трех пластов. Терпкость полито­нальных наслоений и обилие хроматики свидетельствуют о зна­комстве с атональными опусами А. Шёнберга, некоторые же номера (№ 8 — «Мужчина и женщина», № 9 — «Человек бо­рется») говорят о влиянии Вагнера. В то же время совершенно иные, народные истоки слышатся в эпизоде «Человек и дерев­ня» (№ 6), привлекающем ясностью мелодии. Изображению моря посвящены два эпизода (№ 3 и 13), построенные на поли­тональных наложениях фигурационных движений в сочетании с протяженной «темой человека», то плывущей над ними, то ими поглощаемой.

Контрастом к безрадостным «Песне Нигамона» и «Притче об играх мира» явилась прозрачно-светлая «Летняя пастораль» для камерного оркестра — квартета деревянных, валторны и струнных (1920). Ее песенные темы (см., в част­ности, пример 17), чистые краски, свирельные наигрыши с подголосками, имитирующими птичий гомон и дремотные шорохи, свидетельствуют о преломлении давних французских традиций. Впрочем, птичий щебет вполне ассоциируется и с птицей из вагнеровского «Зигфрида».

Совместная работа Онеггера и художника Г.-П. Фоконне над постановкой «Притчи об играх мира» была продолжена ими в «Трагической пантомиме» на тему легендарного поедин­ка Горациев с Куриациями. Однако смерть Фоконне заставила Онеггера изменить первоначальный замысел: вместо пантоми­мы он создал симфоническую поэму «Гораций-победитель» (1921).

Партитура «Горация-победителя» — одно из самых слож­ных произведений молодого Онеггера. Музыка, изображающая перипетии борьбы и гибели двух античных героев, Горация и Курия, воспринимается как гипертрофированное выражение силы и ненависти, как символ исступленного взаимоистребле­ния людей. Язык поэмы атонален, линии мелоса изломанны, звучания диссонантны, а динамика обострена активным рит­мом. Широко применяются полифонические приемы — разно­образные имитации, стретты, инверсии мотивов и т. д.

Как видим, Онеггер к началу 20-х годов не чужд новым художественным веяниям. Вместе с тем в отношении к совре­менности он относительно независим: «Я не делаю культа ни из ярмарки, ни из мюзик-холла, — замечает он, прямо отстра­няясь от примитивистских и мюзикхолльных увлечений своих соратников по „Шестерке“, — напротив, я поклоняюсь камер­ной и симфонической музыке, самой серьезной и суровой».

Музыкально-драматические произведения 20-х годов

Приверженность к жанрам, образам и тематике, близким к Баху, но преломленным сквозь призму современности, Онеггер покажет в первом крупном произведении этого периода — му­зыке к драме «Царь Давид» швейцарского поэта Рене Моракса, поставленной 11 июня 1921 года в народном театре «Жорб».

После премьеры «Царя Давида» Онеггер получил предложение сделать концертный вариант партитуры. Так сце­ническая музыка к библейской драме превратилась в ораторию с участием чтеца, поясняющего действие между музыкальными номерами. <...>

«Царь Давид» — первый опыт крупной ораториальной формы у Онеггера. Именно здесь впервые определились свойственные ему принципы группировки частей, динамики формообразования, а также черты симфонизма, сказывающиеся, в частности, в наличии лейтмотивных связей.

Работа над «Царем Давидом» утвердила убеждение Онеггера в важности сохранения ладотональной основы музыки. Признавая Шёнберга одним из самых выдающихся композиторов своего времени, он тем не менее считал бесперспективным применение его атональной техники. Много позже Онеггер писал о Шёнберге: «Его идеи привели к тупику, к искусству абстракций. Он потерял контакт с публикой. Лично я не могу на слух уловить логическую последовательность в его музыке».

Господством ясной диатоники отмечена симфоническая пьеса Онеггера «Песнь радости» (1922). Ее темы родственны фанфарным и пасторальным темам «Царя Давида». Так, песенно-пасторальная мелодия средней части напоминает хор «Аллилуйя» из этой оратории. Оркестровые приемы типа волыночной квинты, свирельные наигрыши деревянных — все здесь подчеркивает народный характер образов.

Онеггер относится к тем композиторам, у которых любая музыкальная концепция, даже самая отвлеченная, неизменно рождается из зримого образа, конкретной поэтической идеи. Этим он объясняет свое тяготение к оперному жанру и к сценической музыке вообще. «Симфонические сочинения стоят мне большого труда; они требуют непрерывного напряжения мысли, — признавался композитор в 1951 году. — И наоборот, как только я могу оттолкнуться от литературного или зрительного образа, работать становится значительно легче. Я хотел бы иметь возможность сочинять только оперы, но в наше время, когда музыкальный театр приговорен к исчезновению, это был бы напрасный труд».

Отсюда понятно все возрастающее влечение Онеггера к музыкально-театральным жанрам. Только на протяжении 20-х годов он создает — вслед за «Царем Давидом» — такие произведения для музыкального театра, как «Юдифь», «Антигона», а также музыку к драмам «Императрица на скалах» и «Федра».

Музыка Онеггера в опере-оратории «Юдифь» (1925) ярка, живописна (особенно в сценах лагеря Олоферна); выразительны хоровые плачи, молитвы перед боем. В партии Юдифи Онеггер впервые сочетал речитативную декламацию с широко распетыми кантиленами. Но при всех музыкальных достоинствах этой партитуры она все же представляет собой лишь использование уже найденного в «Царе Давиде».

В 1926 году происходит первая творческая встреча Онеггера с выдающейся русской танцовщицей и драматической актрисой Идой Рубинштейн.

По заказу И. Рубинштейн было создано немало произведений самыми различными авторами. Для нее сочиняли Глазунов («Саломея»), Дебюсси и д’Аннунцио («Мученичество святого Себастьяна»), Равель (Болеро), Шмитт («Антоний и Клеопатра»), Андре Жид и Стравинский («Персефона»). Одной из последних реализаций ее замыслов был «Люцифер» К. Дельвенкура (поставлен в 1948 году).

По ее просьбе он написал музыку к спектаклю «Императрица на скалах» по пьесе Сен-Жоржа де Буэлье на средневековый сюжет. На премьере в «Гранд-опера» костюмы и декорации А. Н. Бенуа поразили великолепием, музыка же вызвала недоумение архаичностью полифонического стиля в сочетании с почти импрессионистской красочностью эпизодов пейзажного характера. Позднее на основе этой партитуры композитор сделал симфоническую сюиту.

Почти одновременно Г. д’Аннунцио предложил Онеггеру написать музыку к своей трагедии «Федра», заглавная роль в которой предназначалась той же Иде Рубинштейн. Премьера трагедии (1926) прошла в Риме в декорациях Л. С. Бакста, дирижировал Онеггер. Музыка «Федры» полна сгущенного, сурового драматизма; сцена ревности Тезея жесткостью и судорожной нервностью интонаций напоминает наиболее драматичные страницы «Горация-победителя», а сцена оплакивания Ипполита и смерти Федры предвосхищает горестные стенания «Пляски мертвых».

В 1930 году Онеггер по заказу Иды Рубинштейн создает музыку к балету «Свадьба Амура и Психеи», свободно претворяя в ней (как Стравинский в «Пульчинелле») произведения старинных мастеров — в данном случае Французских сюит И. С. Баха.

Самым важным своим сочинением 20-х годов Онеггер считал «Антигону» (1924–1927). Работа над этой партитурой совпала по времени с созданием Стравинским оперы-оратории «Царь Эдип». По сюжету произведение Онеггера как бы продолжает «Царя Эдипа», но задумывалось и создавалось оно независимо от Стравинского. Хотя оба композитора использовали тексты трагедий Софокла в переводе Ж. Кокто, музыкальное решение двух параллельно создававшихся произведений диаметрально противоположно. <...>

В атмосфере веселящегося Парижа 20-х годов острота коллизий «Антигоны» не получила общественного резонанса, но во время Второй мировой войны, когда проблема обличения деспотизма, его кровавых последствий и героической борьбы с ним оказалась поставленной самой жизнью, тема «Антигоны» вновь приобрела особую жгучую актуальность.

