Отторино Респиги

Дата рождения
09.07.1879
Дата смерти
18.04.1936
Профессия
Страна
Италия
Отторино Респиги

Творческий путь Респиги

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Отторино Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Римские празднества»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине.

Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Римские празднества» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

В. Ильева
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Респиги, Отторино (9 VI или VII 1879, Болонья — 18 IV 1936, Рим) — итальянский композитор.

Родился в семье музыкантов (дед — органист, отец — пианист). Учился в детстве у отца (фортепиано), в 1891–99 — у Ф. Сарти (скрипка) в музыкальном лицее в Болонье, одновременно (в 1896–1901) там же занимался у Далль’Олио (контрапункт и фуга), Л. Торки и Дж. Мартуччи (композиция).

В 1901 Респиги приехал на гастроли с итальянской оперной труппой (в качестве скрипача оркестра) в Петербург, где в течение 5 месяцев брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова (сочинение и оркестровка) и написал оркестровую пьесу «Прелюдия, хорал и фуга», которая стала его дипломной работой в болонском музыкальном лицее. В 1902 в Берлине занимался композицией под руководством М. Бруха.

Выступал как скрипач-солист (с 1899), был первым альтистом в оперном оркестре (1901–03), в 1906 участвовал (как исполнитель на виоль д’амур) в квинтете Б. Муджеллини. Гастролировал во многих странах Европы, в США, Бразилии в качестве пианиста и дирижёра (исполнял свои сочинения). В 1913–36 профессор, в 1924–26 директор консерватории «Санта-Чечилия» в Риме.

Мировое признание Респиги получил как крупнейший представитель итальянского симфонизма (главным образом программного), утверждавший в итальянской музыке импрессионизм и неоклассицизм. В его творчестве своеобразно сочетались современная техника письма, красочность оркестровки («Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Римские празднества», «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам. Ряд сочинений Респиги написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет» и др.).

Среди его учеников — Э. О. Оливьери Санджакомо (певица и композитор, жена Респиги, автор работ о нем), В. Риети, Ф. Фаркаш, Дж. Перотти, М. Росси. Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Перголези, «Женские ухищрения» Чимарозы, «Орфей» Монтеверди и другие сочинения старинных итальянских композиторов; транскрипции инструментальных и вокальных сочинений итальянских композиторов 17–18 вв., оркестровка 5 «Этюдов-картин» Рахманинова, органной пассакальи c-moll И. С. Баха, а также старинных песен и танцев для лютни («Antiche arie e danze per liuto», 3 сюиты — 1917, 1924, 1932).

Сочинения:

оперы — Король Энцо (Re Enzo, 1905, театр «Дель Корсо», Болонья), Семирама (Semirama, 1910, театр «Комунале», Болонья), Спящая красавица в лесу (La Bella addormentata nel bosco, по сказке Ш. Перро, 1922, театр «Деи Пикколи», Рим), Бельфагор (Belfagor, 1923, театр «Ла Скала», Милан), Затонувший колокол (La Campanа sommersa, по драматической поэме Г. Гауптмана, 1927, Муниципальный театр, Гамбург), Мария Египетская (Maria Egiziaca, концертное исполнение 1932, театр «Карнеги-холл», Нью-Йорк, сценическое — 1932, Венеция, также концертный триптих для солистов, хора и камерного оркестра), Пламя (La Fiamma, 1934, Рим), Лукреция (завершена Э. Респиги, 1937, «Ла Скала», Милан);

балеты — Венецианское скерцо (Scherzo veneziano, соч. 1909, 1920, театр «Костанци», Рим), Лавочка чудес (La Boutique fantasque, на основе фортепианных пьес Россини, 1919, театр «Альгамбра», Лондон), Волшебные часы (La Pentola magica, на русские народные темы, 1921, театр «Костанци», Рим), Белкис, царица Савская (Belkis’regina di Saba, 1932, театр «Ла Скала», Милан), Птицы (Gli Ucelli, 1933, театр «Казино муничипале», Сан-Ремо, по одноименной сюите для оркестра, сочинённой в 1927);

для солистов, хора и оркестра — Весна (La Primavera, 1923), Гимн рождеству (Lauda per Nativita del Signore, 1930);

для оркестра — Ноктюрн (1905), Драматическая симфония (Sinfonie drammatica, 1915), Фонтаны Рима (Fontane di Roma, 1917), Баллада о гномах (Ballata delli gnomidi, 1920), Пинии Рима (I pini di Roma, 1924), Витражи собора (Vetrate di chiesa, 1926), Триптих Боттичелли (Trittico botticelliano, 1927), Бразильские впечатления (Impressioni brasiliane, 1928), Римские празднества (Feste romane, 1929), сюиты: Старинные песни и танцы для лютни (Antiche arie е danze per liuto, переложение для оркестра; 1-я — 1917, 2-я — 1924, 3-я — 1932), Россиниана (1925);

для инструментов с оркестром — Фантазия для фортепиано (1907), концерты: для скрипки (1922), для фортепиано (1903, 1924), для гобоя, трубы, скрипки, контрабаса, фортепиано (со струнным оркестром, 1934), Осенняя поэма для скрипки (1925);

струнные квартеты (1907, 1924); пьесы для фортепиано, в т. ч. токката (1928), пьесы для скрипки, для виолончели, романсы и песни, в т. ч. на сл. В Гюго, Г. Д’Аннунцио, М. Метерлинка, П. Б. Шелли, Р. Тагора, армянских поэтов.

Литературные сочинения: Orpheus. Iniziazione musicale, Firenze, 1925 (совм. с S. A. Luciani).

Литература: Крейн Ю., Отторино Респиги, «СМ», 1960, No 8; Григорович В., Предисловие, в изд.: Респиги О., Пинии Рима. Симфоническая поэма. Партитура, М., 1961; Ауэрбах Л., Предисловие, в изд.: Респиги О., Фонтаны Рима. Партитура, М., 1963; его же, Предисловие, в изд. Респиги О., Римские празднества. Симфоническая поэма. Партитура, M., 1965; Mila M., Ottonno Respighi, «La Revue musicale», 1933, No 135, avril; Marx J., в его кн.: Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946; Respighi E., Ottorino Respighi. Dati biografici ordinati, (Mil.). 1954; Rensis R. de, Ottorino Respighi, Torino, 1935 (2 доп. изд., пер. на франц. яз., Brux., 1957); Rinaldi M., Ottorino Respighi, «Musica d’Oggi», 1961, р. 146–57; Rossellini R., Il teatro di Respighi, там же, р.158–61; Rostand C., Ottorino Respighi e la musica strumentale, там же, р 162–64; О. Respighi. Catalog delle opere, Mi., 1965.

E. M. Гордеева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Творческий путь Респиги
Итальянская музыка в 1-й половине 20 века

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама