Арам Ильич Хачатурян

Дата рождения
06.06.1903
Дата смерти
01.05.1978
Профессия
Страна
СССР
Арам Хачатурян (Aram Khachaturian)

Список сочинений, даты и литература

...Велик вклад Арама Хачатуряна в музыку наших дней. Трудно переоценить значение его искусства для советской и мировой музыкальной культуры. Его имя завоевало широчайшее признание как у нас в стране, так и за рубежом; у него десятки учеников и последователей, развивающих те принципы, которым сам он всегда остается верен.
Д. Шостакович

Творчество Арама Хачатуряна впечатляет богатством образного содержания, широтой использования различных форм и жанров. В его музыке получили воплощение высокие гуманистические идеи революции, советского патриотизма и интернационализма, темы и сюжеты, рисующие героико-трагические события далекой истории и современности; ярко запечатлелись колоритные образы и сцены народной жизни, богатейший мир мыслей, чувств и переживаний нашего современника. Своим искусством Хачатурян вдохновенно воспел жизнь родной и близкой ему Армении.

Творческая биография Хачатуряна не совсем обычна. Несмотря на яркое музыкальное дарование, он так в не получил начального специального музыкального образования и профессионально приобщился к музыке лишь в девятнадцатилетнем возрасте. Годы, проведенные в старом Тифлисе, музыкальные впечатления детских лет оставили неизгладимый след в сознании будущего композитора и определили основы его музыкального мышления.

Сильное воздействие на творчество композитора оказала богатейшая атмосфера музыкального быта этого города, в котором на каждом шагу звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные напевы, импровизация певцов-сказителей — ашугов и сазандаров, перекрещивались традиции восточной и западной музыки.

В 1921 г. Хачатурян переезжает в Москву в поселяется у старшего брата Сурена — видного театрального деятеля, организатора и руководителя армянской драматической студии. Бьющая ключом художественная жизнь Москвы поражает юношу.

Он посещает театры, музеи, литературные вечера, концерты, оперные в балетные спектакли, жадно впитывает все новые и новые художественные впечатления, знакомится с произведениями мировой музыкальной классики. Творчество М. Глинки, П. Чайковского, М. Балакирева, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Равеля, К. Дебюсси, И. Стравинского, С. Прокофьева, а также А. Спендиарова, Р. Меликяна в др. в той или иной степени повлияло на формирование глубоко оригинального стиля Хачатуряна.

По совету брата осенью 1922 г. Хачатурян поступает на биологическое отделение Московского университета, а несколько позднее — в музыкальный техникум им. Гнесиных по классу виолончели. Спустя 3 года он оставляет учебу в университете и целиком посвящает себя музыке.

При этом он прекращает занятия на виолончели и переводится в класс композиции известного советского педагога и композитора М. Гнесина. Пытаясь наверстать упущенное в детские годы, Хачатурян интенсивно работает, пополняет свои знания. В 1929 г. Хачатурян поступает в Московскую консерваторию. На 1 курсе занятия по композиции он продолжает у Гнесина, а со 2 курса его руководителем становится Н. Мясковский, сыгравший исключительно важную роль в становлении творческой личности Хачатуряна. В 1934 г. Хачатурян с отличием оканчивает консерваторию и продолжает совершенствоваться в аспирантуре.

Написанная в качестве дипломной работы Первая симфония завершает студенческий период творческой биографии композитора. Интенсивный творческий рост дал превосходные результаты — почти все сочинения студенческого периода стали репертуарными. Таковы прежде всего Первая симфония, фортепианная Токката, Трио для кларнета, скрипки и фортепиано, Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки и фортепиано и др.

Еще более совершенным творением Хачатуряна явился Фортепианный концерт (1936), созданный в годы учебы в аспирантуре и принесший композитору мировую известность. Не прекращается работа в области песни, театральной и киномузыки. В год создания концерта на экранах городов страны демонстрируется кинофильм «Пэпо» с музыкой Хачатуряна. Песня Пэпо становится любимой народной мелодией в Армении.

В годы учебы в музыкальном техникуме и консерватории Хачатурян постоянно посещает Дом культуры Советской Армении, это сыграло важную роль в его биографии. Здесь он сближается с композитором А. Спендиаровым, художником М. Сарьяном, дирижером К. Сараджевым, певцом Ш. Тальяном, актером и режиссером Р. Симоновым. В эти же годы Хачатурян общается с выдающимися деятелями театра (А. Неждановой, Л. Собиновым, В. Мейерхольдом, В. Качаловым), пианистами (К. Игумновым, Е. Бекман-Щербиной), композиторами (С. Прокофьевым, Н. Мясковским).

Общение с корифеями советского музыкального искусства значительно обогатило духовный мир молодого композитора. Конец 30 — начало 40-х гг. ознаменовались созданием ряда замечательных произведений композитора, вошедших в золотой фонд советской музыки. Среди них Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к комедии Лопе де Вега «Валенсианская вдова» (1940) и к драме М. Лермонтова «Маскарад». Премьера последней состоялась накануне начала Великой Отечественной войны 21 июня 1941 г. в Театре им. Е. Вахтангова.

С первых же дней войны значительно возрастает объем общественной и творческой деятельности Хачатуряна. Будучи заместителем председателя Оргкомитета Союза композиторов СССР, он заметно активизирует работу этой творческой организации для решения ответственных задач военного времени, выступает с показом своих сочинений в частях и госпиталях, принимает участие в специальных передачах Радиокомитета для фронта. Общественная деятельность не помешала композитору создавать в эти напряженные годы сочинения различных форм и жанров, во многих из которых нашла отражение военная тематика.

За 4 года войны им созданы балет «Гаянэ» (1942), Вторая симфония (1943), музыка к трем драматическим спектаклям («Кремлевские куранты» — 1942, «Глубокая разведка» — 1943, «Последний день» — 1945), к кинофильму «Человек № 217» и на ее материале Сюита для двух фортепиано (1945), составлены сюиты из музыки к «Маскараду» и балета «Гаянэ» (1943), написаны 9 песен, марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны» (1942), Гимн Армянской ССР (1944). Кроме того, была начата работа над виолончельным Концертом и тремя концертными ариями (1944), завершенными в 1946 г. Во время войны стал созревать и замысел «героической хореодрамы» — балета «Спартак».

К теме войны Хачатурян обращался и в послевоенные годы: музыка к кинофильмам «Сталинградская битва» (1949), «Русский вопрос» (1947), «У них есть Родина» (1949), «Секретная миссия» (1950), к пьесе «Южный узел» (1947). Наконец, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне (1975) было создано одно из последних сочинений композитора — «Торжественные фанфары» для труб и барабанов.

Наиболее значительными произведениями военного периода являются балет «Гаянэ» и Вторая симфония. Премьера балета состоялась 3 декабря 1942 г. в Перми силами находившегося а эвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. По словам композитора, «идея Второй симфонии навеяна событиями Отечественной войны. Мне хотелось передать чувства гнева, мести за все то зло, которое причинил нам немецкий фашизм. С другой стороны, в симфонии выражены настроения скорби и чувства глубочайшей веры в окончательную нашу победу».

Победе советского народа в Великой Отечественной войне посвятил Хачатурян Третью симфонию, приуроченную к празднованию 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. В соответствии с замыслом — гимн народу-победителю — в симфонию включены дополнительно 15 труб и орган.

В послевоенные годы Хачатурян продолжает сочинять в различных жанрах. Наиболее значительным произведением стал балет «Спартак» (1954).

«Музыку я создал тем же методом, каким создавали ее композиторы прошлого, когда обращались к историческим темам: сохраняя свой почерк, свою манеру письма, рассказывали о событиях через призму своего художественного восприятия. Балет „Спартак“ представляется мне как произведение с острой музыкальной драматургией, с широко развернутыми художественными образами и конкретной, романтически взволнованной интонационной речью. Все достижения современной музыкальной культуры я считал необходимым привлечь для раскрытия высокой темы „Спартака“. Поэтому балет написан современным языком, с современным пониманием проблем музыкально-театральной формы», — писал Хачатурян о своей работе над балетом.

Среди других сочинений, созданных в послевоенные годы, — «Ода памяти В. И. Ленина» (1948), «Ода радости» (1956), написанная ко второй декаде армянского искусства в Москве, «Приветственная увертюра» (1959) к открытию XXI съезда КПСС. Попрежнему живейший интерес проявляет композитор к кино- и театральной музыке, создает песни. В 50-х гг. Хачатурян пишет музыку к пьесе Б. Лавренева «Лермонтов», к трагедиям В. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», музыку к кинофильмам «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Салтанат», «Отелло», «Костер бессмертия», «Поединок». Приобрели популярность песни «Армянская застольная. Песня о Ереване», «Марш мира», «О чем мечтают дети».