Тенденции творчества 20—30-х годов. Симфонические произведения

Обращаясь к инструментальному творчеству Онеггера, нельзя не поразиться разносторонности его интересов в этой сфере. В 1921 году, еще работая на «Царем Давидом», он пишет одну из юмористических миниатюр, Траурный марш Генерала, для коллективного сочинения «Шестерки» — балета-пантомимы «Новобрачные на Эйфелевой башне», создает музыку для спортивного балета «Скетинг-ринг» и тут же — «Песнь радости» для оркестра. В декабре 1923 года завершается работа над знаменитой оркестровой пьесой «Пасифик-231», начатой одновременно с «Песней радости».

Творческая эволюция Онеггера в эти годы по-прежнему протекает в русле смелого скрещения классических традиций с самыми разнообразными влияниями современного искусства. Так, в Траурном марше Генерала, Шести романсах на стихи Кокто, в балетах «Скетинг-ринг» и «Подводная лодка», в Концертино для фортепиано с оркестром, в «Пасифик-231», «Регби» и отчасти, опосредованно, в Концерте для виолончели с оркестром наблюдается постепенно слабеющая, но все же явственная связь с эстетикой мюзик-холла и урбанизма. И рядом — в опере-оратории «Юдифь», в музыке к драме «Федра», в музыкальной трагедии «Антигона» и произведениях начала 30-х годов («синтетическом спектакле» «Амфион», а также Первой симфонии) — преобладают тенденции неоклассицизма.

Но существует и третья линия творчества Онеггера, в которой проявляется его давняя склонность к шутке, веселой пародии. Это его оперетты: «Приключения короля Позоля», «Красотка из Мудона», «Малютки Кардиналь» (последняя — в содружестве с Ж. Ибером). Примечательно, что они рождаются в непосредственной близости к самым трагическим сочинениям композитора: «Король Позоль» и «Красотка из Мудона» — рядом с «Криками мира», «Малютки Кардиналь» — между «Жанной д’Арк на костре» и «Пляской мертвых». Это как бы естественная разрядка для здоровой натуры композитора, способного постигнуть глубины человеческого страдания, но не желающего в них замыкаться.

В сложном мире творческих идей Онеггера скрещивались «вечные» темы, претворяемые в библейских и античных образах, и современные проблемы окружающей действительности, на которые он откликался не менее живо. Научно-технический прогресс, культ машин воспринимались им под знаком прагматики и практицизма; повышенный жизненный пульс находил выход в увлечении спортом, в обострении динамического начала, присущего современности. Онеггер отдал дань урбанизму, что особенно ярко сказалось в двух его пьесах — «Пасифик-231» и «Регби».

Симфоническая пьеса «Пасифик 231» (1924) была впервые исполнена С. Кусевицким в концерте симфонической музыки в помещении «Гранд-опера» и произвела фурор. Вскоре это сочинение покорило широкие круги слушателей и завоевало Онеггеру международную славу. «Пасифик» воспринимался как олицетворение духа современности, вокруг него возникали легенды, поддерживаемые критикой. Многие годы Онеггера знали прежде всего как создателя «Пасифика», подобно тому как в Равеле видели главным образом автора «Болеро», что немало их раздражало. <...>

Если в «Пасифике» воплощен динамизм равномерного нарастания скорости движения машины, одухотворяемый восторженным, гимническим ее воспеванием, то в «Регби» (1928) Онеггер хочет передать разнообразные проявления мускульной энергии человека. Смена движений, ритмических импульсов, мелодической графики, свободная от прямых сюжетных ассоциаций, кажется на первых порах импровизационной, даже беспорядочной, хотя и подчиняется чисто музыкальной логике разнообразных приемов перекличек и варьирования. <...>

Постепенно Онеггер отходит в симфонических опусах от программных импульсов; этим как бы подготовляется последующий переход к многочастной симфонической структуре.

Миниатюрность четырехчастного цикла и «сонатинность» фактуры Концертино для фортепиано с оркестром (1924) обусловили наименование этого сочинения. Пианистическое письмо его прозрачно, лишено эффектов «крупной техники» и виртуозных пассажей. Общий характер скорее дивертисментный: «…кажется, что его написал сегодня Моцарт», — сказал о нем Ансерме. Действительно, что-то моцартовское есть в беспечном изяществе тем первой части и мечтательной пасторальности Larghetto. Но некоторые гармонические «дерзости», а также прямые отзвуки джаза в ритмах и тембрах духовых напоминают о музыкальной атмосфере XX века.

В кристаллизации симфонических принципов Онеггера важное значение имел Концерт для виолончели с оркестром (1929). <...> Примечательно, что и в Первом, и во Втором квартетах Онеггера, так же как и в его Первой симфонии, наибольшей эмоциональной значительностью отмечены именно средние, медленные части трехчастного цикла.

В Первой симфонии (1930) Онеггер впервые нащупывает те принципы симфонизма, которые будут развиты в последующих его симфониях. Уже здесь проявилось свободное мастерство развертывания большой формы с помощью полифонических приемов развития. <...>

Оратории 30-х годов

В непосредственной близости к Первой симфонии Онеггер задумывает драматическую ораторию «Крики мира» (1931), стремясь выразить в ней растущее чувство тревоги перед ближайшим будущим. <...>

На протяжении предвоенных 30-х годов Онеггер все глубже вникает в обострившиеся общественно-политические проблемы времени. Этому нисколько не препятствует присущая ему склонность к философскому спиритуализму. Композитора волнуют не только судьбы искусства, но и судьбы народов и стран, в частности Франции, пережившей реальную опасность фашистского переворота в феврале 1934 года.

Онеггер, как и лучшие представители французской художественной интеллигенции, стремится приблизить свое искусство к запросам широких масс. Вместе с друзьями он принимает деятельное участие в движении Народного фронта, мы видим его в числе организаторов Народной музыкальной федерации Франции рядом с Русселем и Кёкленом (1935).

Онеггер пишет песни социально-политического содержания для рабочих хоров: «Юность» на слова П. Вайяна-Кутюрье — одного из активнейших поэтов-коммунистов, «Тревога» (об испанских антифашистах) на стихи Л. Муссинака. Он принимает участие в музыкальном оформлении народного праздника 14 июля 1936 года (годовщина взятия Бастилии); центром этого празднества был уже упоминавшийся спектакль по пьесе Р. Роллана «14 июля», организованный Народным фронтом.

Вместе с Ориком, Ибером, Кёкленом, Мийо и Лазарюсом Онеггер пишет музыку к этому спектаклю (ему принадлежит Марш — поход на Бастилию). (Тогда же Онеггер совместно с Ж. Ибером создает оперу «Орленок» (по одноименной драме Э. Ростана), в которой удачно чередуются лирические и массовые сцены, романтические вальсы, церковные напевы и французские народные песни, а также реминисценции «Марсельезы» и Попутной песни Мегюля.)

В связи с открытием в Париже Всемирной выставки (1937) социалистическая группировка «Май-1936» ставит спектакль под названием «Свобода», для которого Онеггер пишет прелюдию к одному из самых ярких в этой постановке эпизодов — «Смерти Жореса» на текст Мориса Ростана. На самой выставке, в павильоне «Искусство и техника», исполнялся балет «Белая птица улетела» (сценарий С. Гитри), посвященный достижениям авиации, с музыкой Онеггера и хореографией С. Лифаря. Добавим, что на протяжении 30-х годов Онеггер написал музыку к двадцати кинофильмам.

Онеггер с тревогой следит за стремительным распространением фашистской агрессии в Европе. В мае 1939 года он направляет в адрес Международной конференции защиты мира письмо, в котором заявляет: «…Я всем сердцем с теми, кто ведет упорную борьбу с фашизмом, кто твердо осознал опасность, в которой находится сейчас культура и цивилизация. Фашизм не позволяет художнику свободно творить, бороться, искать новые пути, отдаваться порывам искреннего вдохновения… Можно ли оставаться безразличными к этой угрозе? У подлинных творцов достоинство художника не может сочетаться с фашистским рабством. Искусство может служить определенной идее, но художник должен полностью сохранить свою свободу. Именно в соприкосновении с жизнью растет и крепнет искусство. Жизнь широка, пути, которые она открывает, многообразны».