Послевоенные годы ознаменовались не только созданием новых ярких произведений в самых различных жанрах, но и важными событиями в творческой биографии Хачатуряна. В 1950 г. его приглашают профессором класса композиции одновременно в Московскую консерваторию и в Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. За 27 лет своей педагогической деятельности Хачатурян выпустил десятки учеников, среди которых А. Эшпай, Э. Оганесян, Р. Бойко, М. Таривердиев, Б. Троцюк, А. Виеру, Н. Терахара, А. Рыбяиков, К. Волков, М. Минков, Д. Михайлов и др.

Начало педагогической работы совпало с первыми опытами дирижирования собственными сочинениями. С каждым годом число авторских концертов растет. Поездки по городам Советского Союза перемежаются с гастролями в десятки стран Европы, Азии, Америки. Здесь он встречается с крупнейшими представителями художественного мира: композиторами И. Стравинским, Я. Сибелиусом, Дж. Энеску, Б. Бриттеном, С. Барбером, П. Владигеровым, О. Мессианом, З. Кодаем, дирижерами Л. Стоковским, Г. Караяном, Дж. Джорджеску, исполнителями А. Рубинштейном, Е. Цимбалистом, писателями Э. Хемингуэем, П. Нерудой, артистами кино Ч. Чаплиным, С. Лорен и др.

Поздний период творчества Хачатуряна ознаменовался созданием «Баллады о Родине» (1961) для баса с оркестром, двух инструментальных триад: концертов-рапсодий для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968) и сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976); для фортепиано были написаны Соната (1961), посвященная своему учителю Н. Мясковскому, а также 2 том «Детского альбома» (1965, 1 том — 1947).

Свидетельством мирового признания творчества Хачатуряна служат награждение его орденами и медалями имени крупнейших зарубежных композиторов, а также избрание почетным или действительным членом различных музыкальных академий мира.

Значение искусства Хачатуряна состоит в том, что ему удалось выявить богатейшие возможности симфонизации восточного монодического тематизма, приобщить, совместно с композиторами братских республик, монодическую культуру Советского Востока к многоголосию, к жанрам и формам, ранее сложившимся в европейской музыке, показать пути обогащения национального музыкального языка.

Одновременно метод импровизационности, темброво-гармоническая красочность восточного музыкального искусства через творчество Хачатуряна оказали заметное влияние на композиторов — представителей европейской музыкальной культуры. Творчество Хачатуряна явилось конкретным проявлением плодотворности взаимодействия традиций музыкальных культур Востока и Запада.

Д. Арутюнов
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Арам Ильич Хачатурян

Хачатурян Арам Ильич (24 V (6 VI) 1903, Коджори, близ Тбилиси — IV 1978, Москва, похоронен в пантеоне Еревана) — советский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1973). Академик АН Армянской ССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1943. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва и Верховного Совета Армянской ССР 2-го созыва. Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1950), Ленинской премии (1959), Государственной премии СССР (1971) и Государственной премии Армянской ССР.

Учился в коммерческом училище г. Тбилиси. Своеобразная атмосфера искусства города, в которой скрещивалась восточная и западная музыка, звучали грузинские, армянские и азербайджанские народные мелодии, проходили состязания ашугов, оказала заметное влияние на формирование музыкального вкуса Хачатуряна, в детстве не получившего специального музыкального образования.

С 1921 жил в Москве, в 1922 поступил в Музыкальный техникум им. Гнесиных, который окончил в 1929 по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1934 окончил Московскую консерваторию, где занимался по композиции сначала у M. P. Гнесина, затем у Н. Я. Мясковского, по инструментовке — у Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко. В 1934–36 совершенствовался там же в аспирантуре у Н. Я. Мясковского.

В 1926–28 Хачатурян был тесно связан с Московским домом культуры Армении, где работал заведующим музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством Р. И. Симонова. Здесь окрепли связи Хачатуряна с армянской культурой, чему способствовало знакомство с композитором А. А. Спендиаровым, художником М. С. Сарьяном, певцом Ш. М. Тальяном, участниками квартета им. Комитаса и др.

В годы Великой Отечественной войны вёл активную музыкально-общественную деятельность. Работал в Военной комиссии CK СССР, выступал с концертами перед воинами. С 1950 преподавал композицию в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и в Московской консерватория (с 1952 профессор). Среди учеников — А. Я. Эшпай, Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния).

Выступал в качестве дирижёра своих произведений в городах Советского Союза и за рубежом (с 1950; с авторскими концертами посетил свыше 30 стран).

Заместитель председателя Оргкомитета (1939–48), секретарь CK СССР (1957–78). Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958). Член Советского комитета защиты мира (с 1962). Почётный член академии «Санта-Чечилия» в Риме (1960), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1961), почётный профессор Мексиканской консерватории (1960). Имя Хачатуряна присвоено Большому залу филармонии г. Еревана (1978).

Основное внимание Хачатурян уделял симфоническим и камерно-инструментальным жанрам. Уже его консерваторские работы — сюита для фортепиано с виртуозной динамичной «Токкатой», соната для скрипки и фортепиано, трио для кларнета, скрипки и фортепиано, воссоздающее характер звучания восточных народных инструментальных ансамблей (все — 1932), «Танцевальная сюита» для оркестра (1933), представляющая собой колоритные жанровые зарисовки, основывающиеся на симфонической разработке армянских, азербайджанских, узбекских, грузинских танцевальных и песенных мелодий, — привлекли внимание общественности.

В полную силу дарование Хачатуряна проявилось в 1-й симфонии, посвященной 15-летию Советской Армении (1934). Эпическая монументальность, картинность музыки, народно-жанровый колорит сближают это сочинение с традициями симфонизма «кучкистов», особенно А. П. Бородина. Вместе с тем романтически взволнованная музыка симфонии говорит об известной связи с лирико-драматическим симфонизмом П. И. Чайковского (и отчасти Ф. Листа). Её музыкальный язык отличают ладогармоническая свобода, использование диссонирующих созвучий и политональных наложений, тонкая дифференцированность оркестрового письма. Характер 1-й симфонии в решающей степени определён традициями армянской ашуго-гусанской и восточной инструментальной музыки (национальное своеобразие тематизма и принципы организации музыкального материала).

В 1936 мировую известность принёс композитору концерт для фортепиано с оркестром, посвященный Л. Н. Оборину, отмеченный светлым, жизнеутверждающим характером музыки, монументальностью стиля, эпической величавостью и мощью. Образная сфера концерта овеяна дыханием героической романтики: мужественная энергия сочетается со светлой, восторженной лирикой, драматизм — со стихией стремительного, вихревого танца. Концерт ознаменовал новую ступень творческой эволюции композитора — пору расцвета. При яркости колорита, пылкости темперамента, эмоциональной непосредственности искусство Хачатуряна стало строже. Связи с ашугским искусством в этом сочинении выступили более опосредованно.

В симфонической «Поэме о Сталине» с заключительной песней ашуга, как и в предыдущих сочинениях композитора, раскрылась народно-национальная природа его творчества. В отдельные эпизоды поэмы введены мелодии не только Армении, но и Грузии, Азербайджана, чем подчёркивается идея нерушимой дружбы народов Советского Союза.

Концерт для скрипки с оркестром (1940, посвящен Д. Ф. Ойстраху) стал одним из широко исполняемых музыкальных произведений. Его отличают поэтичность, полнота чувств, виртуозный блеск, всепроникающая народность. При общем праздничном характере музыки в концерте встречаются скорбно-драматические образы, отличающиеся большой выразительностью. В вековых традициях народно-профессиональной музыки Востока заложены истоки вдохновенной, бесконечно льющейся мелодики концерта, увлекающей богатством и прихотливостью орнаментального рисунка.

В это же время Хачатурян много работал в области музыки для театра и кино. Особенно выделяется его бурная, романтически окрашенная музыка к «Маскараду» Лермонтова (1941) и эффектные колоритные музыкальные номера в «Валенсианской вдове» Лопе де Вега (1940), где использованы испанские мелодии и ритмы. Сюиты из музыки к этим спектаклям вошли в репертуар многих оркестров мира.