В атмосфере тревожных размышлений, поисков больших общезначимых тем, способных сблизить духовные интересы композитора и широкой аудитории, рождаются три новые оратории предвоенных лет: «Жанна д’Арк на костре», «Никола из Флю» и «Пляска мёртвых». Гуманистические идеи, волновавшие в то время Онеггера, получили наиболее полное выражение в «Жанне д’Арк на костре». <...>

Оратория «Никола из Флю» (1939) относится к иному жанру — картинно-повествовательному. <...>

В самый канун Второй мировой войны родился замысел «Пляски мёртвых» (1939) — второй совместной работы Онеггера и Клоделя. <...> В трагической обреченности «Пляски мёртвых» несомненно слышны и отклики на недавнюю трагедию испанской республики, и предчувствия предстоящих исторических потрясений, к которым неминуемо приближалась Франция.

Симфонии и другие произведения 40—50-х годов. Последние годы жизни

В годы Второй мировой войны Онеггер, как швейцарский подданный, мог бы покинуть истерзанную оккупацией Францию. Однако он оставался в Париже, лишь периодически выезжая в Швейцарию. Он считал своим долгом всячески содействовать сохранению живого пульса французского искусства.

В эти трудные годы композитор систематически выступал со статьями в журнале «Комэдиа», освещая музыкальную жизнь и отстаивая проявления национального духа французской музыки. Он участвовал в исполнении музыкальных опусов своих товарищей, спасал от разграбления их квартиры, хранил рукописи тех, кто пребывал в вынужденной эмиграции.

Теперь, в годы войны, пережитое и передуманное находило у него выражение в чисто инструментальных формах, и прежде всего — в жанре монументальной симфонии. Так рождается цикл его повсеместно признанных партитур, получивших справедливое определение «симфонии о войне и мире» (Б. М. Ярустовский).

Четыре симфонии Онеггера, созданные в 40-е годы, охватывают период тяжких испытаний войны и трудных послевоенных лет. Каждая из них — особый, насыщенный глубоким содержанием мир идей и чувств, отражающий важный этап духовной жизни не только самого Онеггера, но и многих его современников, пытавшихся осмыслить жестокие уроки мировой войны.

Своей Второй, а затем и Третьей симфонией Онеггер открывает новую страницу в развитии французского симфонизма, создавая произведения трагического содержания. «Симфония — это экстракт жизненной драмы, — говорит он. — Я не ищу ни программы, ни литературно-философской подоплеки. Если мое произведение волнует, то это естественно, ибо я выражаю в музыке, порой даже бессознательно, свои сокровенные мысли». А сокровенные мысли потрясенного войной и фашизмом сознания композитора могли быть окрашены лишь в глубоко драматические тона.

Трагизм восприятия мира и судьбы личности в нем, ярко выявленный в Третьей, Литургической симфонии, с наибольшей полнотой раскрывается затем в Пятой. Вторая, Третья и Пятая симфонии во многом родственны трагедийному симфонизму Шостаковича. Роль пасторального интермеццо между ними играет Четвертая симфония («Базельские удовольствия») — светлый гимн природе и народной музыке Швейцарии.

Десять лет напряженного труда и высоких достижений в иных музыкальных жанрах отделяют Вторую симфонию от Первой. Но выработанные с самого начала особенности цикла не были забыты композитором. «Я не могу себе представить симфонию иначе, чем в трех частях», — говорил он. И действительно, во всех произведениях этого жанра у него оживленные крайние части обрамляют медленную среднюю — лирико-философский центр произведения (подобные моменты у Онеггера, как мы увидим дальше, имеют много общего с аналогичными частями симфоний Шостаковича). И конечно же, финал всегда является итогом, идейным выводом всего цикла. При этом существенную роль в формообразовании играют тематические связи между частями и реминисценции сквозного тематизма, несущего важную смысловую нагрузку.

Во всех симфониях главенствуют принципы сонатной диалектики, которая определяет и внутренний смысл, и закономерности общего построения. Первые части свидетельствуют о свободе трактовки сонатной формы, порой приобретающей черты смешанной формы, но неизменно сохраняющей основные принципы сонатности: рельефность, контрастность тематизма и насыщенность разработочными эпизодами, которые часто захватывают репризу, тем самым значительно динамизируя весь ход действия. Онеггер считал точные репризы устаревшими, создающими ощущение длиннот.

Широко применяет композитор приемы классической и линеарной полифонии. Сохраняются и еще усиливаются, приобретая подчас огрубленный характер, политональные сопряжения. Все средства, выработанные ранее, начинают служить драматическим, трагедийным целям.