Принципиальное значение для развития армянской киномузыки имело участие Хачатуряна в создании первых национальных звуковых фильмов — экранизации классической пьесы «Пэпо» Сундукяна (1935) и историко-революционного фильма «Зангезур» (1938). В киномузыке композитор применил симфоническое развитие музыкального материала, ввёл в неё звучание народных инструментов, мастерски использовав их тембровые возможности. Написанная в традициях ашугского искусства песня Пэпо и «Зангезурский марш» (инструментованный для духового оркестра) обрели большую популярность.

К 1-й Декаде армянского искусства в Москве Хачатурян написал балет «Счастье» (1939), ознаменовавший рождение армянского национального балета. На его материале был создан балет «Гаянэ» (1942), в котором идеи советского патриотизма, нового отношения к труду, дружбы народов нашли яркое художеств. воплощение. Музыка балета — одна из вершин искусства Хачатуряна. До высоких ступеней художественного обобщения поднята мелодика танцев, то лёгких и проникновенных, то стихийно темпераментных. Важное место в драматургии занимают развёрнутые симфонические эпизоды, исполненные широкого драматического размаха.

В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 Хачатурян написал ряд произведений на военно-патриотические темы. Среди них песни: «Капитан Гастелло», «Балтийское море», марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны», музыка к фильму «Человек No 217».

В летопись крупнейших музыкальных событий вошла 2-я симфония Хачатуряна (1943). В этой «трагической поэме борьбы» музыкальная образность развивается от тревожного, грозного колокольного набата, возвещающего о великом народном бедствии, через раскрывающуюся в 1-й части симфонии стихию мужественной борьбы народа, полной ярости и силы, — к торжественному финалу с ликующими звучаниями фанфар. Как реквием героям воспринимается 3-я часть, в основе которой лежат выразительные мелодии народной песни «Ворскан ахпер» («Братец охотник») и средне-векового католического песнопения «Dies irae».

Как победная симфония в честь ознаменования окончания войны была задумана 3-я симфония Хачатуряна (1947). Написанная для большого состава оркестра (тройной, с 15 трубами и органом), она своеобразно воскрешает традиции героико-патетического симфонизма Г. Берлиоза.

Концертом для виолончели с оркестром (1946) Хачатурян завершил триаду своих инструментальных концертов.

В конце 1940-х гг. и в 50-е гг. Хачатурян много внимания уделяет музыке для театра и кино, массовым жанрам. Глубиной чувств, гражданственным пафосом отмечена его музыка к документальному фильму «Владимир Ильич Ленин» (1948). На основе музыки к фильму была написана «Ода памяти Ленина». Из музыки к киноэпопее «Сталинградская битва» (1949) была составлена симфоническая сюита.

Гуманистической направленностью, правдивым воплощением мира больших человеческих страстей отличается «шекспириана» композитора — музыка к спектаклям драматических театров «Макбет» (1955), «Король Лир» (1958), фильму «Отелло» (1955).

Среди немногих вокальных произведений выделяются 3 концертные арии для высокого голоса с оркестром («Поэма», «Легенда», «Дифирамб») на слова О. Туманяна и М. Пешикташляна, массовые песни «Армянская застольная», «Песня о Ереване», «Марш мира», «О чём мечтают дети», гимническая «Ода радости», впервые прозвучавшая в дни 2-й Декады армянского искусства в Москве (1956).

Балет «Спартак» (1954) — крупномасштабное, героико-эпическое сочинение, ознаменовал важный этап в развитии советского балетного искусства. Музыка балета захватывает пламенностью чувств, взрывчатой экспрессией. Борьба народа за свободу и человеческое достоинство раскрывается в контрастном сопоставлении различных интонационно-образных сфер, лейтмотивных характеристик. На одном полюсе — рабовладельческий Рим, показанный то в облике грозной, жестокой силы, то в картинах веселья и безудержных наслаждений, на другом — мужественная сила, героический порыв, этическая возвышенность образов Спартака, Фригии, гладиаторов. Обобщённость, приподнятая символичность характерны для образа Спартака и многих сцен, связанных с восстанием рабов. По спектаклю Большого театра в постановке Ю. Н. Григоровича сделана экранизация балета (1976).

В 60-е гг. Хачатурян создаёт концерты-рапсодии с оркестром для скрипки (1961), виолончели (1963) и фортепиано (1968). Их близость народным истокам обнаруживается прежде всего в свободно-импровизационном развитии музыкального материала, обогащённом тонкой вариантно-вариационной симфонической техникой, а также в характере тематизма — преимущественно песенного или танцевального. Особую роль играют развёрнутые сольные каденции, которые ассоциируются с импровизациями народных исполнителей.

Эти же принципы лежат в основе его сонаты для фортепиано (1961) и последних сочинений — сольных сонат для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976). В сборнике «7 речитативов и фуг» для фортепиано (1928–66) сочетаются полифонические и импровизационные формы, используется яркий национальный мелос.

Искусству Хачатуряна свойственны масштабность и значительность тематики, большая обобщающая сила и поэтичность образов. Творчество композитора вобрало в себя опыт мирового музыкального искусства, в особенности близкой ему русской музыкальной школы, однако уже с первых своих сочинений Хачатурян выступал как подлинно национальный художник, крепко связанный с жизнью Советской Армении. Многое роднит его с Комитасом, А. А. Спендиаровым, Р. О. Меликяном, воздействие армянской народной музыки обнаруживается почти во всех сочинениях композитора.

Восток в сочинениях Хачатуряна предстал в неведомом ранее облике: пробудившийся, свободный, охваченный могучим созидательным порывом. Именно этим в первую очередь определяется новаторская сущность творчества Хачатуряна. Оно обогатило армянскую музыку новыми образами, формами, средствами музыкальной выразительности. В особой щедрости, красочности музыки, бьющем через край жизнелюбии композитора было нечто «ренессансное», как отметил Б. В. Асафьев. Достижения Хачатуряна в области симфонизма оказали плодотворное влияние на развитие не только армянской музыки, но и музыкальных культур других народов.

Исключительным был мелодический дар Хачатуряна. Темы композитора рельефны, пластичны, им присуща внутренняя динамичность. Светлой окрылённостью, страстностью, безудержным порывом отмечены многие мелодии Хачатуряна даже лирического склада.

Как и многие выдающиеся композиторы 20 века, Хачатурян видел основной источник обновления современного музыкального языка в народном творчестве. Истоки мелодического стиля Хачатуряна уходят в народное творчество. Он широко использовал различные источники — армянский крестьянский и городской фольклор, творчество ашугов, народную инструментальную музыку, мугамы.

Отношение Хачатуряна к народному искусству было глубоко творческим. В своих сочинениях он редко цитировал народные мелодии. Пользуясь интонациями и ритмами народной музыки, Хачатурян подчёркивал их внутреннюю энергию и красоту. В потоке напряжённого музыкального развития народные интонации и ритмы обретали новую жизнь, новые качества.

Свежесть и оригинальность гармонического языка Хачатуряна также в значительной степени связаны с особенностями армянского фольклора. Совершенно новым оказался достигнутый композитором синтез тональной системы европейской музыки с ладовыми структурами армянской (и шире — восточной) музыкальной культуры, который открыл широкие возможности для более полного и органичного выявления самобытных черт восточного мелоса.

Огромную роль в искусстве Хачатуряна играет ритм. Разнообразие ритмических рисунков, сложное сочетание остинатно пульсирующего ритмического «остова» с резкими перебоями часто меняющихся синкопированных акцентов, использование полиритмических эффектов создало неповторимую эмоционально накалённую атмосферу музыки Хачатуряна.

Композиционные структуры сочинений Хачатуряна в целом близки образцам европейской профессиональной музыки. Вместе с тем композитор нередко совмещал черты сонатной формы со свободно-импровизационным изложением музыкального материала. Нередко музыкальная ткань его сочинений, как в народных инструментальных импровизационных композициях, строится по принципу чередования небольших, обладающих известной замкнутостью структур, эпизодов-«блоков», то контрастных по характеру, то вариационно развивающих исходный тематический материал (своеобразное «ступенчатое» развитие).

Хачатурян — мастер оркестрового колорита. Его оркестровая палитра многоцветна, ослепительно празднична. По яркости и сочности оркестровых красок её нередко сравнивают с живописью Сарьяна.

Творчество Хачатуряна получило широкое общественное признание. Его произведения часто исполняются как в нашей стране, так и за рубежом, балеты постоянно ставятся на многих сценах.

Г. Ш. Геодакян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Список сочинений, даты и литература

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Словарные статьи

Армянская музыка 12.01.2011 в 20:13
Армянский балет 23.04.2011 в 13:02

рекомендуем

смотрите также

Реклама