В статьях и высказываниях Онеггер неоднократно сравнивал симфонию с романом. По его мнению, музыкальные темы подобны различным персонажам: одни из них вызывают симпатию, другие — антипатию; иногда темы тяготеют одна к другой, в иных случаях они конфликтны и вступают в борьбу. Именно музыкальными романами, повестями о жестоких столкновениях личности и мира, добра и зла, жизни и смерти являются его партитуры, и темы в них гораздо чаще враждуют, чем ищут сближения.

Вторая симфония, d-moll, для струнного оркестра с трубой ad libitum (1941) создавалась Артюром Онеггером в годы гитлеровской оккупации Франции и получила название «Симфония сопротивления».

Вторая симфония

Пришла победа, но наступивший мир не оправдал возлагавшихся на него надежд. В такой атмосфере создает Онеггер Третью симфонию (1946), на которой лежит отпечаток глубокого духовного кризиса, переживаемого композитором. Это, пожалуй, самая философски значительная из всех его симфоний.

Третья симфония

Четвертая симфония (1946), как уже говорилось, явилась своего рода пасторально-лирическим интермеццо.

Четвёртая симфония

В дальнейших сочинениях Онеггера все явственнее проступают овладевшие композитором сумеречные настроения, порожденные не только прогрессирующей болезнью сердца, с которой композитор мужественно боролся до конца, не переставая сочинять, но и всей общественной атмосферой, царившей во Франции и вне ее в годы «холодной войны». С наибольшей силой подавленность и тревога композитора нашли выражение в его последней, Пятой симфонии (1950).

Пятая симфония

Симфониями не исчерпывается творческая деятельность Онеггера последних лет. Как и в предшествующие годы, он создает также музыку к балетам, драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам. В эти же годы появляются и новые камерные сочинения — Соната для скрипки соло (1940), Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнного оркестра (1948), ряд фортепианных и вокальных миниатюр. К тому же композитор активно концертирует и выступает в печати.

Сразившая его в 1947 году сердечная болезнь на некоторое время приостановила, но не пресекла его активную деятельность. Едва оправившись, он реализует ранее возникший замысел Пятой симфонии, а в 50-е годы, несмотря на прогрессирующую болезнь, еще успевает создать Рождественскую кантату (1953), которую следует причислить к его крупнейшим вокально-симфоническим произведениям, а также Старинную сюиту и Монопартиту (обе — 1951) для симфонического оркестра, музыку к пьесам «Эдип» Софокла — А. Обэ (1947) и «С любовью не шутят» А. де Мюссе (1951).

Наконец, в 1951 году появляется книга «Я — композитор» (беседы с Бернаром Гавоти), насыщенная интереснейшими высказываниями композитора о музыке и музыкантах прошлого и современности, о дальнейших путях ее развития, о себе и своих сочинениях, об искусстве, писателях, поэтах, встретившихся Онеггеру на жизненном пути, о мире, в котором он живет.

Война и послевоенные годы усугубляют пессимистическое отношение Онеггера к грядущим судьбам искусства и всей европейской цивилизации. В последние годы жизни, под влиянием наблюдаемых им политических событий во Франции и вне ее, мысли его особенно безрадостны. Композитор не видит будущего для музыки, превратившейся в пустое развлекательство; его страшит одичание вкусов господствующих слоев общества, которые, по его мнению, определяют пути искусства, его пугает надвигающаяся катастрофа новой войны, и он не видит, как можно ее избежать.

Эти печальные мысли пронизывают его беседы с Б. Гавоти — другом и внимательным собеседником, который, правда, усматривает в столь скорбных настроениях лишь временный упадок духа, вызванный болезнью. Но даже в этих мрачных размышлениях Онеггер проявляет горячий интерес к окружающей его жизни. Болезнь не ослабляет в нем любви к музыке, служение которой наполняло его существование, любви к искусству, к людям, для которых он творил.

Рекомендуемая литература

Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шес­ти». Л., 1964.
Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1979.
Павчинский С. Симфоническое творчество Онеггера. М., 1972.
Сысоева Е. Симфонии А. Онеггера. М., 1975.
Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. Л., 1983.

Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Биография Онеггера
Список сочинений, даты и литература
Французская музыка в 1-й половине 20 века

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама